Зосимова пустынь. Троице-Одигитриевская Зосимова пустынь.

Троице-Одигитриевский (Зосимова пустынь) монастырь, 3 класса, общежительный, в 46 верстах от города Зерен, в 12 верстах от железнодорожной станции Нара. Основан 1856 году из существовавшей с 1841 года женской общины, начало которой было положено еще в 1826 году схимонахом Зосимою Верховским, происходящим из рода дворян Смоленской губернии и скончавшемся в 1833 году), гробница которого находится в южном приделе монастыря Троицкого храма. При монастыре странноприимный дом, богадельня и больница.
Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году»

С 1856 до 1918 гг. являлась второклассной женской общежительной обителью со статусом монастыря. Храм над могилой старца, посвящённый Живоначальной Троице, как и все необходимые постройки в обители, возвёл С.Л. Лепёшкин. 
В 1852 г. над западными вратами был возведён Одигитриевский храм (полностью разрушен в советское время).В 1855 г. митр. Филарет освятил расширенный двумя приделами Троицкий храм.В 1857 г. было закончено строительство колокольни с храмом во имя Рождества Иоанна Предтечи во втором её ярусе.
До закрытия в 1917 г. монастырь процветал. В 1920 г. насельницы организовали сельхозартель и сумели продержаться 8 лет. Монастырь был закрыт окончательно в мае 1929 г. На территории монастыря долгое время располагался инвалидный дом, затем пионерский лагерь. Троицкий храм переоборудовали под клуб, колокольня служила в качестве водонапорной башни.
Возрождён как женский в августе 1999 г., сначала как подворье московского Новодевичьего монастыря. 7 марта 2000 г. Священный Синод принял решение об открытии Троице-Одигитриевской Зосимовой пустыни в качестве самостоятельного монастыря. В 2012 г. территория, на которой расположен монастырь, административно вошла в состав Москвы.
Здания: Троицкий храм, колокольня, монастырские стены с башнями, трапезная, келейные корпусад дом причта.
Источники: http://www.naro-fominsk.pro   

Женский монастырь Троице-Одигитриевская Зосимова пустынь был основан в 1826 г. старцем Зосимой. В начале XIX века имя старца Зосимы было многих известно. Он происходил из старинного дворянского рода Верховских из Смоленской губернии. При постриги он принял имя Зосима. Потом провел 10 лет в Коневецком монастыре на острове Коневец Ладожского озера. Затем Зосима отправился в Сибирь и на реке Туре основал женский монастырь. В 1825 году старец Зосима по приглашению митрополита Московского Филарета переехал в Подмосковье, а за ним поехали некоторые монахини из Туринского монастыря. Сестер приютила в своем доме местная помещица Бахметева, а потом выделила им участок земли рядом со своим домом, на котором старец Зосима устроил новую обитель Троице-Одигитриевская Зосима пустынь. Деньги на обитель пожертвовали местные помещики, а также московские купцы Лепешкины и смоленские родственники старца.
Зосима пустынь была основана в 1826 году, но строилась до 1856 года. Над могилой старца Зосима был построен храм Живоначальной Троицы в 1833 году. В то время на территории обители было три храма – Троицкий собор, домовой храм при трапезной в честь Рождества Иоанна Предтечи и надвратный, посвященный иконе Божьей Матери Одигитрии. При советской власти обитель упразднили, но монахинь выселили не сразу. Игуменья  Афанасия (из рода Лепешкиных) смогла сохранить монастырь неофициально еще на целых десять лет. Она зарегистрировала в земельном комитете сельскохозяйственную артель «Зосима пустынь». Но в 1928 году монастырь все-таки закрыли. Игуменья Афанасия была арестована и сослана в Казахстан, где умерла. После закрытия монастыря здесь разместили дом инвалидов, а потом пионерлагерь Московского метрополитена. Многие постройки были разрушены. В Троицком соборе был устроен клуб, колокольню использовали как водонапорную башню.
