Кто из иностранцев стал ключевой фигурой в истории России: Знаменитые жители Немецкой слободы
Этот небольшой район в центре современной Москвы сыграл когда-то в истории государства великую роль. И речь не о Кремле; перемены происходили благодаря тем, кто появлялся и жил в пристанище иноземцев – Немецкой слободе. Пара столетий – и Русь, Россия изменилась почти до неузнаваемости. Не по прихоти случая – благодаря «маленькой Европе» у ручья Кукуй.
Иноземцы – откуда они появлялись и где оставались жить
Действительно, русское государство первой половины XVI века и оно же двести лет спустя – как будто два разных мира. Многими переменами в общественной жизни страна была обязана, разумеется, правителям. Иван IV Грозный основательно перекроил как политическую карту, так и нормативные-правовые основы Русского государства. А еще он очень благосклонно относился к иноземцам.
Большое их количество приносили военные походы: после Ливонской войны царь обеспечил приток в Москву большого количества военнопленных. Не все остались в столице, часть отправилась по другим русским городам. А в первопрестольной для строительства жилья иноземцам отвели место неподалеку от устья реки Яузы, там и возник пригород для «гостей столицы» — Немецкая слобода. Немцами называли, разумеется, не тех, кто принадлежал к этой национальности – такое имя носили все «немые», не говорящие на русском языке.
Немецкое поселение на окраине Москвы не стало для города новинкой: еще отец Ивана Грозного Василий III устраивал в Москве иностранцев, которые прибывали из европейских стран ради военной службы в Русском царстве. Так возникло поселение Наливки в районе между современными Полянкой и Якиманкой. Во время нападения на Москву крымского хана Девлета Гирея в 1571 году слобода была сожжена.
Иноземцам в Москве нравилось – тем более, что власти создавали для гостей вполне комфортные условия жизни. Настолько, что вызывали даже недовольство самих москвичей. В 1578 году в связи с постоянными жалобами на «немцев» царь разгромил слободу, выгнав оттуда жителей, по свидетельству очевидцев того времени, «в чем мать родила».
При Годунове иностранным гостям и мастерам в Москве жилось комфортно: новый царь культуру и жителей Европы любил, оказывал им всяческое покровительство. Немецкие купцы, к примеру, при новом правителе пользовались теми же правами, что и русские.
Немецкая слобода у ручья Кукуй
Но долго царю Борису править не довелось, пришли смутные времена, и поселения иностранцев вновь были разрушены. Уезжать из России, правда, немцы не торопились. Селились в городах вдали от Москвы, строили дома у столичных Поганых прудов, на Сивцевом Вражке.
Чем же привлекала русская жизнь приезжих иностранцев? Прежде всего, работой: у немцев отлично шла и торговля, и ремесло. Шить платье у немцев считалось достойным решением даже в царских палатах. Этим отличался даже боярин Федор Никитич Романов, тот, что стал впоследствии патриархом Филаретом и обеспечил России трехсотлетнее правление Романовых.
Царь Алексей Михайлович высоко ценил иностранные книги и образование получал в том числе у московских немцев. В 1652 году возникла новая Немецкая слобода, главным образом как реакция на жалобы жителей: предприимчивые иноземцы не только торговали с москвичами, но и каким-то образом «мешали» обычному укладу самих москвичей, нарушали их покой, а потому вновь были отселены за черту города.
Новонемецкая слобода, что заняла место к северу и западу от реки Яузы и к востоку от реки Чечёры, получила название «Кукуй» — в честь ручья, протекавшего поблизости. Слобода вскоре разрослась до двухсот дворов, так гласила перепись 1665 года. Там жили англичане и голландцы, шведы и датчане, итальянцы и собственно немцы. Медики, виноторговцы, часовщики, портные, башмачники, но большей частью все же – военные, что несли службу под знаменами Русского царства. А еще – их жены и дети, приехавшие из Европы вслед за отцами семейств или появившиеся уже здесь, в России.
Они строились и жили так, как это было принято на родине – при чтении описаний Немецкой слободы трудно не удивиться единообразию и аккуратности, с какой иностранные поселенцы обустраивали свой городок. Прямые чистые улочки, дома с остроконечными крышами, сады и палисадники – «на образец германских городов». К концу XVII века в Немецкой слободе появились и четыре церкви: одна католическая, две лютеранских и одна – для кальвинистов и англиканцев.
Такой увидел Немецкую слободу и царь Петр I, который с детства засматривался на живописные и так не похожие на московские домики, что виднелись с дороги к селу Покровское, резиденции Романовых.
Как благодаря иностранцам изменилось почти до неузнаваемости Русское государство
В особенной любви Петра Алексеевича к жизни Немецкой слободы можно отыскать вполне конкретные причины. Прежде всего, это был другой мир – в отличие от привычного юному царю мира вражды и политических интриг, которые сопровождали его детство и взросление. В слободе его встречали запросто, без чинов, здесь наливали лучшие европейские вина и подавали вкусные угощения, здесь было с кем поговорить и было чему научиться.
Да и страсть Петра к ремеслам, к овладению разными навыками и созданию разных диковин своими руками снова и снова приводила его «к немцам». Да и с компанией повезло: швейцарец Франц Лефорт был не только интересным собеседником, не только отлично владел шпагой, но и умел устроить веселый вечер или бал, где были и шутки, и интересные беседы, и женщины – еще одна экзотическая особенность «маленькой Европы».
Потому что прекрасному полу в те времена доступ на веселые вечеринки был закрыт, барышни и их старшие родственницы проводили время дома взаперти, не имея возможности появиться там, где пируют гости. Да и по нарядам русские женщины уступали европейкам. Немудрено, что поездив к Лефорту в гости, Петр не на шутку увлекся Анной Монс, дочерью виноторговца, с которой поддерживал близкие отношения на протяжении более десятка лет.
Патрик Гордон, военачальник родом из Шотландии, дал царю возможность всерьез поразмыслить над устройством армии и флота – известно, к чему это в итоге привело. Петр решился на беспрецедентную в те времена авантюру – отправиться в Европу за знаниями и навыками кораблестроения и других ремесел, а после возвращения из Великого посольства Россия стала менять свой облик не по дням, а по часам.
С приказом о ношении европейского платья, с введением правила об обязательном присутствии дворянских жен на ассамблеях царь Петр не просто задал новый формат светской жизни, он еще и обеспечил заказами друзей из Немецкой слободы. А впрочем, не только портным нашлось место в том будущем, что создавал Петр. Первый русский орден – орден Андрея Первозванного- был изготовлен ювелиром Яковом Вестфалем, а Аптекарский приказ по решению царя возглавил доктор Арескин.
Это было в первой четверти XVIII века. Уже следующее поколение жителей слободы растворилось в русском обществе, а сама «маленькая Европа» стала со временем частью столицы. Символично, что именно в доме на территории бывшей Слободы в 1799 году родился великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин.