Зимний дворец – главная императорская резиденция Санкт-Петербурга, вместе с Дворцовой площадью образует единый комплекс, который стал объектом международного туризма. В залах Зимнего дворца находится Государственный Эрмитаж, крупнейший музей в современной России. Главная достопримечательность северной столицы в стиле барокко входит в обязательную программу для посещающих город туристов.
История строительства Зимнего дворца
Первая постройка на месте нынешнего Зимнего дворца появилась при Петре I. Летом 1705 года архитектор Доменико Трезини построил деревянный дом, ставший резиденцией для адмирала Федора Апраксина. Через несколько лет его перестроили, так появился каменный двухэтажный дворец в центре Санкт-Петербурга.
Первым же прообразом современного Зимнего дворца стал так называемый «Зимний дом», небольшой деревянное строение, подарок губернатора Санкт-Петербурга Меншикова Петру в день его свадьбы на Екатерине Алексеевне. Амбиции российского императора и желание жить в роскошной резиденции привели к строительству нового объекта. Петр привлек к работе известного архитектора Маттарнови, в 1720 году здание по его проекту было готово. Российский правитель переехал в покои дворца вместе со своим семейством, здесь он умер через несколько лет.
Интересный факт. После окончания строительства перед зданием осталось большое количество строительного мусора. По указу императора издали указ, согласно которому каждый житель города мог использовать оставшийся камень для своих нужд. Таким образом, на следующий день горожане сами очистили площадь от стройматериалов.
Зимний дворец не вмещал пышный двор российских императриц, по указу Анны Иоанновны началась очередная, третья по счету перестройка комплекса. К работе привлекли Растрелли, он предложил выкупить соседний дом Апраксина. Российский архитектор итальянского происхождения удовлетворял амбициям Анны Иоанновны, желавший жить в роскоши. Он исполнял все прихоти императрицы, по ее приказу в здании разместили первый придворный театр в России.
Интересный факт. Репертуар придворного театра определялся лично Анной Иоанновной, она же принимала участие в утверждении художественного оформления интерьеров. Во время представлений к перемещению декораций привлекли солдат императорской гвардии.
К 1735 году здание было готов, здесь прошла церемония бракосочетания Анны Леопольдовны и Антона-Ульриха. Тем не менее расширение комплекса продолжалось, что привело к архаичному виду Зимнего дворца. На фоне близлежащих построек Дворцовой набережной комплекс выделялся не в лучшую сторону.
Интересный факт. Долгая стройка привела к тому, что на территории комплекса образовалась целая колония грызунов. По приказу Елизаветы Петровны в Санкт-Петербург привезли знаменитых казанских котов, истребителей мышей. Это событие произошло в 1745 году, и дало начало традиции содержать знаменитых эрмитажных котов.
Елизавета Петровна осталась недовольна итоговым результатом строительства, она потребовала от Растрелли увеличить высоту здания. Так появился современный вариант Зимнего дворца, сохранившийся до наших дней. Для временного размещения императорской семьи на углу Невского проспекта построили так называемый временный Зимний дворец. Он просуществовал до 1762 года.
Окончательный проект Растрелли
В 1754 году Растрелли начал очередную перестройку Зимнего дворца, которая завершилась через восемь лет. Первоначально Растрелли надеялся уложиться в срок до трех лет, но в дело вмешалась политика. Вступление России в Семилетнюю войну легло тяжелым грузом на экономику, кроме того при строительстве процветало воровство и казнокрадство. Именно по этой причине, взошедшая на престол Екатерина Великая одним из первых своих указов отстранила Растрелли от работы.
Интересный факт. В Санкт-Петербург на строительство в принудительном порядке доставили несколько тысяч солдат и крестьян из центральной России. Тяжелые условия привели к массовому бегству работников, им приходилось жить в нищенских условиях, периодически вспыхивали народные беспорядки. Большинство мастеров жили в шалашах напротив стройки, по этой причине Растрелли пришлось отказаться от первоначального плана обустройства Адмиралтейского луга.