В 1999 году Троице-Одигитриева Зосима пустынь вновь стала действующим монастырем. На месте разрушенного храма Одигитрии установили скромный поминальный крест.http://www.biancoloto.com/zosima_pustan/zosima_pustan.html

На территории монастыря Зосимова пустынь находится освященный колодец, у южной стены храма, на месте, где была келья старца Зосимы. Колодец открыт в октябре 2003 года. Вода подается электрическим насосом. Колодец планировалось освятить во имя преподобного Зосимы.
http://svyato.info/moskovskaja-oblast/
«Когда старец Зосима увидел, что помощию Божию и Матери Божией все в обители уже привел в надлежащее устройство, тогда обратился и сам, хотя не в глубокое, но тихое безмолвие, удаляясь от своих учениц на пять дней в неделю». Это было в 1832-1833 годах, незадолго до кончины старца. Впоследствии, в 1910 году настоятельница Зосимовой пустыни игуменья София предприняла строительство часовни на месте отшельничества Преподобного, и одна из монахинь стала нести послушание «заведования часовней и лесом на месте подвигов старца Зосимы».
Местные жители почитали и посещали Святой колодец и после ликвидации монастыря. Говорят, туда ходили крестные ходы на праздник Одигитрии. Потерян он был во время строительства Бекасовского сортировочного железнодорожного узла. Многие из местных жителей считали, что колодец погиб при этом строительстве. Но охотники и грибники знали его местонахождение и помогли найти колодец летом 1995 года в лесу совершенно заброшенным. В июле вывел нас к колодцу местный житель Петр Матвеевич Пахомов. Спасибо ему. Ни за что не найти это место без провожатого! Так всё заросло. Все предшествовавшие поиски без провожатого были безрезультатными. От дороги осталась просека, заросшая березками и ёлочками. И трава до пояса. Ничего не понять, а в сырое время – и не пройти.
Колодец был цел, но еле заметен среди травы. Верхние венцы сгнили. На глубине метра под водой нащупывались наносы. Вода мутная. Надо чистить колодец, менять верхние венцы и достраивать сруб. По другую сторону бывшей дороги – яма с обломками кирпича по периметру – остатки часовни. Вершина купола лежит рядом: замшела, стала похожей на валун, но видно, что сложена из кирпича. Ах, как тяжело будет восстановить это святое место – не подъехать, и даже не всегда подойти. Новые венцы для сруба начали готовить осенью того же 1995 года члены общества «Реставрос» (работающие на восстанавливаемых храмах и монастырях): Николай Фризин и Николай Смирнов, а также их сокурсники по Московскому архитектурному институту. Чистку колодца проводили летом 1997 года местные жители. На очистке колодца много потрудились жители соседнего поселка Киевский: Николай Васильевич Набокин, Аркадий Михайлович, Тамара Николаевна, Вячеслав Аркадиевич Рысевы и Александр Фёдорович Золотухин. Откликнулся на нашу просьбу и начальник вагонного депо ВЧД-13 Геннадий Иванович Родионов, и в столярной мастерской этого депо было сделано навершие на колодец с дверцами.
Несколько субботников около Отчина колодца провели московские паломники, участвуя и в последней чистке колодца 26-27 июля 1997 года. Паломниками были расчищены поляна вокруг колодца, фундамент разрушенной часовни, тропа и часть старой дороги к колодцу. Среди паломников и участников в субботниках было много ревнителей русской истории, которые уже более десяти лет ходят по дорогам войны 1812 года. Организационно они группировались в Московском клубе туристов вокруг руководителя Анатолия Георгиевича Серёгина. Вечером у костра один из паломников рассказал остальным о том, как именно здесь сражалась на рубежах обороны 33-я армия в 1941 году. Возможно, что прямоугольный пруд невдалеке от колодца образовался на месте бывшего блиндажа. Летом 1998 года этот пруд очень удачно расчистили Денис Палеев и Павел Борисович Дейнека, под чьим руководством не один раз работала около колодца бригада москвичей. Благодарим также Владимира Михайловича Маглова за очистку русла ручья Окорокова, да ещё за неоценимую его помощь в первый год жизни возобновленного монастыря.
Колодец был засыпан не только глиной, но и кирпичами и камнями. На дне оказалась каменная глыба весом не менее центнера, доставать которую пришлось с помощью блоков и ваг усилиями более десяти человек. По форме эта глыба — буквально надгробный памятник. И крест, отломанный от него, поднят также из колодца. Откуда в лесу оказался этот могильный памятник, трудно себе представить. Правда, существует воспоминание одного из местных старожилов – Н.А. Калинкина — о могильном памятнике, который стоял около часовни. Но чья это могила?
