Зосимо-Ворбозомский Благовещенский монастырь

Ворбозомское озеро, удивительное по своей красоте, расположено на территории бывшего Кукшевского сельсовета (Гулинское сельское поселение). «Новгородский сборник» за 1865 год сообщал, что озеро «…простирается до 7 верст длины, а в поперечнике от 2 до 4 верст, глубина до 3 сажень, вода пресная, рыбой обильно;… в нем находятся мели, то есть, большие груды камней, числом до 10, эти груды камней в здешней местности называют печками. На озере кроме печек находится 14 малых островов».

На одном из этих островов, называемом Красным, и располагался когда-то Зосимо-Ворбозомский Благовещенский монастырь. Тихий, уединенный островок как нельзя лучше соответствовал внутренним устремлениям людей, жаждущих высоких иноческих подвигов.

Нет точных известий, когда и кем был основан Ворбозомский монастырь, к 1501 г. здесь уже была пустынь, ею управлял строитель Иона. Возможно, это был один из скитов, которые возникали с середины XV в. около Кирилло-Белозерской обители, где подвизались знаменитые “Белозерские, иноче заволжские старцы”, славившиеся по всей Руси строгостью своей жизни. Местное предание утверждает, что основание монастырю положил преподобный Корнилий Комельский († 1537, память 19 мая/1 июня), принявший монашеский постриг в Кирилло-Белозерском монастыре в 1467 г. Вероятно, строитель Иона был преемником преподобного Корнилия Комельского.

Окончательное устроение Ворбозомская обитель получила от преподобного Зосимы, ученика преподобного Корнилия. О самом Зосиме нет известий, вероятно, не было составлено его житие. Получив иноческое воспитание от преподобного Корнилия, преподобный Зосима оставил его обитель и уединился в Ворбозомской пустыни. Здесь он построил деревянную церковь Благовещения. Когда в устроенную обитель собралась братия, преподобный Зосима ввел строгий общежительный устав. Преставился преподобный Зосима в 1550 г. и был погребен учениками в созданной им обители. В древнем синодике Ворбозомского монастыря (не сохранился) было помечено под числом 7 ноября: “творим панихиду и братский корм”.

Жалованными грамотами 1566 и 1567 гг. царя Иоанна Грозного за пустыней прп. Зосимы была утверждена вотчина, состоящая из деревень Фетиньино и Анофриево, и нескольких пустошей, лежащих на берегах Ворбозомского озера. Царские милости продолжались при Федоре Иоанновиче и последующих царях. Были и другие богатые вкладчики. Около 1613 г. обитель была ограблена польско-литовскими отрядами. Народное предание хранило память о битве между литвою и русскими, происходившей при деревне Фетиньиной. С 1684 г. Зосимо-Ворбозомский монастырь был приписным к Кирилло-Белозерскому, а до этого по указу царя Михаила Федоровича велено было “оберегать” его властям Кириллова монастыря. “Оберегание” выражалось в назначении строителей, в праве суда между иноками и в хранении от обид со стороны посторонних лиц. В 1764 г. обитель попала в число упраздненных и стала приходской церковью. Число братии обители всегда было небольшим: 6–8, во главе стоял строитель.

