Собор Рождества Богородицы Саввино-Сторожевского монастыря
Собор сооружен из белого камня в 1405 г. на средства князя Юрия Дмитриевича. Крестовокупольный четырехстолпный одноглавый храм — один из немногих уцелевших памятников московской архитектуры рубежа XVI-XV вв. Фасады, верх апсид и барабана декорированы поясами белокаменной резьбы. Порталы перспективные с килевидным верхом. Завершение с тремя ярусами закомар в XVIII-XIX вв. было заменено четырехскатной кровлей, восстановлено в результате реставрации в 1972г. Луковичная глава относится к XVII в. В интерьере стены столбы и своды покрывают фрески 1656 г., выполненные группой царских мастеров во главе со Степаном Рязанцем и очищенные в 1970-1971 гг. от поздних записей. Иконостас и часть икон относятся к XVIIв. В 1650-х гг. к собору с южной и западной сторон были пристроен одноглавый Саввинский придел, перекрытый сомкнутым сводом, две паперти и западное крыльцо. Над южной папертью расположена ризница, первоначально соединявшаяся крытым переходом с царским дворцом. Раньше существовало южное крыльцо с наружной лестницей, арки южной паперти были открытыми.
Хотя летописных сведений о строительстве в Саввино-Сторожевском монастыре каменного Рождественского собора не сохранилось, чаще всего в литературе называется вполне «безусловная» дата освящения храм — 1405 год. В 1389 году Дмитрий Иоаннович завещал своему сыну Юрию «Звенигород со всеми волостми, и с тамгою, и с мыты, и с бортью, и с селы, и со всеми пошлинами». В Звенигородском княжестве он затеял великое строительство. Уже в 1390-х годах здесь вырос удивительный Успенский собор на Городке. Следом настал черёд «собственного» монастыря. В это время в осиротевшей после кончины преподобного Сергия Радонежского Троицкой обители настоятельствовал Сергиев ученик и постриженник преподобный Савва Сторожевский. Князь Юрий Звенигородский, крестник «игумена земли Русской», часто бывал в монастыре и, поражённый святостью жизни преподобного Саввы, выбрал его, как обычно утверждается, в качестве духовного отца, пожелав иметь святого всегда рядом с собой. Князь молил преподобного, «да пребудет у него, и да созиждает монастырь в отечестве его близ Звенигорода, идеже есть место, зовомо Сторожи». Старец внял мольбе честолюбивого князя и, покинув Троицкую обитель, в 1398 году пришёл в Звенигородский удел, основав в нём обитель в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Вскоре в новом монастыре срубили деревянный храм. Однако князя Юрия, щедро благотворившего Саввину монастырю, не устраивала маленькая, неприметная обитель; в «его» монастыре, по княжьему мнению, должна была красоваться каменная церковь. Учитывая, что преподобный Савва отошёл ко Господу в 1407 году и, согласно ряду свидетельств, был погребён уже в новом каменном храме, исследователи «выводят» 1405 год как наиболее вероятную дату освящения Рождественского собора Саввинской обители.
Богородице-Рождественский собор честно делил радости и скорби с самой обителью, знавшей в своей истории периоды и упадка, и расцвета. Но что бы ни происходило, соборный храм всегда находился под защитой своего основателя и строителя, чему сохранились многочисленные свидетельства. При Алексее Михайловиче, часто приезжавшим сюда на богомолье, были обретены мощи преподобного Саввы Сторожевского (в 1652 году). Именно при нём в монастыре началось большое строительство, так с западной стороны Рождественского собора вырос внушительный царский дворец. Любопытно, что дворец этот соединили с соборным храмом крытым переходом, который вёл в «малую палату», где царь с семьёй обычно стоял во время богослужений. Ныне этого перехода нет. Внешний вид Рождественского собора в те годы сильно изменился — его обнесли галереей с запада и юга, а в юго-восточном углу устроили придел преподобного Саввы (1659 г.). Галерея — «вся из каменного хрусталя» (слюды), как отмечал Павел Алеппский, сопрвождавший Патриарха Антиохийского Макария в сер. 1650-х годов. Он же восхищённо писал об «удивительно блестящей позолоте» соборных куполов. В храме тогда появился новый иконостас — высокий, резной, вызолоченный. Иконы для него написали «жалованные живописцы» Оружейной палаты Яков Тихонович Рудаков и Степан Григорьевич Рязанец. В 1735 году ликвидировали древнее позакомарное покрытие собора, заменив его четырёхскатной крышей, устроили чугунный пол («куплено в соборную церковь на пол чугунного железа 200 пудов»).
