Званский Знаменский женский монастырь, 3-го класса — Новгородской губернии и уезда, в 55 верстах от Новгорода, при селе Званке (где в 1816 г. скончался поэт Державин), на левом берегу реки Волхов, выше Сосницкой пристани. В 1851 г. приняты были в духовное ведомство пожертвованные Державиной и ее наследниками угодья и земли села Званки для учреждения женского монастыря с училищем для девиц духовного звания.
Женский монастырь, открытый в 1869 г. в имении знаменитого поэта Г.Р. Державина в соответствии с завещанием его вдовы Д.А. Державиной (+1842). В монастыре были размещены начальные классы епархиального женского училища. Окончательно закрыт в 1925 г. Постройки полностью разрушены в 1941-1944 гг. в ходе боевых действий. Храмы монастыря: церковь Воскресения Словущего в Званском Знаменском монастыре, 1821 г., архитектор — Львов Н.А., церковь иконы Божией Матери Знамение, 1887 г., часовня Космы и Дамиана, нач. XIX в.
По материалам сайта «Храмы России»
… Званский Знаменский монастырь Новгородской губернии, основанный в 1869 г. по завещанию вдовы русского поэта Гаврилы Романовича Державина Дарьи Алексеевны в память мужа на месте державинского имения Званка. Имение на Званской горе было приобретено Дарьей Алексеевной у своей матери в 1797 г. на средства, полученные в приданное. Усадебный ансамбль был создан другом и родственником Г.Р. Державина, одним из крупнейших мастеров усадебного строительства XVIII в., архитектором Николаем Александровичем Львовым. Это уединенное тихое место так понравилось Гаврилу Романовичу, что он проводил в имении каждое лето, здесь он и скончался 8 [20] июля 1816 г.
При усадьбе первоначально не было церкви, и все жители окрестных деревень ездили за 5 верст в Никольскую церковь в селе Спасская Полисть. Судя по воспоминаниям, Гавриил Романович очень любил церковные службы и часто приглашал священника Никольской церкви послужить в доме молебен или всенощную. Об этом пишет автор путевых заметок, скрывшийся под инициалами «В.С.»: «… Я проезжал через Новгород. Здесь я вспомнил рассказ званского священника, что в девяти верстах от Новгорода в монастыре Варлаама Хутынского живет девяностолетний священник, отец Никифор, который погребал Державина. На другой день утром я был в келье отца Никифора, но к несчастью нашел его больным; он был так слаб, и от болезни, и от старости, что с трудом мог говорить. Отец Никифор был священником какого-то села, недалеко от Званки; в последствии его перевели в самую Званку, когда, после смерти Державина, супруга его построила там церковь. Державин часто приглашал к себе отца Никифора, просил его служить в своем дому всенощные, молебны…».
Священник А. Ваучский, описавший историю Званского монастыря, сообщал, что Державин еще при жизни своей заготовил в своем имении материал для постройки храма во имя Обновления храма Воскресения Христова, но Дарья Алексеевна не хотела строить церковь по какому-то предрассудку, и построен храм был уже после кончины Г.Р. Державина, но согласно его желанию. Строительство было начато в 1817 г., а в 1821 г. церковь была освящена архимандритом Новгородского Юрьевского монастыря Фотием и была сделана приходскою для жителей всех деревень, принадлежащих Державиной, Дымно, Залозье, Антушево и Званка. Приход назывался Званка или Воскресенско-Тож, о чем свидетельствует церковная печать, оттиск которой хранится в Новгородском архиве. На содержание Званской церкви и священника при ней Дарья Алексеевна еще при жизни внесла капитал в 50 тысяч, а также выделила на содержание Никольской церкви 5 тысяч. Как писал А. Ваучский, храм отличался изящной архитектурой и художественной живописью (особенно хороша икона, изображающая Воскресение Христово).
В 1839 году Дарьей Алексеевной Державиной было составлено завещание, в котором она изложила свое желание передать усадьбу «Званка» в духовное ведомство и устроить там женский монастырь и училище для девиц духовного звания. Средства на осуществление задуманного Дарьей Алексеевной должны были составиться от продажи городского дома Державиных в Санкт-Петербурге и всех доходов от имения «Званка».