Готовую работу принимал Петр III. Он спешил и въехал в здание до окончания работ по отделке внутренних помещений перед Пасхой. На торжественном мероприятии Растрелли получил должность генерал-майора, удостоен государственных наград. Здание включало в себя 1500 комнат, протяженность стен фасад превышала два километра. Карниз дворца украсили 176 статуй резной работы немецкого мастера Боумхена.
После убийства Петра III работы продолжились. Екатерина Великая отстранила от проекта Растрелли и пригласила на должность главного архитектора Валлена-Деламота. Общим процессом руководил Иван Бецкой. В Зимнем дворце произошла массовая перепланировка, уничтожили часть стен, увеличилось число окон. Параллельно с целью расширения пространства дворца рядом построили так называемый Малый Эрмитаж. В свои покои императрица въехала в 1764 году.
Зимний дворец отличался пышной наружной отделкой и роскошными интерьерами. Он вызывал восхищение у современников, по своим размерам он превосходил многие постройки в Санкт-Петербурге. Екатерина оказалась довольна выполнением ее указаний и наградила архитекторов многочисленными государственными наградами.
Архитектурные особенности здания
Растрелли при строительстве Зимнего дворца использовал свой уникальный стиль, образованный слиянием европейского классицизма, итальянского рококо и традиционного российского зодчества. Чтобы лучше узнать историю российской архитектуры мастер совершил поездку по Российской империи, изучал старинные документы. В итоге получилось уникальное здание с трехчастным делением. Одна из особенностей комплекса – разделение фасадов на симметричные части с игрой света.
В дворце нет ярко выраженного фасада, видно французское влияние классицизма. Структурные части не повторяют друг друга, чередуются ризалиты и трехчетверные колонны. На углах строения Растрелли группировал колонны, это подчеркивало игру светотени. Кроме того, они усиливали визуально эффект от высоты здания. Большое внимание уделялось окнам, их 12 типов, они добавляют зданию торжественности и величие. Элементы декора создают единый комплекс без разделения на группы, лепной декор украшает проемы по всему периметру.
Интересный факт. Император Николай в 1844 году подписал указ, согласно которому ни одно здание в Санкт-Петербурге не должно превышать 23,5 метров в высоту. Таким образом, действовало негласное правило, ни одно строение не превышало императорскую резиденцию. С крыши дворца открывался вид на весь город.
Крыша Зимнего дворца стала излюбленным местом прогулок для императорских особ, так Екатерина II устроила здесь собственную обсерваторию, она просуществовала до 1826 года. Любителем погулять по крыше считался последний российский император Николай. Он часто ужинал здесь со своей семью, любовался закатом солнца над Санкт-Петербургом.
Интересный факт. В 1796 году на южном фронтоне Зимнего дворца появились часы. Их установкой занимался российский самоучка Кулибин, он лично поднимался на верх здания и занимался разработкой механизма. Павел наградил мастера государственной пенсией, часы сгорели во время великого пожара 1837 года.
По всему периметру здания под карнизом установлены многочисленные скульптуры и вазы. Они придают зданию не только нарядность, но и открытость. Изначально скульптуры высекали из камня, их производство затянулось на несколько лет. Позднее во время реставрации в 1890-х годах каменные изваяния заменили на металлические. Всего использовались 176 статуй, они использовались в качестве прикрытия печных труб, открытый вид которых мог изуродовать резиденцию.
Фасады Зимнего несколько раз меняли свою цветовую окраску. Изначально по проекту Растрелли использовали охристую окраску с выделением белого оттенка. При этом крыша имела красноватый цвет, что привело к многочисленным критическим замечаниям со стороны жителей столицы. Пожар 1837 года изменил облик здания, весь ансамбль зданий на Дворцовой площади подведен под единую цветовую гамму.
Здание несколько раз перекрашивали в желтый и розовый цвета, сейчас он имеет ярко выраженный темно-бирюзовый цвет, на фоне которого выделяются белые колонны. Эксперименты по покраске Зимнего дворца продолжился в советское время, в 2008 году принято решение о возвращение исторического облика фасадов.