В 1775 году Екатерина II почтила своим визитом «первокласный» монастырь, где присутствовала в Рождественском соборе на литургии, которую служил сам митрополит Платон (Левшин), после изволила обедать и отдыхать в настоятельских покоях («Царицыны палаты»). После чего отбыла в Москву. По общему «настроению» монастырский ХIХ век ничем бы не отличался от ХVIII столетия, если бы не пребывания в монастыре французов в 1812 году. Ещё в августе, в ожидании французских «гостей», из обители вывезли самые ценные вещи и реликвии, но многое осталось на месте — и французы устроили форменный грабёж. Впрочем, это не удивительно, так как они поступали во всех русских монастырях; удивительное и любопытное заключается в другом: в том, что грабёж этот коснулся всех монастырских зданий, за исключением одного — именно Рождественского собора. Свой храм спас его святой строитель, преподобный Савва, явившись ночевавшему в царском дворце предводителю французов Евгению де Богарне и пообещав ему, что он вернётся во Францию живым, после того как войска покинут Россию, в обмен на то, что тот не тронет собор. После этого ошеломлённый Богарне выставил возле соборного храма охрану, запретив солдатам входить в него.
Одно из важнейших событий ХIХ века — замена в 1847 году сени над ракой преподобного Саввы на новую, бронзовую с накладным серебром, и установление в связи с этим местного праздника 17 (30) июля в честь перенесения мощей святого. В это время собор обзаводится каменным крыльцом с шатровым верхом. В 1870-е годы в нём устроили духовое отопление, проложив в полах обложенные кирпичом калориферные керамические трубы. Последняя перед революционным погромом реставрация в храме шла в 1912-1913 годах. Палехские мастера поновили росписи и промыли иконы иконостаса ХVII века. В ходе предпринятой реконструкции отказались от чугунного пола, выложив его метлахской плиткой. В марте 1919 года красноармейцы с местными властями совершили кощунственное вскрытие мощей преподобного Саввы. В апреле 1919 года святые мощи основателя Саввинской обители увезли на Лубянку. С этого и началось разграбление монастыря, окончательно закрытого в июле 1919 года.
Показательный факт: в 1923 году решётку, стоявшую перед иконостасом Рождественского собора, сняли и приспособили для ограждения памятника Карлу Марсу. В обители беспрестанно менялись хозяева: беспризорники, представители карательных органов, военные, медики, музейщики… Для Рождественского собора эта советская чехарда закончилась в 1947 году, когда храм передали Звенигородскому музею. Закрепление за собором музейного статуса позволило начать в нём научную реставрацию. С конца 1950-х годов реставрировались созданные в ХVII веке храмовые фрески и иконы иконостаса. Второй этап этих работ относится уже к 1970-м годам. Одновременно, в 1971-1973 годах, собору вернули первоначальный облик — купол храма засверкал позолотой, было восстановлено позакомарное покрытие. Новые времена принесли новые веяния. В июле 1990 года состоялось малое освящение Рождественского собора. В стенах храма (ещё музейного!) вновь зазвучала молитва; впервые более чем 70-летнего перерыва в соборе отслужили литургию. В августе 1998 года, когда широко праздновалось 600-летие Саввино-Сторожевского монастыря, преподобный Савва вернулся своими мощами в родную обитель. Ковчег с мощами положили в возобновлённую раку, а праздничное богослужение тогда возглавил Патриарх Алексий Второй.
Из журнала «Православные Храмы. Путешествие по Святым местам». Выпуск №132, 2015 г.
Рождественский собор Саввино-Сторожевского монастыря относится к так называемому «раннемосковскому зодчеству». Выясняя генеалогию этого храма, искусствоведы обычно сравнивают его с двумя церквами — более ранним звенигородским Успенским собором на Городке и Троицким собором Троице-Сергиевой Лавры. Все эти храмы выстроены князем Юрием Звенигородским, все они типологически близки, хотя при ближайшем рассмотрении выясняются и некоторые отличия. Если говорить о близости, то следует назвать три характерные особенности для «раннемосковского зодчества».