Промыслом Божиим, в устроении монастыря деятельное участие принял Константин Матвеевич Бороздин, один из потомков прп. Саввы Вишерского (в миру Сергея Ивановича Бороздина), столпника, основателя Новгородского Савво-Вишерского монастыря. Константин Матвеевич был родственником Державиных, он был женат на племяннице Дарьи Алексеевны, Прасковье Николаевне Львовой, дочери друга Гавриила Романовича Державина — Николая Александровича Львова. Дом Бороздиных находился рядом с домом Державиных в Санкт-Петербурге. Он был назначен душеприказчиком по завещанию Дарьи Алексеевны и для устройства монастыря и училища предоставил капитал в 98 279 руб. Дарья Алексеевна не имела собственных детей, но в доме всегда жили племянники и племянницы, которых она воспитывала, выдавала замуж, беспокоилась об их приданном. Племянница Дарьи Алексеевны Вера Николаевна Воейкова (Львова) вспоминала, что тетушка «всегда болела об образованных бесприютных девицах, которые ищут крова и занятий. Монахини задуманного ею монастыря должны были найти на Званке покой, удобства и молитвенный подвиг и, вместе с тем, благотворительную обязанность по отношению к малолетним сиротам» — воспитанницам задуманного Дарьей Алексеевной училища.
Сведения о деятельности Бороздина по открытию монастыря и устройству в нем училища дают воспоминания родственников Дарьи Алексеевны, которые собрал и опубликовал И. Хрущов в своей работе «Милена, вторая жена Державина». Когда в 1844 г. — через два года после кончины Дарьи Алексеевны дом был продан и все необходимые документы оформлены, Бороздин представил в Святейший Синод проект устройства училища, которое он просил передать «под Высочайшее покровительство Государыни Императрицы и Августейшей Дщери Ея, великой княжны Ольги Николаевны». В своем проекте он опирался на опыт уже открытого в Царском селе Царскосельского училища для девиц духовного звания, которое стало впоследствии образцом для учреждения женских духовных учебных заведений в епархиях Российской империи. Бороздин был хорошо осведомлен об этом проекте. Он жил в Царском Селе и имел там свой дом. В учреждении этого училища принимала деятельное участие великая княжна Ольга Николаевна, фрейлиной которой была дочь Бороздина, Варвара Константиновна. Цели этого учебного заведения были четко определены в его Уставе: «чтобы девицам духовного звания дать воспитание вполне соответствующее их двоякому назначению:
а) быть достойными супругами служителей алтаря Господня, на коих лежит священная обязанность — назидание прихожан в вере и нравственности и кои посему должны отличаться примерно благочестивой жизнью;
б) быть попечительными матерями, которые взращивали бы детей своих в правилах благочестия и добронравии, умели бы развивать в них способности и сообщить им все нужные первоначальные знания и могли бы приготовить сыновей к вступлению в училища и наблюдать за употреблением ими вакантного времени».
К сожалению, дело по открытию монастыря и училища при нем затянулось, а после смерти К.М. Бороздина в 1848 г. остановилось почти на 20 лет. Имение приходило в упадок, разрушалось и уже в 1863 г., по словам А. Ваучского, на месте богатого барского дома и других служб остались только груды развалин. Из построек в усадьбе осталась церковь и очень ветхая деревянная часовня во имя Знамения Божией Матери. «Знаменская икона Божией Матери особенно чтилась в роду Державиных», — писал А. Ваучский. Сохранился также дом церковнослужителей.
В 1869 г. племянница Дарьи Алексеевны Вера Николаевна Воейкова и духовная дочь Святителя Игнатия (Брянчанинова) Татьяна Борисовна Потемкина, отдававшая много времени и средств для помощи монастырям, обратились к митрополиту Новгородскому, Санкт-Петербургскому и Финляндскому Исидору (Никольскому) с просьбой во исполнение завещания Д.А. Державиной благословить открытие женского монастыря в «Званке» и училища при нем. Хлопоты по дальнейшему устройству монастыря и училища митрополит взял на себя. В 1867 г. по его указу из Тверского Христо-Рождественского монастыря были вызваны две монахини: Поликсения (дочь генерал-лейтенанта Н.П. Ушакова) и Софья. Первая была определена настоятельницей монастыря и начальницей училища, вторая — казначеей. О настоятельнице Поликсении долго хранилась добрая память среди прихожан, о ней вспоминали с любовью. Это была женщина образованная, некогда блиставшая в свете. Неожиданно для всех она ушла в монастырь, вложила в него все свое состояние и посвятила его устройству остатки своих дней. Она умела привлечь не только интеллигентных посетителей, но и паломников разных сословий. Ее смерть оплакивали и сестры и крестьяне ближайших деревень.
12 апреля 1869 г. был подписан указ Св. Синода: «об открытии в селе Званке женского монастыря под именем Знаменского, с 10 монахинями и с составом причта из священника, диакона и причетника, и об открытии при сем монастыре училища для 30 бедных девиц духовного звания с наименованием его Державинским, с тем, чтобы монастырь содержался доходами от имения, а училище — процентами с завещанного вдовой д.т.с. Гавриила Державина». 31 августа 1869 г. в присутствии епископа Старорусского и викария Новгородского Феоктиста состоялось торжественное и официальное открытие монастыря и училища. Сестры монастыря были из разных мест — 30 человек (2 монахини и 28 послушниц), а в училище 12 воспитанниц (1 курс). Монастырь и дальше оставался небольшим: по списку 1915 г. в монастыре было 16 монахинь и 91 послушница, а по сведениям 1908-1907 гг. учениц было 111 человек.