Центральная часть южной части здания, обращенной к Дворцовой площади, прорезана тремя арками. Это парадный вход во двор, несколько парных колонны придают величавость, но в то же время и некую легкость. Резные ворота с изображением императорского орла часто используют в кинематографе. Треугольный фронтон украшен бронзовыми скульптурами Нептуна и Амфитриты, вмонтированы круглые часы с боем.
Со стороны Невы к дворцу примкнули несколько строений, вместе они образуют комплекс Эрмитажных зданий. Они имеют общий архитектурный ансамбль Дворцовой площади, особое место в нем занимает Александровская колонна проекта Монферрана, символизирующая силу российского оружия.
Залы Зимнего дворца
Залы Зимнего дворца представляют собой произведения искусства дореволюционной архитектурной мысли. Пожар 1837 года уничтожил интерьеры, их восстанавливали в течение нескольких лет. От первоначального проекта сохранилось лишь несколько кирпичных стен.
В помещении можно выделить две цепочки парадных залов вдоль Невы и в центральной части. Если на втором этаже проживали члены императорской семьи, то на первом располагались служебные помещения, проживала обслуга резиденции. Во дворце присутствовала охрана из дворцовых гренадер и караулы из представителей гвардейских воинских частей.
Иорданская галерея и лестница
Она расположена на первом этаже Зимнего дворца и использовалась в качестве парадной для многочисленных иностранных гостей. Свое название она получила в честь церковного праздника – в Крещение через нее проходил крестный ход к Неве. Во льду реки вырубали прорубь, над ней устанавливали так называемую иордань – павильон для принятия купелей.
Многомаршевые парадные лестницы считались популярными в эпоху стиля барокко, их широко использовали при строительстве знаменитых итальянских палаццо. По проекту Растрелли ее сделали из дерева, она органично вписывалась в переход между первым и вторым этажом. Во время пожара Иорданская лестница выгорела, ее восстанавливал Стасов. При этом, деревянные элементы заменили на гранит и мрамор.
Стасов полностью изменил первоначальный план Растрелли, привнес веяния классицизма. Так появилась мраморная балюстрада, розовые колонны убрали, декоративные элементы стен позолотили. На втором ярусе стен у пьедесталов установили несколько гипсовых статуй: «Мудрость и Правосудие» Теребенева, «Верность и Справедливость» Леппе, «Величие и Изобилие» Устинова», «Меркурий» Мануйлова и «Муза» Германа. В центральной нише установили скульптуру «Аллегория Государства».
Интересный факт. Из-за дороговизны проекта Стасов уговорил императора использовать в отделке уже готовые произведения искусства. Так в Зимний дворец переехали несколько экспонатов из Летнего сада и Таврического дворца.
Потолок над Иорданской лестницей изначально украшал плафон Валериани. Стасов заменил его на произведение кисти Дициани «Олимп». Подходящий холст нашли в запасниках Эрмитажа.
Невская парадная анфилада
Пять аванзалов, параллельных Неве, по задумке Растрелли образовали так называемую Невскую парадную анфиладу. В них проходили торжественные вечера, из-за близости к Иорданской лестнице императорская семья проходила через залы на церковные мероприятия. Анфиладу часто перестраивали, она потеряла свой изначальный облик, созданный итальянским архитектором. В 1790 году Кваренга объединил три центральных помещения в одно, так появился Николаевский зал.
Изначально его называли Большим, после установки портрета императора, он получил современное название. Это самый крупный и величавый зал в Зимнем дворце, площадь помещений превышает 1000 квадратных метров. Здесь часто проводились балы. Стены облицованы белым мрамором, по бокам стоят величавые колонны. Через Восточную галерею зал соединялся с Зимним садом, огромные до потолка застекленные окна освещали пространство, солнечный свет переливается на станах и шторах.
Интересный факт. В годы советской власти в Николаевском зале проводили многочисленные реставрации, тогда же помещение стали использовать для проведения выставок. Здесь сосредоточена культурная жизнь современного Санкт-Петербурга.