Вот цитата архитектора-искусствоведа Д.Ю. Палкина: «…во-первых, необязательность соответствия внутренних и внешних членений, или «система смещённых соотвтствий», во-вторых, это применение ступенчатых арок, подчёркивающих вертикальную динамику, и, в-третьих, это типично московское завершение посредством двух или более ярусов закомар». В Рождественском соборе, в отличие от упомянутых Успенского и Троицкого соборов, мы видим полное соответствие внешних и внутренних членений. С другой стороны, если в Успенском соборе на Городке наблюдается вертикальное устремление объёма, то в двух монастырских храмах налицо своеобразная горизонтальная динамика — они, благодаря выбранным пропорциям основного объёма, как бы слегка оседают на землю. Характерно в этом смысле устроение апсидных лопаток — в Рождественском соборе они «обрываются» на уровне среднего уровня трёхрядного фриза, словно «запрещая» наметившийся рост. Собственно, и ощущения от всех трёх храмов — несмотря на их очевидную близость — различны: в этом смысле Рождественский собор выглядит более уютным, камерным, простым и ясным, но это та простота, которая очевидным образом устремляется к «золотому сечению». В сечении основной объём является почти квадратом (14,4 Х 14,5 м). Храм стоит на довольно высоком подклете — высотой около полутора метров. Северный и южный фасады ассиметричны: боковые их деления имеют неодинаковую ширину (западные шире восточных).
Большую роль в создании образа храмов «ранней Москвы» играет внешний декор. Он достаточно прост и скуп, находя своё выражение в нескольких декоративных поясах, но тут мы видим парадокс — эта скупость чуть ли не более выразительна и поразительна, нежели чрезмерность и некоторая «навязчивость» декорировки, например барочных церквей позднейшей эпохи. «Фасадный» фриз Рождественского собора почти повторяет соответствующий пояс Успенского собора на Городке, однако он становится более плоскостным, более плотным, более геометричным. Тут намечается некоторая функциональность и програмность — такой фриз легче повторять в других храмовых постройках. Переход от основного объёма к барабану осуществляется с помощью трёх рядов характерных килевидных кокошников (закомары в виде кокошников). Вероятнее всего, они должны были сформировать вертикальный «вектор» храма, но странным образом этого не произошло — основной объём собора всё равно остаётся «приземистым». На протяжении почти 250-ти лет кокошники были скрыты под устроенной в 1735 году четырёхскатной кровлей. Как уже было сказано, что основной тип «раннемосковского зодчества» — это одноглавый четырёхстолпный храм. В данном случае глава опирается на световой барабан с высокими узкими окнами-бойницами, украшенный трёхрядным декоративным поясом. Этот пояс совпадает по исполнению с фризом, идущим в верхней части апсид, за исключением нижнего ряда, где на барабане появились сплетенные пучки растений. Апсиды Рождественского собора понижены относительно основного объёма, что вкупе с другими соответствующими элементами, формирует «приземистость» постройки. Характерная особенность апсид — лопатки, делящие их на части. Апсиды, подобно фасадам и барабану, украшены декоративным резным поясом. Средняя апсида в диаметре вдвое больше боковых и значительно дальше выступает на восток.
Пристройки «обросли» храм в середине ХVII века, при царе Алексее Михайловиче. Они в отличие от основного здания, построенного из белого камня, возводились из кирпича. В юго-восточном углу — придел преподобного Саввы Сторожевского, стилистически стремящийся подражать основной постройке. С юга и запада — галерея, причём южная её часть надстроена вторым этажом — туда некогда вёл крытый переход из дворца Алексея Михайловича; позже это помещение занимала ризница. Внутреннее пространство Рождественского собора наследует устройству Успенского собора на Городке. Так же, как и на Городке, четыре столпа здесь заметно сдвинуты к стенам — с целью максимально увеличить ширину центральных нефов. Впрочем, есть и отличия. Во-первых фасадное членение лопатками строго соответствует расположению пилонов, которые в плане стали квадратными, а не крестчатыми (как в Успенском соборе), и более «тонкими». Кроме того, исчезли хоры. Вообще, в соборном храме Саввино-Сторожевского монастыря заметно стремление к некоторой зальности. «Некоторой», потому что это конечно, не классическая зальность, характерная для позднейших храмов, а лишь её «призвук» но этот «призвук» сообщает Рождественскому собору очень приятные камерность и уютность. Изначально в храме не имелось иконостаса; его роль, как в древних церквах, исполняла алтарная преграда, которая в 1913 году, при очередной реставрации, помогла ответить на вопрос, был ли как-то украшен только что построенный собор. Дело в том, что именно на алтарной преграде реставраторы обнаружили остатки фресок, относящихся, скорее всего, к началу ХV века, то есть ко времени строительства Рождественского собора. Искусствоведческий анализ открытых и позже реставрированных фресок показал, что они созданы мастерами круга преподобного Андрея Рублёва, который, как известно, в ту пору работал в Звенигороде.
В 1430-х годах в храме появился иконостас «от стены до стены», закрывший алтарную преграду. Следующая кардинальная реконструкция интерьера состоялась в середине ХVI столетия — видимо, по желанию царя Алексея Михайловича, благоволившего Саввиной обители; именно тогда храм приобрёл «примерно» современный вид. В частности, собор был полностью расписан артелью под руководством иконописца Степана Григорьевича Рязанца и каменщика Карпа Тимофеева. В артель входили 29 царских жалованных и кормовых мастеров, известных ныне поимённо. Был установлен и сохранившийся до наших дней пятиярусный иконостас, закрывший восточные столпы. Иконы для верхних четырёх рядов исполнили тот же Степан Рязанец, а также Яков Тихонович Рудаков, прозываемый Казанцем. В нижний ряд поместили разновременные образа, некоторые из которых, возможно, были современны самому собору. Впоследствии в храме появились новые росписи: в ХVIII столетии, в 1835 и 1913 годах. Начиная с 1960-х годов росписи Рождественского собора неоднократно реставрировались. Сохранившиеся иконы иконостаса с 1960-х годов хранились в Звенигородском музее (утрачеными оказались лишь образа местного чина, а также убранство нижнего яруса иконостаса и царские врата). В 1998 году, к 600-летию Саввино-Сторожевского монастыря, они вернулись на своё законное место.
Из журнала «Православные Храмы. Путешествие по Святым местам». Выпуск №132, 2015 г.
Собор — один из древнейших из сохранившихся на Московской земле храмов (1404–1405 г.г.). Возведен при жизни прп. Саввы Сторожевского, который был погребен при входе в собор, справа. Выстроен на месте деревянного храма из белого камня — известняка в традициях владимиро-суздальской архитектуры; четырехстолпный, крестовокупольный, с позакомарным покрытием. Белый камень для строительства храма добывался в верховьях Москвы-реки. Во второй половине XVI в., после прославления преподобного Саввы на Московском соборе 1547 года, к храму Рождества Богородицы с юго-восточной стороны был пристроен придел преподобного Саввы.
В XVII в., когда были обретены (в 1652 г.) мощи Звенигородского чудотворца, сложилась традиция благоговейного почитания трех мест, связанных с памятью Преподобного: сама рака со святыми мощами; место погребения и старая дубовая рака в Саввинском приделе. Здесь висели особо почитаемые иконы святого, горели неугасимые лампады. Первоначально рака святого Саввы была деревянной и помещалась в литом ажурном шатре. По обещанию царя Алексея Михайловича его сыном царем Федором Алексеевичем была пожертвована монастырю серебряная рака. Позже над ней была устроена сначала деревянная, затем бронзовая сень.
Обновление обители при царе Алексее Михайловиче в середине XVII в. началось с Рождественского собора, к которому были пристроены галереи, южная — с молельней царя на втором этаже, соединенной позже с Царским дворцом. В этом помещении в XVIII — начале XX вв. находилась богатейшая монастырская ризница. В застекленных шкафах здесь размещались священные книги, драгоценные кресты, сосуды, кадила, панагии, облачения. Особо бережно хранилась фелонь прп. Саввы Сторожевского. Помимо церковных древностей и вкладов в обитель, в ризнице были одежды царя Алексея Михайловича, царицы Марии Ильиничны, царевны Софьи.