50 лет, с самого основания монастыря должность священника в Званском женском монастыре исполнял протоиерей Василий Матвеевич Сацердотский, выпускник Новгородской духовной семинарии. В 1867 г. он поступил псаломщиком к Званской церкви, а 21 мая 1869 г. был рукоположен в сан священника епископом Палладием. Тогда же резолюцией Митрополита Исидора о. Василий был назначен священником к Званскому женскому монастырю с Званским приходом и законоучителем в Державинское женское училище духовного ведомства.
Первоначально сестры и воспитанницы помещались в одном здании, а преподавателями были члены причта. Впоследствии стараниями настоятельницы монастыря для воспитанниц были выстроены отдельные помещения, устроена отдельная кухня, столовая, хлебная, отдельная больница и прачечная. За воспитанницами ухаживали послушницы, шили одежду для девочек, следили за чистотой, готовили еду и квас. А.В. Круглов писал, что матушка очень заботилась о здоровье детей, у них был особый стол с мясными блюдами, молока вдоволь. По его впечатлению дети выглядели здоровыми, бойкими, смышлеными. Особенно ему запомнились «розовые, веселые личики девочек», когда, стоя на берегу в белых платьицах, они махали платками, провожая пароход с паломниками.
В первые годы в училище могли обучаться только девочки духовного звания, но позднее в него смогли поступать и девицы других сословий. Программа училища была такой же, как и в епархиальных училищах, но так как училище было частным, выпускницы не пользовались никакими правами. В 1883 г. Державинское училище было преобразовано в Новгородское епархиальное училище и три старших класса (4-6) были перенесены в Деревяницкий монастырь в Новгороде, а Державинское женское училище стало его начальной ступенью (1-3 классы). Выпускницы получали право быть домашними учительницами. Епархиальное училище просуществовало до 1917 г. Обобщая опыт работы училища, священник А. Ваучский писал, что «за все это время училище, несмотря на многие неблагоприятные обстоятельства, стояло на высоте своего назначения и из стен своих выпустило немало добрых и честных матерей и скромных тружениц на трудном поприще народного образования».
В июле 1918 г. Державинское Епархиальное женское училище «со всем движимым и недвижимым имуществом» было передано в ведение Новгородского уездного Совета (акт 10 июля) и в начале 1918-1919 учебного года в его стенах был открыт приют для мальчиков и девочек со школой первой ступени при нем.
Первоначально в монастыре была одна церковь — во имя Обновления храма Воскресения Христова, построенная еще Дарьей Алексеевной. Но с увеличением количества жителей окружающих деревень, приходивших в церковь, а также монахинь, послушниц и воспитанниц училища, старая церковь стала тесной. Сначала ее хотели расширить, но потом от этой мысли отказались ради того, чтобы сохранить память о Державиных. В 1886 г. по благословению Митрополита Исидора была построена новая церковь Знамения Божией Матери с двумя приделами: Св. вмч. Пантелеймона и прп. Исидора Пелусиота. Средства на строительство были выделены митрополитом. Пожертвовали средства также и крестьяне прихода. Из старого храма в новый были перенесены две иконы: Скоропослушница, пожертвованная иеромонахом Афонского Пантелеимонова монастыря Малахией в благословение вновь открывшейся обители, и икона [вмч.Пантелеймона], которую в 1879 г. пожертвовал первой гильдии купец Ефрем Сивохин из Санкт-Петербурга. Обе иконы почитались как чудотворные.
Рядом с церковью была построена каменная колокольня, а за оградой монастыря часовня во имя Свв. бессребреников Косьмы и Дамиана. Таким образом, к концу 1880-х гг. сложился в основном архитектурный ансамбль монастыря.
А.В. Круглов, довольно подробно осмотревший монастырь во время своей паломнической поездки, отмечал, что хозяйство небогатое, но очень хорошо и разумно устроенное. В нем ощущались традиции, заложенные еще Дарьей Алексеевной Державиной, которую помнили как умелую хозяйку. Вспоминая шумную веселую жизнь в имении Званка при Г.Р. Державине, А.В. Круглов писал: «Державинской Званки нет, не стало. Смолкла шумная жизнь; на месте усадьбы поэта — скромная обитель, своими трудами воспитывающая массу сирот».
В соответствии с декретом об отделении церкви от государства 1918 г., Званский монастырь был передан Отделу социального обеспечения. Чтобы уберечь имущество монастыря от разграбления и сохранить негласно устав монастырской жизни, монахинями была образована Званско-Знаменская Державинская женская трудовая коммуна, куда вошли прихожане и монахини монастыря, а председательницей избрана игуменья Агния (Васильева). Здания и имущество монастыря были переданы по договору коммуне.
