Дата открытия, История появления
Василий Носов, глава семейной фирмы, выстроил этот двухэтажный дом в начале 1880-х годов на каменном фундаменте 1870-х, по проекту архитектора П. Щеголева. К дому примыкал огромный сад.
Когда его сын Василий вырос и женился на Евфимии Рябушинской, старик Носов переселился в другой дом усадьбы, разделил сад пополам, а свой особняк оставил молодым. Эмансипированная супруга Василия стала подлинной хозяйкой дома. Носова стала превращать купеческий дом в изысканный салон «серебряного века». Ее мечтой было, чтобы «выдающиеся и нравящиеся ей современные русские художники в этом доме сделали нечто». Интерьеры в 1907 году был приглашен заново отделать будущий классик советской архитектуры Иван Жолтовский. В реконструкции дома поучаствовали также Лев Кекушев и гражданский инженер А. Агеенко, пристроивший к нему левое крыло. Внешний вид дома не изменился с 1910-х годов.
Внутри Жолтовский создал парадный мраморный зал с колоннами коринфского ордера и огромными зеркалами. Расписывать стены парадной столовой в 1911 году Носова пригласила В. Серова. Он сделал 29 эскизов на тему «Диана и Актеон», но смерть от сердечного приступа помешала Серову закончить работу. На помощь пришли живописцы С. Судейкин и Н. Сапунов. Парадную лестницу дома оформлял в 1912–13 годах М. Добужинский, которого Носова предварительно отправила в командировку в Италию для ознакомления с первоисточниками. Фреска Добужинского в была выполнена по образцу росписей дворца Козимо Медичи во Флоренции. В 1940 году ее закрасили, но предварительно заклеили бумагой. Когда в начале 1970-х покрытие удалили, фреска оказалась как новая.
Особняк в Москве полушутя стали называть «дворцом Козимо Медичи», а Евфимию Носову, уже всерьез – «хозяйкой модного салона, привлекавшего виднейших живописцев и писателей». Со временем Носова собиралась передать особняк со всем художественным содержимым в дар городу Москве и сделать его музеем.
Осенью 1917 года, опасаясь реквизиций, Носова передала все художественные богатства в Третьяковскую галерею и вскоре уехала за границу. А в ее доме в 1917 году уже работала бесплатная столовая для 2500 красногвардейцев и рабочих.
Перестройка и реставрация
До 1935 года национализированный дом Носовых сохранялся в неизменном виде, благодаря тому, что в нем был открыт Пролетарский музей Благуше-Лефортовского района. Но затем особняк отдали под районный Дворец пионеров, подвергли перепланировке, увезли куда-то зеркала и люстры. С 1962 до 1997 года в доме вновь поместился «Музей краеведения Первомайского района». С конца 1990-х годов дом стал практически недоступен. Судьба интерьеров «серебряного века» неясна, известно, что часть росписей и отделки утрачены.
Автор статьи: Константин Михайлов
Материал с портала «Узнай Москву»