На юго-восточном склоне горы, спускающемся к ручью Каменцу, к востоку от Успенского собора расположена главная звонница. Эти два памятника архитектуры — Звонница и Успенский собор, стоящие на основной приподнятой площадке по отношению ко всему ансамблю, являются центром архитектурной композиции.
Звонница — сооружение, имеющее два яруса в утолщенном основании и два яруса звонов /шестипролетный нижний и однопролетный — верхний/. В первом ярусе небольшое помещение, перекрытое коробовым сводом с одним окном и входом с главного фасада. На главном фасаде с правой стороны есть вход, оформленный тамбуром в виде часовни с главкой, на большую лестницу, ведущую в монастырский сад на вершине горы. Помещение перекрыто коробовым сводом. Во втором ярусе есть вытянутое в плане помещение перекрытое коробовым сводом, с пятью окнами разной формы. Вход осуществляется с дворового фасада, выходящего в сад. Здесь же из небольших хозяйственных помещений по лестнице можно попасть на площадку первого яруса звона и в часовую башенку. Декоративная обработка звонницы довольно скромная, типично Псковская. Столбы звона имеют округление в средней части, раскреповка в арочных перемычках с валиковыми бровками над ними, и зубчатым орнаментом. Верхний ярус звона выполнен проще без всякого декора, покрыт на два ската и имеет главку на глухом барабане. Часовая башенка с часовым механизмом XVII в. покрыта на четыре ската. В центре ее кровли поставлена глава, на глухом барабане. Интересно устроен механизм часов, установленных в башенке на звоннице. Часы приводятся в действие гирей в виде большой бочки, наполненной камнями, которая движется в деревянной шахте. Механизм часов соединен с колоколами и каждые четверть часа мелодично перезванивают малые колокола, а часы отбивают большой колокол. Всего на звоннице 17 колоколов, три из которых с надписями: полиелейный, великопостный и праздничный — большой.
Стены выложены из известняковой плиты на известковом растворе, оштукатурены и побелены. Основные габариты: длина — 18 м, ширина — 12 м, высота — 25 м. Построена звонница (возможно, деревянная) в конце XV в. Датировка современной звонницы четко не определена. Расширенную датировку И.Э. Грабаря XV-XVIII вв. оспаривает Рабинович Г., и склоняется к тому, что сооружение все единовременное, кроме поздней достройки верхнего звона.
http://www.opskove.ru/det/193_det.html
Колокольни и колокола
«К востоку от Успенской церкви (каменная 1523 года), по той же линии, на площадке находится главная монастырская колокольня, или звонница, каменная из нескольких столбов, поставленных в одну линию, от запада к востоку колокола, числом 17, висят в два ряда; некоторые из них без надписей, а три с надписями: полиелейный, великопостный и праздничный — большой. На них следующие надписи: 1) на полиелейном: «Божиею милостию и поспешением Пресвятой Богородицы помощию и преподобных отец Антония и Феодосия Печерских и святых великомучеников сорока иже в Севастии в лето 7060 (1552) маия 21 дня на память святых равноапостольных царя Константина и христолюбивыя матери его Елены слит бысть колокол сей … во обитель Пречистыя Богородицы и Приснодевы Марии честнаго и славнаго Ея Успения в Печерский монастырь, при державе царствия благовернаго и христолюбиваго царя и государя, великаго князя Ивана Васильевича Всея Руси, при митрополите Великаго Новгорода и Пскова Пимене, повелением игумена Корнилия о Христе с братиею, а делаша мастеры псковичи Козьма Васильев да Логин Семенов сын. Слава Свершителю Богу. Аминь». 2) На великопостном (из числа средних): «лета 7059 (1551) месяца ноембрия в 21 день слит колокол сей при державе царства благовернаго и христолюбиваго великаго князя Ивана Васильевича царя и державца Всея Руси Владимирскаго, и Московскаго, и Новгородскаго, и Псковскаго, и Смоленскаго, и Тверскаго, и Югорскаго, и Пермскаго, и Вятскаго, и Болгарскаго и иных, а делали мастер Тимох Андреев, сын Псковитин». 3) На большом: «В лето 7198 (1690) меся маия при державе благочестивейших Государей царей Иоанна Алексеевича и Петра Алексеевича всея великия и малыя и белыя России самодержцев, при митрополите Псковском и Изборском Маркелле, Успенскаго Печерскаго монастыря при архимандрите Паисие с братиею слит сей колокол в Псковском Печерском монастыре, мастер Клементьев. Слава Тебе, Совершителю Богу. Аминь».
