Старообрядцы Урала большей частью относились к часовенному согласию. Поморское согласие здесь скорее всего было распространено либо выходцами из северных областей, либо с Поволжья, коих в ХVIII веке по просьбам заводчиков правительство указами приписывало к заводам и насильно переселяли целыми деревнями. «Колонизация Урала, — писал Д.Н. Мамин Сибиряк, — исключительно обязана раскольникам… и почти все Уральские заводы выстроены раскольничьими руками». Одним из таких заводов был Златоустовский. В начале ХIХ столетия сюда переселили значительную группу старообрядцев. Летопись Трехсвятительской церкви описывает это так: «1820 год марта 11 дня. В Златоустовский казенный завод по Высочайшему повелению прибыли переведенные крестьяне с Тагильского в Пермской губернии состояния господина Демидова завода числом до 700 душ мужеска и женска пола. Сии люди почти все староверы».
Появление здесь первых староверов-поморцев, а вместе с тем и сильной Поморской общины относится к первой четверти ХIХ века. Если же говорить точнее, то данное событие имеет вполне конкретную отправную дату – 1824 год, когда близ Златоуста шло строительство (а по некоторым источникам – ремонт) железной дороги, предполагающее поездку по России императора Александра I, включающую посещение златоустовских заводов. На данную работу «были наряжены» крестьяне Таловской волости Челябинского уезда и села Гагарье Курганского уезда, среди которых были люди «начитанные и сведущие довольно Божественного Писания», как повествуется в «родословии» некоторых из них. Они-то первыми и имели «состязание о вере» с местными жителями, принадлежавшими к «странническому самокрещенскому» согласию. После таких «состязаний» и предпринятых «депутаций» златоустовских старцев в село Гагарье в Златоуст был приглашен местный наставник – о. Стефан Кузьмич Тельминов (1727 г., по некоторым материалам 1752-53 г., – 1840), которого по праву можно считать родоначальником Златоустовской Поморской общины. Поездка, состоявшаяся перед Масленной неделей 1825 года совместно с о. Григорием Ивановичем Рипиным – настоятелем поморской общины деревни Скоблино Таловской волости, явилась торжеством присоединения златоустовских «странников» к Поморскому согласию. Довольно большое число семей приняли поморское согласие. Первыми были крещены Агарковы и Кудымовы. Также был определен и первый настоятель златоустовской поморской общины – о. Феодор Васильевич Агарков, который прослужил более 30 лет. Из Златоуста поморское согласие распространилось по округе: в Кусу, Нязепетровск, Сатку, Тургояк, Сыростан и другие.
При болезни Ф.В. Агаркова, ему какое-то время помогал его родной брат Гавриил, а в 1840 году с благословения С.К. Тельминова благословлен на настоятельство о. Трофим Васильевич Байдосов (1810-1892). После Т.В. Байдосова непродолжительное время в Златоусте настоятельствовали Василий Емельянович Пильнов с 1882 по 1897 год и Г. Елыков с 1897 по 1899 год. По всей видимости, именно на это время приходится строительство Храма в Златоусте.
В 1883 году старообрядцы были уравнены в гражданских правах с никонианами и получили разрешение на строительство молитвенных домов, но без крестов на куполах и колоколов. Молитвенные дома в это время содержались в домах начетчиков Пильнова и Байдосова.Храм «Покровской Старообрядческой Поморского согласия общины г. Златоуста Уфимской губернии» (по тексту на печати общины) с наонным пением был в районе, называемом Закаменка, близ завода, впоследствии носившего имя В.И. Ленина.
В 1899 году на настоятельство в златоустовский Храм был приглашен о. Филипп Венедиктович Мурдасов (1847-1922), который прежде служил в Кусе. В 1914 году Филипп Венедиктович оставляет Златоуст и уезжает «в Зигальгу», где селится неподалеку от местного монастыря, а настоятелем в Златоусте становится о. Александр Васильевич Байдосов (1861-1934).
Источник: Половинкин П.В. Очерк о староверах-поморцах Южного Урала.