Змиёв. Собор Троицы Живоначальной.

По церковным актам старого времени, в Змиеве были следующие храмы: в городе – Покровский, Троицкий, Петропавловский и Успенский. В акте 1691 г. видим подпись: «гор. Змиева Соборной церкви Протопопа Ивана Игнатьева». Соборным храмом города Змиева был то храм Покрова Пресвятой Богородицы, то храм Живоначальной Тройцы.
По царской грамоте, которую пометим мы ниже, нет сомнения, что Покровский храм в Змиеве существовал прежде 1668 г. или до опустошения Змиева шайками Брюховецкого. Потому, если в деле 1717 г. священик Назарий Иванов, по акту 1677 г. Поповский староста, называется строителем Змиевского Покровского храма, то это значит, что первый Покровский храм во время бунта Брюховецкаго был сожжен, или разрушен, и О. Назарий был строителем второго Покровского храма. По акту 1685 года известны Покровские священники: духовных дел староста Самуил Павлов и Афанасий Яковлев. Последний был внук О. Назария и после Ивана Игнатьевича был Змиевским протоиереем. Покровский деревянный храм существовал до 1808 г.
В делах Консистории сохранилась царская грамата от 11 января 1695 г. с царским жалованием Покровскому Змиевскому храму. Помещаем её здесь: «От Великих Гос. Ц. и В. К. Иоанна Алексеевича и Петра Алексеевича, всея В. и М. и Б. России Самодержцев, в Змиев Воеводе нашему Федору Ефимовичу Неронову. В прошлом 193 (1685) г. в нашей, Вел. Государей, грамате в Змиев к Воеводе Александру Тицу писано: гор. Змиева церкви Покрова Пресв. Богородицы с попа Самойлы, да с просвирницы Ирины, с оброчных их мельниц, оброчных денег, которые написаны за ними на оброк по окладу за прошлые годы, вперед имать не велено, и тот оброк из окладу выложить для того, что одна мельница в 176 (1668) г. разорена и созжена и ныне стоит пуста, а другою мельницею велено владеть им в место руги безоброчно и безпошлинно. – И ныне были челом нам, Вел. Гос., Змиевской поп Самойло, да просвирница Ирина с детьми: в прошлых де годах муж ее Назарий построил на р. Мже мельницу, а другую на Сев. Донце. И с тех де мельниц велено им платить оброчныя деньги. А в прошлом 176 (1668) г., в измену Ивашки Брюховецкого, ту их мельницу, которая на р. Донце, изменники черкасы разорили и сожгли. И в прошлом 196 (1688) г. с тех их мельниц оброчныя деньги сложены и о том дана им наша, Вел. Государей, грамата, велено теми мельницами владеть им безоброчно, вместо руги. А в нынешнем 203 (1695) г. прислана наша, Вел. Гос., грамата из разряда в Змиев к Воеводе, велено на них с тех мельниц на прошлые годы и на нынешний 203 (1695) г. доправить оброчныя деньги, и нам, Вел. Госуд., пожаловать бы их, не велеть с тех мельниц по прежнему нашему Вел. Госуд., указу оброчных денег на них на прошедшие годы править и вперед имать, — для того, что одна мельница разорена, а другою мельницею велено владеть им вместо нашего Вел. Государей ружнаго жалованья. И мы, Вел. Гос., пожаловали гор. Змиева церкви Покрова Преосв. Богородицы попа Самойлу и просвирницу Ирину с детьми по прежнему нашему, Вел. Госуд., указу 196 (1688) г., с тех их вышеписанных мельниц, по граматам, каковы присланы из Разряда, тех оброчных денег на прошлые годы править и вперед имать не велели, для того, что одну мельницу в 176 г. изменники Черкасы разорили и сожгли, а другою мельницею велено им владеть вместо нашего, Вел. Гос., ружного жалованья безоброчно и безпошлинно, — да и для того, что Харьковскому полку казаков с таких мельниц оброчныя деньги сложены… Писана на Москве л. 7203 (1695)».
Уже по акту 1681 г. видим в Змиеве Троицкий храм и его священика. В 1726 г. священик и прихожане, испрашивая разрешения освятить новый Троицкий храм, писали: «в прошлом 721 г. оная Троицкая церковь от грома и молнии изволением Божиим сгорела». В 1769 г. Троицкий храм снова сгорел и получено было разрешение на построение нового деревянного храма.
В 1805 г. преосвященный Христофор Сулима, по просьбе граждан, согласно с Высочайше конфирмованным планом города, благословил, вместо бывших тогда в сем городе деревянных церквей – Троицкой, Покровской и Петропавловской, соорудить каменным зданием одну Соборную церковь во имя Св. Живоначальные Тройцы, с двумя приделами: Покрова Пресвятыя Богородицы и Первоверховных Апостолов Петра и Павла. Освящение главного престола во имя Живоначальной Тройцы совершено было в 1814 г. протоиереем Харьковского Успенского собора Андреем Прокоповичем. Придельный храм, с правой стороны, во имя Покрова Пресвятыя Богородицы, освящен в 1822 г. Змиевского Духовного правления первоприсутствующим и благочинным Протоиереем Дмитрием Сильванским; а с левой, во имя Бого отца Иоакима и Анны, освящен в 1823 г. Посвящение придела сего, не согласное с начальным предположением о нем, разрешено по вниманию к просьбе особенного благотворителя нового храма Иоакима Петровича Горохова, который пожертвовал на его постройку до 6 000 руб. серебром. Желание прихожан иметь храм в честь Первопрестольных Апостолов, которые издавна были призываемы ими в молитвах, исполнилось в последствии. В 1836 г. Высокопреосвященный Мелетий, согласно с прошением протоиерея Захария Соколовского и уполномоченных от прихожан, благословил соорудить при Троицкой соборной церкви новую каменную колокольню, с помещением в ней теплой церкви во имя Св. Первоверховных Апостолов Петра и Павла. В 1844 г., по окончании постройки колокольни, устроенная в ней теплая церковь освящена архиепископом Иннокентием. В 1847 г. устроена вокруг церкви каменная ограда, и устроен новый иконостас в главном храме. При чем протоиерей Соколовский участвовал и в пожертвованиях, какие необходимы были на сей предмет.
Город Змиев. «Историко-статистическое описание Харьковской епархии», 1857 год., http://otkudarodom.ua/ru/1857-god-gorod-zmiev-istoriko-statisticheskoe-opisanie-harkovskoy-eparhii

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?