Началом Невской анфилады можно считать так называемый Аванзал. Он использовался в качестве буфетной, здесь посетители могли перекусить во время торжественных мероприятий в соседнем Николаевском зале, официанты разносили бокалы с шампанским. Во время реставрации после Второй мировой войны в Аванзале установили «Малахитовый храм», на потолке висит плафон «Жертвоприношение Ифигении» итальянского художника.
Интересный факт. «Малахитовый храм» преподнесли в качестве подарка императорскому двору уральские промышленники Демидовы. Он представляет собой декоративное сооружение из самоцветов.
Комплекс анфилады заканчивается Концертным залом. Как видно из названия в нем устраивали музыкальные мероприятия. По задумке архитектора это место должно было стать пантеоном искусства северной столицы, на втором ярусе расположены скульптуры античных муз, покровителей художников и писателей. Сейчас зал отдан под экспозицию Эрмитажа, посвященную изделиям из серебра в дореволюционной России.
Одним из центральных экспонатов коллекции считается рака Александра Невского. Это уникальный памятник искусства XVIII века, на его изготовление ушло больше тонны серебра. Многоярусная пирамида в стиле барокко состоит из двух саркофагов и нескольких статуэток. По краям ковчега расположены фигуры ангелов, богатый орнамент в виде цветов на солнечном свете переливается. На боковых стенах малой раки изображены сюжеты о подвигах князя, сумевшего остановить нашествие европейских рыцарей.
Малахитовая гостиная
Изначально Малахитовая гостиная создавалась как личные покои для жены Николая Александры Федоровны. Предполагалось, что она станет пограничной в разделении парадных помещений дворца и жилых помещений семьи. В этом зале собирались члены династии Романовых перед торжественными выходами в Невскую анфиладу.
Изначально в интерьерах гостиной использовалась яшма, после пожара ее заменили на малахит. Восстановительными работами занимался Брюллов, на отделку зала ушло более тонны минерала. Брюллов использовал технику «русской мозаики» — линии стыков интерьера заполняли камнем, его сочетание с позолотой придавало торжественности и роскоши помещению. Это единственное оставшееся помещение в Зимнем дворце, которое полностью выполнено из этого уральского минерала. Цветовой контраст зеленого камня, позолоты и белых колонн приводил в восторг редких посетителей гостиной.
Интересный момент. В Малахитовой гостиной проходили совещания Временного правительства. Во время переворота большевиков все его члены подверглись аресту, в честь этого события установлена мемориальная доска.
Рядом с покоями императрицы располагалась Белая столовая, составлявшая с ней единую композицию. На потолке висит люстра английской работы, мебель произвели на заказ на российских мануфактурах. В наши дни здесь представлена экспозиция Эримитажа, посвященная работам из русского стекла.
Малая церковь
Российскую императорскую семью отличала религиозность, свой храм в дворце появился на первом этапе строительства. Он появился на границе жилых покоев в глубине дворца, что позволяло совершать в нем частные богослужения. Церковь имеет позолоченное убранство, стены имеют голубой цвет.
Интересный факт. Зимний дворец после пожара 1837 года подвергся реконструкции, которой руководил Стасов. Император Николай Первый приказал ему воссоздать первым делом именно церковь, а потом заниматься отделкой других помещений. Стасов намеревался перестроить храм, но получил отказ – он сохранил свой первоначальный исторический облик.
Помещение не имело сводов, на кровле дворца установили звонницу, в ризнице хранился крест с мощами Трех Святителей. Их привезли с православного монастыря греческого Афона. Стены церкви украсили изображениями святителей работы Неффа, на них изображены даты истории, связанные не только с церковью, но и с жизнью императорской семьи.
Отдельно стоит упомянуть иконостас Малой церкви. 16 икон, часть из которых удалось спасти во время пожара. В сочетании с плафоном работы Майкова они создавали единый ансамбль. Во время правления большевиков иконостас демонтировали, а помещение использовали в качестве одного из выставочных залов Эрмитажа.
