По местному преданию, св. равноап. кн. Владимир построил здесь зимний терем и храм, которому подарил образ Пресвятой Богородицы, полученный от патриарха Константинопольского в благословение на брак с византийской царевной Анной. В некоторых изданиях строительство храма отнесено к 1001 г.: основанием к тому послужила одна из гипотетических (документальная отсутствует) дат возведения (1000) каменной церкви «Старая кафедра» в 1 км к западу от Владимира-Волынского (X-XIII вв.).
Во 2-й пол. XI в. прп. Варлаам Печерский, заболев в пути из Константинополя на Русь и «достигнув города Владимира, вошел в монастырь, тут сущий близ города, носящий название Святой горы, и здесь почил с миром», завещав, чтобы спутники отвезли его тело в Киево-Печерскую Лавру, что и было исполнено («Житие прп. Феодосия Печерского»).
В литературе встречается мнение, что в кон. XI в. Зимно посетил прп. Нестор Летописец, а в 1-й пол. XII в. здесь игуменствовал будущий свт. Нифонт Новгородский; оно восходит к известиям «Истории Российской» Василия Татищева, не имеющим подтверждения в дошедших до нас летописных текстах. Под 1097 г. (датой, которая входит в хронологический диапазон Несторовой редакции «Повести временных лет») Татищев приводит слова летописца: «Случилось мне быть тогда во Владимире смотрения ради училищ и наставления учителей» (для сравнения – в Ипатьевском списке «Повести» автор этих строк назван Василием и не говорит об училищах, отмечая только: «Я был тогда во Владимире»). Относительно же свт. Нифонта, Татищев, уже без прямой ссылки на летописца, утверждает, что будущий Новгородский владыка игуменствовал на Волыни.
Под 1223 г. Ипатьевская летопись говорит о Волынской земле: «Были Владимирские епископы… Иоасаф, блаженный и преподобный святитель Святой горы, а потом был Василий из Святой горы».
С сер. XV в. Зимно упоминают владельческие акты литовско-польских вельмож. В 1460 г. Литовский князь Свидригайло отдал село пану Немире. Немира завещал Зимно матери своей Анне, а после ее смерти оно перешло к родичам Чарторыйским (кроме них, помянник обители называет благотворителями князей Сангушков, Корецких, Радзивиллов, Выговских, Киселей, Вишневецких, Киевского митрополита Иосифа Солтана). 1-м владельцем Зимно из Чарторыйских стал князь Федор Михайлович. Историки приписывают ему каменное строительство в монастыре XV–XVI вв. (Успенский собор, храм Св.Троицы, трапезная, стены и башни, колокольня, от которой остался фундамент). Федоров сын Александр присвоил себе имения обители, а позже отлил для нее колокол (1566), но так и не вернул того, что отнял. Впоследствии Чарторыйские стали сдавать Зимно арендаторам.
В XVII в. монастырь был обращен в унию; при этом монахов насильно обрили по-римски, а часть братии удалилась в Киев и забрала с собой документы обители. В 1724 г. Чарторыйские продали Зимно владельцу Чацкому. Однажды новый хозяин зашел в монастырский храм, осмеял хранившуюся в нем икону Божией Матери и ослеп; раскаявшись, он вознес молитву к Пречистой и получил исцеление (уже в 1695 г. на святыне насчитывалось ок. 120 привесок, оставленных богомольцами в благодарность за помощь от Пресвятой Богородицы).
В кон. XVIII в. монастырь обратили в православный приход, в сер. XIX в. произвели ремонт собора и церкви Св.Троицы, в 1892–1894 гг. приход обращен в женский монастырь, в связи с чем в 1890-х гг. изменена отделка собора, надвратная башня увенчана звонницей, возведено здание школы.
В ХХ в. обитель страдала от артобстрелов (1914–1918, 1941–1944), закрывалась (1939 — с передачей воинской части; 1946 – тракторной бригаде), возрождалась (1941, 1990–1991; в 1946-1990 храм Св.Троицы был приходским), реставрировалась (1990-е), в 1996 г. обрела статус ставропигии Предстоятеля УПЦ.
При монастыре действует школа-интернат (для девочек из неблагополучных семей), летний оздоровительный лагерь (с 1999, для детей с зараженных радиацией территорий), детский офтальмологический кабинет (с 2004).