Когда колодец был окончательно очищен, то выяснилось, что глубиной он более пяти метров и очень интересной конструкции. На глубине пяти метров вода выливается потоком из водоносного горизонта на северной стенке колодца и падает в щель между земляной стенкой и деревянными венцами, которые именно в этом месте поставлены отступающими от земляной стенки колодца сантиментов на 30 во внутреннюю сторону колодца. На дне колодца разложены обожжённые деревянные чурочки. Есть мнение, что они из обожжённой березы и выполняют функцию фильтра. Слой чурочек перекрыт досчатым настилом (видимо, ещё и для того, чтобы они не всплывали, т. к. очень лёгкие). И только через прорезанное в настиле небольшое окошко вода поднимается вверх и заполняет колодец. Венцы колодца, сделанные из осины и бывшие всё это время под водой, сохранились прекрасно. Но грязь с них не смылась окончательно. К тому же, местность вокруг Отчина колодца в настоящее время, можно сказать, заболочена.
В связи с тем, что и колодец требовал ещё чистки, и местность надо было осушать, Благочинный принял решение провести молебен по освящению не колодца, а места под восстановление часовни и Святого колодца. Праздник решено было приурочить ко Дню Иконы Божией Матери Одигитрии, т. к. именно в этот день устраивались раньше крестные ходы от монастыря к Отчину колодцу. Как и перед предыдущим молебном, активисты развешивали объявления в вагонах местных электричек, на платформах и в магазинах окружающих селений. Таким образом, местные жители узнавали о предстоящих духовных праздниках.
Водосвятный молебен прошёл при большом стечении народа. Богослужение отправлял благочинный Наро-Фоминского района протоиерей Александр (Сложеникин) в сослужении двух священников того же благочиния и иеромонаха Даниила (Сычева). До и после молебна распространялись книги «Жизнь старца Зосимы Верховского» в репринтном переиздании 1994 года, которыми были награждены самые активные участники очистки Отчина колодца. Молебен 1997 года около Отчина колодца был освещён в статье М. Васильевой «Над речкой Нарою» в газете «Православная Москва» № 32 (128).
Паломники подписали письмо в адрес железнодорожной станции Бекасово-Сортировочное в надежде на помощь в насущном осушении леса вокруг Святого колодца (всего 94 подписи). Впоследствии к решению проблемы подключена была также служба Московско-Киевской дистанции гражданских сооружений. На следующий год, в октябре 1998 года, после дружных убедительных просьб обещанные небольшие земляные работы были выполнены.
http://zosimapustin.ru/index.php/Sample-Data-Articles/put-k-vozobnovleniyu-zosimovoj-pustyni.html

Мария Семёновна Бахметьева, урождённая княжна Львова, вошла в историю Наро-Фоминского (бывшего Верейского уезда) района тем, что предоставила на принадлежащей ей мызе в Верейском уезде земельный участок для основания здесь Зосимой (Захаром Верховским, 1768-1833) будущего Троице-Одигитриевского Зосимова монастыря.
Из писцовых книг ХVII века известно, что земли здесь принадлежали прежде роду князей Барятинских. «Мызой» в то время называли отдельно стоящую усадьбу с хозяйством. Само название этого места — Мыза — в Бекасово-Сортировочном сохранилась и по настоящее время. В 20-е годы ХIХ столетия, состояние Марии Семёновны было довольно хорошее, и кроме дома в Москве у неё было ещё несколько имений. Зачем ей нужна была земля в этом болотистом и ничем не примечательном месте, остаётся загадкой. Она признаётся при встрече Захару Верховскому, что незадолго до его приезда из Сибири она по необъяснимым причинам приобрела и благоустроила совершенно не нужный ей участок земли (на котором скоро обоснуется женская община). Ей было тогда уже 64 года.
Стоит сказать, что княжна Мария Сергеевна Львова (1765-1839) в 20 лет вышла замуж за П.А. Бахметьева, а он оказался пожилой вдовец — грубый и скандальный. Девушка не стала терпеть и убежала под защиту друга мужа своей сестры, к 48-летнему графу Алексею Орлову. Она стала жить в его доме на правах воспитанницы. В обществе пошли разговоры — дескать, никакая она не воспитанница, а любовница. Но поскольку супруга графа умерла при родах, то Бахметьева так и жила с Орловым до самой его смерти в 1808 году. Оставшись одна, Бахметьева жила в своём доме в Москве, летом в усадьбе Михайловское, а в 1819 году купила участок болотистой земли в Верейском уезде. В то время она много путешествовала по Святым местам, в качестве паломницы посетила Киево-Печёрскую Лавру. К тому времени княжна была уже не молода, и она всё чаше задумывалась о душе, о неземной жизни. Поэтому, когда в Москве появился старец Зосима со своими духовными дочерьми (по просьбе Тобольского церковного начальства, в 1825 году ему было предписано удалиться из основанного им Туринского Николаевского женского монастыря. Он приехал в Москву, туда же за ним последовала часть монахинь), она с радостью приняла их в своём доме, а потом выделила купленный ей участок для устройства женской общины — Одигитриевской пустыни. Так в 1826 году здесь была образована православная женская община, благословлённая митрополитом Московским Филаретом (Дроздовым).