В 1919 г. в Новгороде началась работа по ликвидации монастырей. Она коснулась и Званско-Знаменской Державинской женской трудовой коммуны. Игуменью переизбрали, а монахинь должны были исключить из членов коммуны и выселить из монастыря. Но, поскольку в руководящих документах по ликвидации монастырей говорилось о монахах, а не о монахинях, Постановлением от 15 декабря 1919 г. их оставили временно членами сельскохозяйственной общины, но игуменью Агнию (Васильеву) постановили выселить в трехдневных срок.
В мае 1922 г. специальная комиссия провела изъятие ценностей из церквей Званского монстыря, а в августе 1924 г. было начато дело по полной ликвидации монастыря. Поводом послужило хранение в монастыре 50 экземпляров журнала «Заволжский летописец», признанного литературой контрреволюционного содержания. Постановлением Новгородского Губисполкома от 23 августа 1924 г. договор о передаче общине верующих зданий монастыря был расторгнут, а монастырь ликвидирован, Знаменская церковь закрыта, а церковь во имя Обновления Храма Воскресения Христова «Державинская» была передана в ведение Губмузея. Дело о хранении литературы было передано в ГПУ «для производства расследования и возбуждения против виновных уголовного преследования». В апреле 1925 г. здания Званского монастыря были переданы под жилище рабочих фабрики Коминтерна (бывшая фарфоровая фабрика И.Е. Кузнецова), находившейся неподалеку от монастыря. Знаменскую церковь предполагалось «использовать под культурные нужды, открыв там клуб физкультуры, театр, библиотеку и читальню».
Постановлению о закрытии и ликвидации Знаменской церкви решительно воспротивились прихожане, жители окружающих деревень и рабочие фабрики, поселенные в монастыре и тоже ставшие прихожанами церкви. В октябре 1924 г. в Новгородский Исполнительный комитет поступил запрос из ВЦИКа о возможности сохранения церкви за верующими на основании их обращения. Пока этот вопрос решался, «церкви бывшего Званского монастыря временно до ликвидации и окончательного разрешения вопроса о закрытии, оставлены в пользование коллектива верующих данного монастыря, согласно договора, заключенного в 1919 году». Переписка о закрытии церкви и использовании ее здания под клуб продолжалась почти два года, а 28 октября 1926 г. из ВЦИКа в Новгородский Губисполком поступило сообщение о новом обращении прихожан Знаменской церкви (около 700 подписей) с просьбой не закрывать церковь и передать ее верующим. Это обращение было привезено в Москву во ВЦИК лично уполномоченными от прихожан Званской церкви. 8 и 12 ноября 1926 г. в Новгородский исполнительный Комитет поступили два заявления прихожан, в которых они напоминали, что являются рабочими и крестьянами в государстве, где установлена Советская власть как власть рабочих и крестьян, и обоснованно и аргументированно, ссылаясь на Конституцию РСФСР, доказывали необходимость открытия церкви. В результате Постановлением Новгородского Губисполкома от 22 ноября 1926 г. было решено «церковь в б. Званском монастыре открыть, передав ее в пользование группы верующих» и вновь заключить договор на пользование зданием. Судьба монастыря в последующие 1930-е гг. неизвестна.
С августа 1941 г. по январь 1944 г. территория Чудовского района была местом ожесточенный сражений, здесь проходила линия фронта. Особенно сильно немецкие войска укрепились на Званском холме. Во время артобстрелов церкви и колокольни монастыря сильно пострадали, а населённые пункты вокруг были уничтожены полностью. В послевоенный период в разрушенные опустевшие деревни вокруг Званки жители не вернулись и было принято решение Званку не восстанавливать, а остатки зданий разобрать для восстанавливаемых Новгорода и Чудово. Постройки монастыря были разобраны, и на этом месте ничего не осталось, кроме подземных частей зданий. Во время оккупации Званки немецкими войсками немецким солдатом Карлом Августином было сделано много фотографий этого места, позже вошедших в книгу его воспоминаний «Колокола Званки». Эти и еще несколько старых фотографий, найденных в архивах, являются единственными документами, позволяющими судить об архитектурном облике монастыря.
В 1993 г. в Званке на вершине Званского холма на берегу реки Волхов был установлен и освящён архиепископом Новгородским и Старорусским Львом памятный знак, выполненный по проекту новгородского художника Федота Шишова. С того же времени у памятного знака проходят Державинские чтения.
Коненкова Алла Кирилловна, к. культурологии, зав.кафедрой общего и славянского искусствознания ИСК РГУ им.А.Н.Косыгина