В три большие колокола звон производится качанием посредством коромысел*. Повсему видно, что колокольня эта современна Успенской церкви. Рядом с колокольней устроена часовая башня». (Из книги «Первоклассный Псково-Печерский монастырь». Остров, 1893. С.: 96-98**).
* Имеется ввиду очепной способ звона. Псково-Печерский монастырь является единственной в России обителью, где этот способ используется и в наши дни.
** Более подробно о звоннице и колоколах Псково-Печерского монастыря можно прочитать в книге: Никаноров А.Б. Колокола и колокольные звоны Псково-Печерского монастыря. Спб., 2000
Очепные колокола Псково-Печерского монастыря
В дополнение к приведенной выше статье следует добавить, что в ней описании допущен ряд серьезных неточностей. Согласно данным Никанорова А.Б., надпись на полиелейном колоколе читается так: «Божиею милостию и поспешением Пресвятой Богородицы помощию преподобных отец Антония и Феодосия Печерских и святых великомучеников сорока иже в Севастии в лето 7066 (1558) маия 21 дня на память святых равноапостольных царя Константина и христолюбивыя матери его Елены слит бысть колокол сей во области Святой Троицы в обитель Пречистыя Богородицы и Приснодевы Марии честнаго и славнаго Ея Успения в Печерский монастырь, при державе царствия благовернаго и христолюбиваго царя и государя, великаго князя Ивана Васильевича Всея Руси, при архиепископе Великаго Новагорода и Пскова Пимене, повелением игумена Корнилия яже о Христе с братиею, а делаша мастеры псковичи из-за Великих ворот Козьма Васильев сын да Логин Семенов сын. Слава Свершителю Богу. Аминь»*.
На великопостном: «Божиею милостию пособием и помощию Святыя Живоначальныя Троица лета 7049 (1541) месяца ноембрия в 21 день слит колокол сей при державе царства благовернаго и христолюбиваго великаго князя Ивана Васильевича царя и державца Всея Руси Владимирскаго, и Московскаго, и Новгородскаго, и Псковскаго, и Смоленскаго, и Тферскаго, и Югорскаго, и Псковскаго, и Смоленскаго, и Болгарскаго и инех, а делали мастер Тимох Андреев, сын Псковитин».
На праздничном: «В лето 7198 (1690) месяца маия при державе благочестивейших и великих Государей царей и великих князей Иоанна Алексеевича и Петра Алексеевича всея великия и малыя и белыя России самодержцев, межпатриаршестве и господине преосвященном Маркелле митрополите Псковском и Изборском, Успенскаго Печерскаго монастыря при архимандрите Паисие с братиею слит сей канбан в Псковском Печерском монастыре, мастер Федор Клементьев. Слава Тебе, Совершителю Богу. Аминь».
Из этих колоколов к концу XIX века очепным способом звонили только в первый и третий колокола. Колокол 1541 года тоже стоял на очепном валу, но звонили в него обычным способом «в языки». Третий колокол, который и по сей день раскачивают при помощи очепа, был отлит в 1765 году на московском заводе Дмитрия Пирогова (1726-1780 годы). Он жил своим двором за Сухаревой башней в приходе Спасской церкви, имел торг в суконном ряду и был совладельцем завода в Рязанской области. В 1760-х – 1770-х годах владел колокольной мастерской. Колоколов его работы осталось очень мало.
Интересующий нас колокол в подборе считается «вседневным» или «часовым». Украшают его орнаментальные пояса и пространная: «Спаси ди и помилуй раб своих строющия храмы Божия и подающая к ним всякое благопотребное даяние и даждь им гди црство нбсное рди пртстаго имени Своего. Лит в Москве в доме Дмитрия Пирогова во Псково Пчрско Упенский мнстрь из козеной меди при архимандрите Иосифе с братиею в котором весу 111 пуд. В Рождестве двство сохранила если во Успении мира не оставила еси Бдце преставилася еси к животу мати суща живота и молитвами Твоими избавляеши от смерти души наша слва и нне кондак в млитвах неусыпающую Бцу и в предстательствах непреложное упование гроб и умерщвление не удержаста матерь к животу престави во утробу всевшися приснодвственную 1765 году февраля 14 дня».