Большая анфилада
Николая I намеревался создать несколько новых залов, объединенных общей идеей рассказать историю имперского периода развития России. Ряд помещений образовали так называемую парадную анфиладу. Она начинается с Фельдмаршальского зала. В строгом мраморном зале разместили полотна с изображениями российских фельдмаршалов, имеющих почетную приставку к своей фамилии, на южной стене размещены батальные полотна об успехах русского оружия.
Интересный факт. Для портретов в стене вырезали семь ниш, но разместили шесть изображений фельдмаршалов. Это уже сложившаяся традиция, руководство Эрмитажа меняет портреты каждый год.
Петровский зал увековечивает память первого российского императора Петра, в отделке интерьера широко использованы атрибуты власти: вензель, корона и двухглавый орел. Для обивки стен использовали бархат, на него прикрепили 900 бронзовых орлов. Перекрытый сводом зал имеет форму триумфальной арки, в центре композиции портал с троном. Серебряный с позолотой трон дал залу второе название – Малый тронный.
За троном находится картина «Петр I с богиней мудрости Минервой», по стенам размещены полотна с известными битвами Северной войны. На стенах зала висят серебряные бра, стоят два стола из этого драгоценного металла. 10 больших бронзовых позолоченных орлов завершают композицию Петровского зала.
Интересный факт. Во время реконструкции 2018 года серебряную вышивку почистили специальным лазером. Ткань заменили на современную, воспользовавшись услугами той же фирмы, что и в дореволюционной России.
Одно из самых больших помещений строения – Гербовый зал. Его площадь превышает 1000 квадратных метров, он спроектирован Стасовым и прославляет могущество российской армии. Традиционные колоннады с богато украшенной балюстрадой, массивные окна и позолота создают атмосферу торжественности.
Свое название помещение получило от гербов губерний, размещенных на бронзовых люстрах у потолка. Их также держат скульптуры древнерусских воинов, выполненные по эскизам Штрейбенберга. В центре зала установлена чаша из авантюрина, подаренная промышленниками Екатеринбурга. Ее вес составляет почти 4 тонны.
Через Гербовый зал осуществляется переход в Военную галерею. Она посвящена победе российского оружия над Наполеоном Бонапартом, на стенах висят полотна с портретами героев войны 1812 года. Изначально представлены были только работы англичанина Доу, но со времен экспозиция увеличивалась.
Интересный факт. В советские годы на стенах Военной галереи разместили дополнительно четыре портрета солдат, служивших в гвардии императорского величества.
Выбор генералов получился неоднозначным, так в него попал Аракчеев, занимавшийся тыловым обеспечением армии и не участвовавший в военных действиях. С другой стороны, часть военнослужащих, отличившихся в сражениях даже не рассматривались в качестве кандидатов. Кроме военных деятелей на стенах висят портреты российского и австрийского императоров, короля Пруссии.
Небольшое помещение Пикетного зала использовалось в качестве места для экспозиции отделов Востока. Стены украшены барельефами с изображением сцены сражения и военной амуниции, хранятся ковры и другие произведения искусства.
Георгиевский зал – следующее помещение в Большой анфиладе. Торжественное помещение, ярко освещенное светом и украшенное колоннами, создает впечатление античного дворца. Его интерьерами занимался Джакомо Кваренга, он настоял на использовании белого мрамора. Металлический потолок разбили на несколько часов, их богато декорировали с использованием меди и золота.
Уникальным выглядит решение заместить пол паркетом. При строительстве использовались 16 пород дерева, работа обошлась государственному бюджету в колоссальную сумму. По предложению Николая I узоры на паркете в точности повторяли орнамент на потолке. В центре помещения расположен трон, поэтому помещение имеет второе название Большого тронного зала. Его изготовили в Англии на заказ.
Интересный факт. В советские годы тронное место разобрали по понятным причинам, а на его месте разместили карту Советского союза, богато украшенную драгоценными камнями. После очередного распада страны историческая справедливость восстановлена, а карта переместилась в экспозицию Горного музея.