С 1830 года сама Мария Семёновна поселилась в домике рядом с пустынью. После основания общины, Зосима вскоре удалился в уединённую келью в 3 км. и посещал насельниц лишь по субботам. Он умер отшельником в 1833 году (8 октября 2004 года прп. Зосима был причислен к лику святых). Мария Семёновна Бахметьева умерла 13 декабря 1839 года на 74-м году жизни и была похоронена у храма Святой Троицы Одигитриевской пустыни. В 1841-55 годах крупный благотворитель, московский купец 1-й гильдии С.Л. Лепёшкин возвёл основные постройки монастыря: Троицкий собор в центре, надвратную Одигитриевскую церковь, монашеские кельи, монастырскую ограду. После, уже на средства сыновей Лепёшкина, встроена в ограду многоярусная колокольня с церковью Иоанна Богослова во 2-м ярусе.
В 1856 году монашеская женская община по решению Священного Синода была преобразована в монастырь Троице-Одигитриевская Зосимова пустынь 2-го класса. Последняя игумения Троице-Одигитриевского женского монастыря матушка Афанасия тоже была из рода Лепёшкиных. В послереволюционные годы на неё легло тяжёлое бремя руководством монастырём, в котором насчитывалось до 200 сестёр. В 1920 году насельницы организовали сельхозартель, благодаря которой сумели продержаться 8 лет. В 1926 году настоятельница Афанасия вместе с монахиней Евдокией поселились недалеко от монастыря. Проживали там они до 1931 года. В первый день Троицы, её, тяжело больную, арестовали работники НКВД и доставили в Наро-Фоминск, где её вскоре приговорили к ссылке в Казахстан. Её келейница добровольно последовала за ней. В 2000 году они были причислены к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских.
В 1929 году за пределы монастыря были изгнаны послушницы и монахини. Обитель подверглась тотальному разграблению и осквернению. По распоряжению местного сельского совета здесь был основан дом престарелых. В Троицком храме устроили клуб: навершие и крест были сброшены, окна заложены кирпичом, своды перекрыты низким навесным потолком, пристроена кинобудка. Непонятно кем и когда был вскрыт склеп старца Зосимы, мощи которого до сих пор не найдены. Во время войны в стенах монастыря располагался военный госпиталь, на монастырском кладбище хоронили умерших и погибших солдат, и сейчас здесь находится мемориальная плита и обширное воинское захоронение. Знаменательно, что наступление немцев было остановлено, можно сказать, перед монастырём — в Наро-Фоминске шли кровопролитные бои, а к святому месту враг так и не подошёл. После войны Одигитриевскую церковь разобрали на кирпич для хозяйственных нужд.
В 1960 — 70-х годах в Наро-Фоминском районе не было ни одной действующей церкви. С 1967 года корпуса бывшей обители являлись местом летнего отдыха для пионеров Московского Метрополитена. На территории был сооружён спортивный комплекс, бассеин, пионерская линейка, качели, карусели, бывшие кельи были перестроены для отдыха ребятишек. Сорванные купола, содранные кресты, кровля, разрушенные кирпичные стены, да обезображенная территория — это то, что осталось в наследство от советского времени. В 1999 году здания и строения бывшего монастыря вернули РПЦ и он стал подворьем Московского Новодевичьего монастыря.
7 марта 2000 года Священный Синод принял решение об открытии Троице-Одигитриевской Зосимовой пустыни как самостоятельного монастыря.
С сайтов: https://Новофёдоровское рф./city/history.pnp и https://cgnf.ru/article/4826/Мария Семёновна Бахметьева, урождённая княжна Львова и из книги-путеводителя: Марцев П. А. «Москва-Калуга-Козельск». — Москва, 2015

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?