Зимнее. Успенский Святогорский Зимненский женский монастырь. Собор Успения Пресвятой Богородицы.

Каменный монастырский храм Успения Пресвятой Богородицы в селе Зимнем построен в конце XVI ст., вместительный, украшен ценными иконами и дорогим иконостасом. В храме имеется благодатная икона Божией Матери, очень древняя. По преданию, этой иконой Константинопольский патриарх благословил царевну Анну на замужество со св. Владимиром.
Прихожан 1457 душ. Причт: 2 священника – приходской и монастырский и псаломщик. Причтовые помещения вблизи церкви, построены в 1904 г. на средства, отпущенные Духовной консисторией, поместительные, но зимой холодные. Из надворных построек у священника имеется лишь сарай для дров; есть огород. Причтовой земли нет.
Приписные деревни: Горичев и Вулька в 1 – 2 ½ верстах. В приходе имеются школы: второклассная женская с образцовой школой и церковно-приходская одноклассная, здание второклассной школы каменное, двухэтажное, удобное, а здание церковно-приходской школы ветхое.
Приписное село Фалемичи в 3 верстах; в селе церковь Покровская, богослужения совершаются поочередно, а также во все великие праздники. Имеется одноклассное министерское училище. Кроме того есть приписные церкви Троицкая в селе Зимнем и Варлаамская пещерная.
«Справочная книга о приходах и монастырях Волынской епархии» К. В. Переверзев, Житомир. Электрическая типография М. Дененмана, 1914 г.

В 1724 г. здание приобрело облик, сходный с католическим костелом: разобраны две башни на востоке, на западе воздвигнут аттик с фронтоном. Реконструкция здания произведена по проекту архит. Н.П. Козлова в 1898-1900 г.г. Разобрана западная стена в границах контрфорсов, и вместо нее возведена новая с большим арочным окном, над образовавшимся выступом возведен аттик с завершением в псевдомосковском стиле, состоящим из декорированного тремя рядами кокошников цоколя, круглого барабана с луковичной главой. Аналогичные, но меньших размеров кокошники расположены над северо-западным и юго-западным углами здания. Перед входом устроен тамбур с высоким щипцом, окна получили обрамление в псевдорусском стиле, более развитым стал венчающий карниз. Повреждения, нанесенные зданию и подземной церкви во время первой мировой войны, устранены в 1930-е годы. Во время Великой Отечественной войны были разрушены завершения и крыша (1943 г.).
Памятник представляет собой прямоугольный объем, к которому на северо-востоке примыкает двухъярусная башня, а на востоке – сохранившаяся часть апсиды. По характеру плана это – трехнефная базилика с более широким центральным нефом, отделенным от боковых четырьмя прямоугольными столбами. Основной объем ее перекрыт сводами, опирающимися на стены и столбы. Своды над всеми тремя нефами значительно разрушены. Наружный декор крайне сдержан, если не считать появившихся в конце XIX-начале XX в.в. наличников в псевдорусском стиле вокруг арочных окон и узорчатой кладки тамбура перед западным входом. На южном фасаде, между вторым и третьим контрфорсами, считая с запада, находятся три килевидные ниши. Аналогичная ниша есть на северном фасаде над арочным проемом. С северо-востока в объем церкви встроена четырехугольная в плане башня. Сохранилась на высоту двух ярусов, из которых первый перекрыт коробовым сводом, а второй имел плоское перекрытие по деревянным балкам (не сохранилось) и арочное окно. К северу от церкви у подножия земляной террасы в толще подпорной стены расположен в виде арочной галереи вход в пещеры, в глубине которых на месте тесной часовни устроена Варлаамовская церковь – небольшое прямоугольное в плане помещение с двумя апсидами на востоке и западе, перекрытое сомкнутым сводом с квадратным вентиляционным отверстием.
«Памятники градостроительства и архитектуры УССР». – К.: «Будівельник», 1985 г., т. 2., перевод с украинского.

Если в Богоявленской церкви в Остроге к обороне приспособлена только галерея в верхней части церкви, а позже и в нижней, то в Успенской церкви в Зимно, построенной в 1495 году и расположенной в системе оборонных укреплений, подобно Острожской, вместо куполов пристроены (кроме бойниц на чердаке) ещё четыре краеугольные башни. План зимненской церкви повторяет традиционные четырехстолбные трехнефные храмы, но в нем все заново переосмыслено – столбы не крестчатые, а прямоугольные, вследствие того, что нет куполов и подпружиненных арок; перекрыт храм полуциркульными сводами, на которых расположен настил.
Поскольку в Зимне начали строить церковь после оборонительных стен, то одну из оборонных башен и часть стен включили в храм. Это позволило значительно усилить мощь монастыря. Кроме того, к обороне в нем приспособлен верх церкви, для чего на рогах построили четыре укрепленных башни. Вследствие этого внешний вид храма сильно изменился, культовые черты почти совсем исчезли, но подчеркнута его суровая недоступность, могущество нерасчлененного массива. Поставленная на высоком холме среди Волынской равнины, церковь вместе с оборонительным комплексом производит впечатление, усиливая своеобразную красоту местного ландшафта.
«История украинского искусства». – К.: «Наукова думка», 1967 г., т. 2, перевод с украинского.

Успенский собор принадлежит к оборонительным церковным сооружениям и был важным звеном обороны в системе защиты монастырского подворья и окружающей территории. Исследованиями 1946-1947 гг. установлено, что первоначально храм был безбаневим, с четырьмя угловыми оборонительными башнями, нижний ярус которых был квадратным, а верхний – восьмигранным. Одна из этих башен (Северо-Восточная), построенная ранее, введена в объем алтарной части храма.
Успенский собор – кирпичный трехнефный храм с полуциркульными в плане, почти рівноширокою основном объема, алтарной частью. Средняя нава значительно шире боковых. Все навы перекрыты цилиндрическими сводами одинаковой высоты.
В 1724 г. собор подвергся перестройкам – было разобрано две восточные оборонительные башни с целью предоставления храмовые вида католического костела.
В период с 1891 г. до начала XX в. в результате «реконструкции» были уничтожены самобытные черты архитектуры собора. Вместо двух разобранных западных оборонительных башен сооружено три верха с луковичными банями; центральная из них преобладает по размерам. Между контрфорсами западного фасада встроено крыльцо с причудливым фронтоном, на окнах появилось перспективное обрамление с «кокошниками» и колонками, украшенными «дыньками», фасады завершены новым карнизом.
«Памятники архитектуры и градостроительства Украины». — К.: «Техника», 2000 г., перевод с украинского.

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?