Завершается планировка Большой анфилады монументальным Александровским залом. Он задуман в качестве увековечивания имени императора Александра в истории России. В архитектуре помещения сочетаются готика, ампир и элементы русского зодчества. Брюллов перекрыл помещение сводами, которые разбили зал на несколько частей.
Николай Павлович лично участвовал в оформлении зала, отдавая честь своему умершему брату. На стене висит портрет императора, его очертаниям придано сходство со славянским богом Родомыслом. Зал украшен увеличенными медальонами работы художника Толстого, они олицетворяют победу над Наполеоном. На данный момент помещение используется в качестве мест экспозиции коллекции западноевропейского серебра.
Большая церковь
Большая церковь Зимнего дворца разместилась на втором этаже. Растрелли с особой тщательностью проработал интерьеры помещения, к росписи привлекались итальянские мастера. Пожар 1837 года нанес огромный ущерб убранству, но Стасов досконально восстановил зал. Он использовал в своих работах старинные чертежи, это единственное помещение Зимнего, сохранившее первоначальный замысел при постройке.
На крыше дворца установили специальную звонницу с пятью колоколами, церковь использовалась для нужд членов императорской семьи. В храме находились несколько почитаемых православных святынь, в их числе несколько реликвий преподнесенных в качестве подарка Павлу Мальтийским орденом. Каждый год в честь этого события проходили торжественные богослужения.
Интересный факт. РПЦ требует от Эрмитажа передачи помещения церкви под их управление. Споры о принадлежности храма идут несколько лет, пока Эрмитажу удается отстоять музейный статус зала.
Потолок украшен несколькими плафонами, на криволинейных поверхностях изображены лики евангелистов. Часть икон после пожара смогли сохранить, другие привезли со всех уголков России. Фигуры ангелов по периметру восстановил известный российский скульптор Теребенев. Особого упоминания заслуживает позолоченный иконостас и кафедра.
Покои императрицы Марии Александровны
Эта часть внутренних помещений Зимнего дворца получила свой современный облик позже всех, здесь проживала чета императорской семьи. Покои перестраивали из нескольких гостиных, так Белый зал образовался на месте трех комнат. Визуально помещение разделено на два яруса, широко использовались пилоны и колонны.
Скульптурный декор подчеркивал планы будущего императорского наследника на управление России. Колонны украшены женскими фигурами, олицетворяющими различные виды искусства. До наших дней сохранились фигуры Весты, Юноны, Юпитера, Дианы и Аполлона. На стенах присутствует лепнина, поверхность матовая и изготовлена из гранита.
Интересный факт. В зале установлены несколько позолоченных торшеров. Светильники спасли от воздействия огня, изначально они размещались в Овальном зале.
Другой частью приготовлений к свадьбе наследника стало создание Золотой гостиной. Она перекрыта коробовым сводом, здесь много лепнины и позолоты. Изначально стены оббили малиновой тканью, после реставрации ее заменили на голубую. Центральным элементом Золотой гостиной можно считать камин, выполненный из мрамора и обрамленный колоннами из яшмы. Позолоченные двери и паркет из красного дерева подчеркивает статус зала.
Императорская семья любила проводить здесь костюмированные мероприятия, часто устраивали балы. Изначально по проекту из помещения можно было попасть на балконы, но их разобрали в советские годы. В данный момент в Золотой гостиной собрана экспозиция камней герцога Орлеанского. Кроме того, на стенах висят полотна итальянских и французских художников.
Отдельно стоит выделить будуар императрицы, выполненный Брюлловым. Декоративная богатая отделка копирует стиль прошлого века, стены визуально разделены панно и извивающимся орнаментом. Небольшая по площади комната уставлена резной мебелью, в углу установлен камин. На стенах висят семь крупных зеркал, украшенных позолотой, паркет и потолок изрисован своеобразным узором.
В состав покоев входят Зеленая столовая, Синяя спальня и ванная, выполненная в минималистическом стиле. Помещения не имеют окон, стены украшены тканью и золоченными карнизами. Из Уборной можно попасть прямиком к Библиотеке его императорского величества. Рядом расположены так называемые Апартаменты наследника, в них большую часть жизни провел Александр II.
