Значение элементов архитектурного орнамента

Архитектурный орнамент берет свое начало в культуре глубокой древности в 15-10 тыс. лет до н.э. Ранние декоративные элементы, украшающие здания, носили сакраментальный смысл, либо использовались для того, чтобы подчеркнуть симметричность фасадов сооружений. Древний архитектурный узор основывался преимущественно на простых геометрических фигурах: круге, квадрате, зигзаге, треугольники. Однако, уже тогда встречались спиралевидные рисунки, полоски, веревочный, елочный узор. Треугольники символизировали горы, круги — солнце, спираль — движение и жизнь.). Эти фигуры, повторяясь, сливались в архитектурный узор. В некоторых этносах архитектурный орнамент из знаков-пиктограмм являлся начальным этапом возникновения письменности. Встречались в архитектурных орнаментах у разных народов и фигуры живого мира, однако, обычно они стилизованы под геометрический узор. Архитектурный орнамент участвовал в формировании тектоники здания и его пространственном восприятии. Среди древнейших узоров — свастика, означающая для некоторых древних народов круговорот в природе, радость, солнце (использованная в фашистской символике свастика отличалась тем, что она являлась зеркальным отображением древнего символа).
В египетском архитектурном узоре нередко используется лотос — цветок или лепестки — это символ богини Исиды, означающий силу природу, чистоты, здоровья, магию. Лотос также олицетворял солнце. Растение алоэ в архитектурном орнаменте также несло магический смысл. Использовались в египетском орнаменте папирусы, тростники, цветы лилии, листья пальмы, акации, терновника и тутового дерева, которые означали Древо жизни. Из растительных изображений использовались венки из веток, гроздьев винограда, фиников, рисунок древесной коры. Египтяне также включали в архитектурные орнаменты изображения гуся, сокола, фигуру антилопы, обезьяны, цапли, рыбы, жука-скарабея, свернувшейся в кольцо змеи. Архитектурный орнамент Древнего Египта нередко включал иероглифы, благодаря чему мог быть прочитан, как текст, а также прямые, ломаные, волнистые линии, сетку.
Мотив плетенки встречался еще в орнаментах палеолита. Некоторые исследователи считают, что этот узор получили вдавливанием веревки в пластичный материал, например, глину. Сложный плетеный узор использовался сарматами, у которых его переняли германские племена, распространив орнамент в Европе. У кельтских народов плетенка в архитектурном узоре была заимствована у народов северной Европы. Считается, что плетенка в этой культуре имела в своей основе переплетения кожаных ремешков на одежде и обуви. В более поздние периоды в архитектурном орнаменте плетенки появились изображения частей тела животных: хвосты, лапы, головы. Также в узор мог входить растительный рисунок. В скандинавской культуре в плетеный узор включается изображение дракона или змеи. Подобные архитектурные орнаменты входили, в основном, в украшения соборов и храмов.
Архитектурный орнамент Востока основан на ассирийском, шумерском, вавилонском искусстве, в котором одном из основных компонентов был орнитологический рисунок. В узоры вплетались элементы геральдлики, эмблемы, грифоны, головы вепрей, быков, крылатые человеческие фигуры, кентавры, изображение Древа жизни. Розетки в виде распустившегося цветка ромашки, маргаритки являлись символами солнца, круговорота в природе. Ассирийцы нередко использовали в архитектурном декоре кедровую шишку, гранат, ананас, финики, колосья. На территориях, завоеванных маврами, архитектурный орнамент включал письмена в виде куфического написания (прямые угловатые буквы) и «насха» — с круглыми буквами. В декоративном украшении зданий присутствуют изречения из религиозных книг, стихи, афоризмы. Основные виды орнаментов: ис-лими (узор из вьющихся растений), гирих (соединенные сетки и узлы). Существует множество вариантов реализации этих узоров. В некоторых странах популярными были арабески (рисунок из завитков), морески (геометрический орнамент), тюльпаны, розы, гвоздики, гранаты, капельники-сталактиты. Архитектурный орнамент в мавританском стиле полностью заполняет пространство, предназначенное для декора. Примером может служить архитектурный узор, украшающий здания Андалусии. В него включены виноградные листья, зубчатые листья и цветы вьющейся бионии. Во дворце Альгамбры встречаются изображения фигур людей и животных.

Персы, захватившие огромные ближневосточные территории в 4 в. до н.э., внесли в архитектурные узоры натуралистичные растительные мотивы: цветы гвоздики, нарцисса, шиповника. Популярны были изображения львов, леопардов, верблюдов, быков, антилоп, слонов, птиц, всадников на конях, а также часто встречался рисунок языков пламени. Архитектурные орнаменты античной Греции имели особенность, выраженную в ритмичности, повторяемости одинаковых элементов. Среди объемных изображений: акантовый лист, яйцеобразные элементы — ионики, овы, наложенные друг на друга листья — кимы, морская раковина, гирлянды из плодов и листьев, завитые стебельки растений, фигуры людей и зверей. Архитектурные узоры Древней Греции заимствовали римляне, добавив к ним «взаимодействие» между собой, создав сюжеты и превратив орнамент в замершие сценки. Среди архитектурного узора Древнего Рима встречают листья дуба, лавра, аканта, колосья, фрукты, фигуры, головы, черепа зверей, людей, маски, грифоны, сфинксы. Имперская тематика поддержана военными трофеями, вазами, лентами с реалистичной формой. В более поздние периоды архитектурные орнаменты стали включать восточные узоры, перевоплощаясь в византийский декор. Архитектурный узор меандр использовался в украшении храмов Древней Греции. Считается, что происхождением этот рисунок обязан реке Меандр, которая имеет извилистое русло. Этот же узор встречается в строениях Древней Мексики, Перу. Появление меандра в этих культурах объясняется копированием рисунка переплетения нитей на тканях или вариантом зигзагообразного орнамента.
Византийский архитектурный узор включил элементы греческого, римского, арабского и персидского, кельтского декора. Орнамент состоял из драконов, грифонов, мифических животных, аллегории, львов, волков, леопардов, орлов, павлинов. Растительные мотивы архитектурного орнамента в сооружениях Византии включают пальметты из нескольких лепестков, завитые стебли, колоски. Появились также изображения цветов, креста, символы христианства и Библии: голубь, оливковая ветвь, рыба, барашек. Византийский стиль использовался и в архитектурных узорах русских зодчих и резчиков по дереву. Динамичны архитектурные узоры дворцов Древнего Китая, среди которых встречались символические знаки: инь-янь, цикады (предвестники урожая), бамбук (стойкость), сливу, персик, пион — символы бессмертия, гранат. Обильные архитектурные орнаменты, украшающие дворцы, включали мистические маски с чертами тигра, дракона, барана, фигуры чудищ. Среди узоров: спирали, волны, восьмиконечные звезды, меандр.

Автор текста: М. Сергеева

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?