После Смуты собор поновлен в 1649 г. по указу царя Алексея Михайловича. Стены храма заново расписали 29 царских жалованных и кормовых иконописцев во главе со Степаном Рязанцем и Василием Ильиным. Известны имена всех участников работ, которые продолжались всего лишь теплый сезон (весна-осень) 1649 г.
Собор Рождества Богородицы является уникальным памятником монументальной живописи XV–XX веков. Сохранившиеся фрагменты самых ранних росписей храма относятся к XV в. и принадлежат мастерам круга преподобного Андрея Рублева. На фасадах обнаружены красочные слои XVI в. На стенах храма сохранились росписи последующих времен: XVIII в., 1835 г., 1913 г. Раскрытие живописного слоя середины XVII в. проведено бригадой реставратора высшей категории Д.Е. Брягина в 1960-х — 1980-х г.г.
Работы по спасению самых древних росписей собора (росписей алтарной преграды и др.) осуществлялись Научно-исследовательским институтом реставрации по специально разработанной методике зав. кафедрой Строгановского училища В.П. Бурого. В составе Звенигородского музея в 1990-е годы была создана бригада реставраторов монументальной живописи под его руководством, усилиями которой выведены из аварийного состояния росписи галерей, отреставрированы Саввинский придел и его притвор.
К 600-летию обители работы в храме велись под руководством музейного реставратора 1 категории С.П. Лосева. Архитектурная реставрация уникального памятника раннемосковского зодчества велась под руководством архитекторов В.И. Федорова, Л.К. Россова (восстановлено позакомарное покрытие собора на рубеже 1960–70-х гг.) и В.М. Пустовалова. К 600-летию обители его святыня — собор Рождества Богородицы — был благолепно украшен. Работы в интерьере храма по восстановлению иконостаса, устройству новой раки и сени велись архитекторами монастыря Т.Н. Кудрявцевой и послушницей Ириной Тимофеевой под руководством о. Гурия.
22 августа 1998 г. в обитель торжественно возращены святые мощи ее основателя. Теперь в соборе, как прежде, справа от Царских врат располагается рака с нетленными мощами преподобного Саввы Сторожевского. Ежедневно здесь собираются братия и прихожане на молебное пение, и Преподобный слышит мольбы каждого — случаи чудотворений не прекращаются и по сей день.
В храме находятся особо почитаемые и чудотворные образы: икона св. великомученика и целителя Пантелеимона, написанная для монастыря на Афоне в монастыре святого Пантелеимона в 1912 г., икона Царственных мучеников, представлен для поклонения ковчег с частицей камня Гроба Господня и частицами мощей святых угодников.
Иконостас собора
Иконостас собора середины XVII в. представляет собой одну из вершин древнерусской иконописной традиции. Строгое каноническое письмо позволяет забыть житейскую суету, в молитвенном возвышении оставшись наедине с Господом. Пятиярусный иконостас был создан по указу царя Алексея Михайловича в 1650-е годы знаменитыми иконописцами (царскими изографами) Оружейной палаты Степаном Рязанцем (Резанцем), Карпом Тимофеевым, Яковом Казанцем и другими. Серебряные тисненые, так называемые басменные, оклады были выполнены одновременно с иконами в мастерских Оружейной палаты. В XIX в. были исполнены сохранившиеся алтарные двери с изображениями архидиаконов Стефана и Лаврентия, а также новые оклады на тябла и колонки.
В годы революции были утрачены все иконы местного чина, драгоценное убранство нижнего яруса иконостаса и Царские врата, однако верхние ряды иконостаса практически не пострадали. Чудом сохранившиеся иконы праотеческого, пророческого, праздничного и деисусного чинов, а также драгоценное убранство иконостаса были поставлены на государственный учет в Звенигородский музей в 1960 г.
В 1969–1975 г.г. в мастерской реставратора Д.Е. Брягина, располагавшейся в московском Ново-Девичьем монастыре, проведено изучение и полная реставрация икон и окладов. Подвижнический труд бригады Д.Е. Брягина по сохранению, консервации икон продолжили реставраторы музея А.Л. Мельниченко и М.Б. Селезнев, которыми иконостас в 1998 г. был установлен в Рождественском соборе.
http://savvastor.ru/?page_id=2221; http://savvastor.ru/?page_id=2224