* Исправления выделены курсивом.
Выдержки из книги: Никаноров А.Б. Колокола и колокольные звоны Псково-Печерского монастыря. Спб., 2000. С.: 26-28; 46, 95-97, 98-100
К востоку от Успенского собора, по той же линии, на площадке находится главная монастырская колокольня, или звонница, каменная из нескольких столбов, поставленных в одну линию, от запада к востоку. Большая звонница — одно из крупнейших архитектурных сооружений подобного типа (как и звонница Новгородского Софийского собора, звонницы церкви Богоявления и Пароменской Успенской церкви во Пскове).Она насчитывает шесть основных пролетов (звонов) и седьмой, пристроенный позднее, благодаря чему образуется как бы второй ярус.
Собрание колоколов Псково-Печерского монастыря — одно из самых значительных как на Псковской земле, так и в Северо-Западной России. В настоящее время здесь сосредоточено несколько десятков памятников, среди которых есть уникальные образцы XVI-XVIII вв. Колокольные наборы размещаются на Большой звоннице, на звоннице Никольской церкви, при часах, на крыльце ризницы. Раньше они имелись и при других церквах. В XVII в. колокола висели у храма Антония и Феодосия Печерских. Во второй половине XVIII — первой четвери XIX вв. существовала деревянная колокольня при церкви Димитрия Ростовского в братских кельях.
Количество монастырских колоколов постоянно менялось. Их переливали, покупали новые, отдавали в приписные храмы. Иногда в монастырь жертвовали трофейные колокола или специально изготовляли колокола в качестве вклада. Так, на колокольне при храме Антония и Феодосия Печерских в 60-х гг. XVII в. находились «два колокола не великих, что присланы из вифляндских городов». Под «вифляндскими городами» подразумеваются города Дерпт и Вельян (современные Тарту и Вильянди). Там же вместе с двумя зазвонными и двумя прибойными висел благовестник весом 25 3/ 4 пуда, подаренный монастырю Иваном Мусоргским — одним из предков великого композитора. С восточной стороны звонницы в специальной башне находятся часы, существующие здесь еще с XVI в.
Набор, размещенный в настоящее время на Большой звоннице, состоит из 17 колоколов различных размеров и веса. Они не имеют имен, подобно колоколам некоторых крупных колоколен Москвы, Ростова Великого, Новгорода, однако сохранились названия отдельных групп: большие колокола, «Тиньки» («Диньки»), «Переборы» и «Бурлаки («Бурлыги»). Пять колоколов Большой звонницы отлиты в XVI в.; один — в конце XVII в.; два — в XVIII в.; два — в XIX в.; на восьми колоколах год отливки не указан.
Первые два восточных пролета (со стороны часов) занимают колокола «Полиелейный» и «Праздничный». Над ними висят по два «Тинька». Далее идут средние колокола: в третьем и четвертом пролетах — по паре «Переборов», а в двух последних пролетах — по одному колоколу, которые образуют группу «Бурлаков». Все они, включая «Часовой» («Вседневный») колокол, находящийся в седьмом верхнем пролете, составляют основной набор Большой звонницы. Кроме того, в трех западных пролетах и в верхнем пролете под самыми сводами есть еще по одному малому колоколу. Эти колокола повешены в начале 1980-х гг. В звонах они не используются и выполняют лишь декоративную функцию.
«Праздничный» колокол отлит в мае 1690 г. в самом монастыре. Сведения о его весе в надписи отсутствуют, но, судя по размерам, он — самый тяжелый на звоннице. Для размещения этого колокола ширина второго пролета звонницы оказалась недостаточной, из-за чего мастерам пришлось растесать ее столбы. Колокол изготовлен псковским мастером Федором Клементьевым и является единственным сохранившимся и, быть может, лучшим образцом его работы. Четкость линий и легкость формы колокола сочетаются с изящным декором в виде двух орнаментальных поясов и двух строк рельефной надписи, выполненной строгим уставом с элементами вязи. В его верхней части изображен голгофский крест, справа и слева от которого вылиты иконы «Спас Нерукотворный» и «Умиление».
«Полиелейный» колокол 21 мая 1558 г. — повелением игумена Печерского монастыря Корнилия — изготовили псковские литейные мастера Кузьма Васильев и Логин Семенов. Это второй по величине колокол на Большой звоннице. Хотя вес «Полиелейного» в надписи не указан, по данным псковской летописи он составляет около 161 пуда. Колокол украшен двумя лентами особого, так называемого «звериного» орнамента, который представляет собой завитки, образованные жгутиками и вьющимися растениями, с включенными в них фигурками различных зверей и птиц (львов, барсов, оленей, двухглавых орлов, грифов и др.).