Экспозиции Государственного Эрмитажа
В 1764 году Екатерина приобрела через посредников коллекцию живописи, собранную Гоцковским. Экспозиция размещалась в скрытых от публики апартаментах дворца, так зародился прообраз современного Эрмитажа, крупнейшего музея в мире. В переводе с французского Эрмитаж означает «тихое место», это название идеально характеризовало коллекцию императрицы.
В годы ее царствования экспозиция постепенно увеличивалась, в Европе выкупались за счет государственного бюджета многочисленные частные коллекции. Эрмитаж становился все больше и больше, он отвоевал под свои нужды большую часть дворца, отстроили отдельное здание. Зимний дворец входит в комплекс государственного музея, соединен с ним специально построенным переходом.
Интересный факт. Екатерине не нравилось, что дорога к произведениям живописи проходила через ее покои. Специально, чтобы избавить императрицу от назойливых посетителей, построили надземный переход в здание Малого Эрмитажа.
Экспозиции, представленные в Зимнем дворце, воссоздают апартаменты царской семьи, отличаются роскошью и богатым убранством. В качестве резиденции здание использовалось до 1904 года, пока не построили Царскосельский Александровский дворец. Тем не менее даже после своего переезда семья Николая Второго любила проводить здесь свое свободное время. Отдельно выделены залы с коллекцией древностей и собраниями живописи. Большое внимание уделено скульптуре Европы и Востока.
Свободный вход для осмотра коллекций Эрмитажа открыли в 1863 году при Александре Втором. Большевики узаконили этот процесс в 1917 году после прихода к власти, открыв внутренние помещения императорских покоев. В Зимнем дворце почти 3 миллиона экземпляров, кроме уникальных произведений живописи собраны драгоценности, античные статуи и оружие различных исторических эпох.
Интересный факт. Блокада Ленинграда привела к многочисленным повреждениям дворца, немецкие части целенаправленно уничтожали символ города. Реставрационные работы продлились несколько лет, тогда же Зимний дворец окончательно вошел в состав экспозиций Эрмитажа.
В подвальных помещениях размещены многочисленные служебные помещения, в них идет кипучая научная деятельность. Особенность экспозиций Эрмитажа заключается в том, что по ним можно сопоставлять, изучать целые пласты истории культуры стран мира. Так третий этаж полностью посвящен историческому наследию древних азиатских культур, представлены экспозиции буддистской и исламской культур, собрана коллекция китайской мебели и керамики. В структуру музея органично входят интерьеры, созданные великими зодчими на протяжении веков, поэтому каждая экспозиция, каждый экспонат привычно воспринимается в своем окружении.
Выставки музея входят в число самых посещаемых в мире, под сводами дворца собрана крупная коллекция произведений искусства и культуры европейской и азиатской эпох. В Эрмитаже представлена крупнейшая за пределами Нидерландов коллекция полотен Рембрандта, присутствуют уникальные для России экспонаты. Зимний дворец – олицетворение эпохи правления императорской династии, символ Санкт-Петербурга и его главная достопримечательность.
В Эрмитаже доступны два маршрута. Один идет в сторону Иорданской лестницы, упор сделан в сторону произведений искусства европейской живописи. Второй маршрут проходит через жилые помещения императорской семьи, он показывает царские интерьеры дореволюционной России.
Важный момент. В связи с эпидемией ковида продажа билетов через кассы закрыта, приобрести их можно только онлайн. Сделано это с целью контроля количества туристов, число билетов на каждый сеанс ограничено.
Посещение комплекса обойдется в 300 рублей. Первый четверг каждого месяца проводится день открытых дверей, вход в Эрмитаж свободен. Для специальных лиц категорий есть льготные билеты, эта мера касается детей, студентов и пенсионеров. Зимний дворец не принимает посетителей в Новый год и 9 мая.
Важный момент. При посещении музея подвергаются досмотру сумки посетителей. Пронести в помещения Эрмитажа напитки и еду невозможно, так же ограничен вход на высоких каблуках – они могут повредить паркет из красного дерева.