Список настоятелей Зосимо-Ворбозомского Благовещенского монастыря (с указанием, под каким годом имя встречается в документах).
Преподобный Зосима Ворбозомский, XV в.- нач. XVI в.
Иона, игумен. 1501 г.
Варлаам, игумен, настоятель Ворбозомской пустыни в 1564-1581 гг.
Макарий, первый известный строитель, 1582-1586 гг.
Еустафий, 13 ноября 1598 г.
Паисий, 31 августа 1602 г.
Еустафий, 1 января 1606 г.
Феодосий, 1614 г.,
Андрей, 1618 г.
Даниил, черный священник, 1620 г.-31 августа 1624 г.
Пимен, 1625-1627 гг.
Нил, черный священник, 1627-1630 гг.
Пафнутий Годунов, старец Кирилло-Белозерского монастыря, 1630 г.
Лазарь, старец Кирилло-Белозерского монастыря, 16 мая 1630 г. – 1635 г.
Герасим, черный священник, 27 сентября 1638 г. – 1639 г.
Лазарь, вторично, 31 января 1639 г. – 1642 г.
Нафанаил, старец Кирилло-Белозерского монастыря, 30 апреля 1642 г. – 1646 г.
Филарет, черный священник, 20 октября 1646 г.
Феодосий Еланин, бывший строитель, старец Кирилло-Белозерского монастыря, до 30 марта 1648 г.
Исидор, черный священник, 15 июня 1648 г.
Гурий Валутин, 1649 г.
Авраамий, черный священник, 1 марта 1651 г.-20 августа 1651 г.
Иосиф, черный священник, 20 августа 1651 г. – 1652 г.
Иона, черный священник, 22 декабря 1652 г. – 25 сентября 1653 г.
Иосиф, вторично, 25 сентября 1653 г. – 26 июня 1654 г. (тайно бежал из монастыря).
Иона, вторично, после 15 сентября 1654 г. до 1656 г.
Иосиф Безрукий, 1660-1673 гг.
Феодосий Куташев, 25 августа 1673 г. -1674 г.
Виталий, 14 апреля 1676 г.
Иосиф Горицкий, иеромонах, упоминается строителем в 1677 г., 1680 г., 1683 г., 1684 г.
Макарий, 1684-1686 гг.
Никита Лозский, старец, сентябрь 1686 г. – 1687 г.
Афанасий, 28 сентября 1687 г.
Феофил Покровский, иеромонах, 1689 г. – август 1691 г.
Филарет Левшин, 1692 г.
Варлаам Волоцкой, 1 апреля 1693 г. – 18 сентября 1695 г.
Александр Киснемский, иеромонах из Кирилло-Белозерского монастыря, 1 марта 1694 г. – 24 марта 1704 г.
Иосиф Скицкий, иеромонах, 1708 – 1711 гг.
Иоасаф Тихановский, декабрь 1712 г.
Дионисий Скицкий, 1714 г. – 1715 г.
Иринарх Пиндинский, бывший казначей Ворбозомской пустыни, 1716 г. -20 октября 1720 г.
Иоасаф Воздвиженский, иеромонах из белых священников; 27 марта 1721 г. – 29 июня 1722 г.
Филипп, 1723-1724 гг.
Феодорит, иеромонах, 1726 г.
Иоанникий Кивуйский, иеромонах, 1732 г. – 8 мая 1734 г.
Кирилл, иеромонах, 22 января 1735 г. 19 февраля 1736 г. управляющим пустынею назначен казначей монах Авраамий Шаймозерский.
Никодим, иеромонах, 1745 г.
Иоанн Иосифов, белый вдовой священник, по 21 октября 1748 г.
Евфимий, иеромонах, 25 октября 1748 г.
Василий Иванов, белый вдовый священник, 1749 г.
Феодорит, иеромонах, 1755 г.
Гавриил Чуровский, 1756 г.
Павел Ергольский, иеромонах, 15 января 1763 г.
Дионисий Суцкий, иеромонах, 19 сентября.

К концу XIX в. церкви и утварь пришли в совершенную ветхость. По инициативе игумении Нилы (в миру Елизавета Ускова) запустевшая Зосимова пустынь указом Новгородской Консистории от 9 октября 1890 г. была присоединена к Горицкому Воскресенскому девичьему монастырю. Здесь был устроен скит для схимниц. Благоустройство скита завершила преемница игумении Нилы игумения Арсения (Корчагина).

Возобновленный каменный храм имел 5 престолов. Холодная церковь Благовещения имела приделы во имя апостола Иоанна Богослова и преподобного Зосимы Ворбозомского. Теплая церковь, отделенная от холодной стеною, имела два малых придела – Рождества Христова и святителя Николая Чудотворца. Здесь же находилась гробница преподобного Зосимы над его мощами, лежащими под спудом с северной стороны. По описаниям, в храме находилась часть кости какого-то морского животного, толщиной в обхват человека и вышиной около аршина. По преданию, преподобный Зосима носил ее повсюду с собою вместо вериг.

Здесь постоянно проживали несколько сестер Горицкого монастыря, которые занимались небольшим хозяйством и держали скот. Служба церковная отправлялась Фетиньинским священником. Прихожан в летнее время доставляли на службы в лодках, которые называли завознями. В одну лодку вмещалось до 20 человек.

Но недолго суждено было существовать здесь и скиту. После революции 1917 года власти объявили войну Церкви. Горицкий монастырь был превращен в колхоз. В 1932 г. закрыт, также как и все его скиты. В первой половине ХХ века все деревянные и хозяйственные постройки, равно как и монастырское кладбище, были уничтожены без следа.

В 30-х гг. XX в. храм Благовещения Пресвятой Богородицы был разорен. По воспоминаниям местных жителей окрестных деревень во время разграбления храма иконы снимались со стен и бросались прямо в озеро. Сам остров был превращен в пастбище для выпаса коней.
В настоящее время находится в руинированном состоянии.

Использованные материалы
1. Ворбозомский Зосимов Благовещения Пресвятой Богородицы монастырь. Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы./ Вологодская губерния.
https://vk.com/region_our_history
2. Ворбозомский-Благовещенский монастырь//Ратшин А. Полное собрание исторических сведений о всех бывших в древности и ныне существующих монастырях и примечательных церквах в России. М., Университетская типография, 1852. С.402.
3. Иванова Г. О. Летопись Горицкого монастыря. Кириллов. Историко-краеведческий альманах. Вып. 1. Вологда, 1994. С. 340–351. http://www.kirmuseum.ru/issue/article.php?ID=2161
4. Успенский Н. Зосимо-Ворбозомский Благовещенский монастырь//Новгородские Епархиальные Ведомости №6 от 15 марта 1896 г. С. 405-414.

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?