«Часовой» («Вседневный») колокол отлит 14 февраля 1765 г., в Москве, на заводе Дмитрия Пирогова; вес его 111 пудов (1818,2 кг). Одновременно с ним изготовили еще один средний колокол, входящий в группу «Переборов». Эта небольшая коллекция памятников московского литья уникальна. Декор и в особенности надпись на «Часовом» колоколе значительно отличаются по стилю оформления от двух других больших колоколов. Помимо обычных указаний места предназначения колокола, веса и времени его изготовления, на нем содержатся тексты тропаря и кондака на Успение Богородицы.
Верхний пролет звонницы, где сейчас находится «Часовой» колокол, выстроен в XVII в. или не позднее конца XVII в. Судя по конструкции, размерам и местоположению, строительство велось для какого-то конкретного и не слишком большого колокола (а может быть для нескольких колоколов). Скорее всего, в новом пролете предполагалось поместить сигнальный колокол (может быть, старый «Часовой» — «большой боевой», как описывают его документы XVII в., или какой-то благовестник). После 1765 г. его сменил нынешний «Вседневный» колокол, изготовленный Дмитрием Пироговым, взявший на себя и функцию часового. Все три больших колокола подвешены на вращающихся осях. В них звонят, раскачивая с помощью специальных шестов, называемых очепами. Этот древнерусский способ звона XVI-XVII вв. сохранился сейчас только в Печерском монастыре.
«Тиньки» («Диньки») — набор из четырех малых колоколов, подвешенных в двух восточных пролетах (в один ряд над большими колоколами). Название этой группы, вероятно, связано со звукоподражанием и нередко встречается в лексиконе псковских звонарей и в письменных источниках XIX в. Первый колокол из группы «Тиньков» был отлит на заводе Смирнова в Валдае и весит 1 пуд 13 фунтов (21,7 кг). Другой колокол изготовлен в 1550 г. Возможно, этот колокол — один из тех, которые в XVI столетии достались русским ратникам во время осады немецких городов Дерпта (Юрьева, нынешнего Тарту) и Вельяна (Вильянди). Сообщение о том, что один из них был доставлен в Печерский монастырь, содержится в Псковской летописи под 1560-й год.
«Переборы» и «Бурлаки» («Бурлыги») представляют собой две группы средних колоколов Большой звонницы. Каждой из них управляет отдельный звонарь. «Переборами» называют четыре средних колокола. Они размещаются в двух центральных пролетах парами: один под другим, по типу лесенки. Во время звонов в «Переборы» ударяют поочередно (перебирают). Вероятно, этим и объясняется название группы. «Бурлаки» повешены в двух западных пролетах в один ряд. Происхождение их названия неясно. Возможно, оно также связано с приемом игры: во время звона натягивают то одну, то другую веревку, приводящую в движение язык то одного, то другого колокола. Самый большой колокол «Переборов» — «Великопостный» — отлит в 1540 г. псковским мастером Тимофеем Андреевым.
Часы с колоколами расположены на Большой звоннице, в специальной деревянной башне. В настоящее время колоколов девять, размещаются они в два ряда. Нынешний набор колоколов состоит из памятников XVI-XIX вв. Пять из них украшены орнаментами, и лишь на трех колоколах есть надписи с указанием точной датировки. Один из этих колоколов изготовлен псковичем Логином Семеновым 25 марта 1580 г. Другой колокол отлил в 1743 г. «псковитин посадский человек Фома Юрьев».
В XVI-XVII столетиях часовых колоколов было всего два. Опись 1586 г. сообщает: «Да на той же колокольнице часы бойные, а бои приведены к середнему колоколу под большим, да два колокола немецких, а в них звонят перечасье». В XVIII в. количество колоколов, «что перечасье бьют», увеличивается до шести. Возможно, тогда установили мелодический звон, отличный от обычного «перечасья», имевшего лишь сигнальный характер. По воспоминанию старых насельников монастыря, в прошлом часы вызванивали «Боже, царя храни».
http://www.pskovo-pechersky-monastery.ru/index.php/putevoditel/11-zvonnitsa