Источник: сайт монастыря
Свято-Успенский Зимненский монастырь основал креститель Киевской Руси равноапостольный князь Владимир Святославич вскоре после своего крещения. Из летописи известно, что в 987 году, во время завоевания Корсуни, великий князь ослеп. В 988 году царевна Анна, будущая супруга князя Владимира, привезла по благословению константинопольского патриарха Николая II Хрисоверга на свой брак с князем икону Божией Матери греческого письма. Предание повествует также, что князь Владимир во время крещения в купели Херсонеса увидел сильное и необычное свечение от иконы, после чего прозрел. Это чудесное прозрение можно сравнить с прозрением апостола Павла, который до этого пребывал во тьме неверия. В те далёкие времена, в нескольких километрах от Владимира-Волынского, располагалось языческое капище. Это беспокоило как самого князя Владимира, так и православных горожан столичного града Волынского княжества.
В 1001 году по велению князя Владимира на высоком берегу реки были сооружены первые деревянные храмы и возведён княжеский «зимний» дворец, ставший его загородной резиденцией. Князь Владимир воздвиг на этом чудном месте деревянный терем, в котором он подолгу бывал в зимнее время года, от которого якобы и пошло название местности Зимнее. Возле дворца по указанию князя строится в 1001 году деревянный храм в честь Успения Пресвятой Богородицы, а ниже, у подножия холма — возводится деревянная Троицкая церковь. С того времени за горой на долгие столетия закрепилось название «Святая».
Как и многие древние монастыри, Святогорский начинался как пещерный. В давние времена его даже именовали «Печёрским монастырём на Волыни». В недрах горы были выкопаны пещеры, которые использовались в качестве келий и была устроена небольшая пещерная церковь. Уже в 1006 году на освящении здесь мужского монастыря князь даровал обители свою семейную икону Божией Матери «Одигитрия», написанную на кипарисовой доске: Богородица левой рукой держит маленького Иисуса, а правой указывает на Него как на путь ко спасению. Этот образ — не только великая святыня, но и бесценное достояние культуры, поскольку представляет собой художественный образец классической византийской иконописи.
Первое письменное упоминание о монастыре содержится в «Житии» прп. Феодосия Печёрского (1074) — одного из основателей и первых настоятелей Киево-Печёрской Лавры. В «Житие» сказано, как прп. Варлаам, первый игумен Лавры, а позже настоятель киевской обители св. вмч. Димитрия Солунского, возвращаясь из путешествия в Константинополь тяжело заболел, и едва добравшись до града Владимира пришёл в обитель на Святой горе, которая уже существовала вблизи города, и здесь мирно скончался. Перед кончиной прп. Варлаам «завещал тем спутникам, что были с ним, чтобы довезли тело до его киевского монастыря… отца нашего Феодосия», то есть Киево-Печёрской Лавры, что и было выполнено. Описываемое событие произошло во второй половине ХI века.
Есть предположение, что в эпоху Киевской Руси Зимненская обитель была загородной резиденцией Владимиро-Волынских епископов, в частности святителей Стефана (бывший настоятель Лавры и основатель Кловского монастыря в Киеве в 1094 году) и Амфилохия (лаврского постриженника в 1122 году). Существует также мнение, что игуменом Зимненской обители некоторое время был свт. Нифонт — выходец из Лавры и будущий архиепископ Новгородский (в 1156 году). В 1223 году Ипатьевская летопись сообщает, что на Волыни в ХIII веке «были Владимирские епископы: Иоасаф, блаженный и преподобный святитель Святой горы, а затем был Василий со Святой горы». Эти факты говорят о том, что в те времена в обители находилась архиерейская резиденция.
С середины ХV века письменные источники упоминают село Зимнее, владельцем которого в то время был православный волынский вельможа Фёдор Чарторыйский, заботливый благотворитель обители. Он воздвиг в монастыре величественный храм Успения Пресвятой Богородицы и крепостные стены с башнями (1458-1495). Однако сын его Александр подверг обитель имущественным притеснениям, но в конце жизни хотя и не вернул отобранного у монахов, всё же помирился с ними и отлил в 1566 году для звонницы колокол, который сохранился до наших дней. После смерти Чарторыйского Зимнее принадлежало разным арендаторам, которые также притесняли православных монахов. В 1682 году монастырь захватили униаты. Те из братии, кто не принял греко-католической веры, ушли в Киев, забрав с собой документы обители, другим, по приказу луцкого епископа Льва Зеленского, остригли бороды.
В 1724 году местечко Зимнее приобрёл у Чарторыйских ревностный католик, волынский староста Михаил Чацкий. Он приказал переоборудовать храм в костёл, из пяти куполов оставил два, присвоил все церковные богатства, разорил усыпальницу, забрал драгоценности у умерших монахов, снял украшения с Зимненской чудотворной иконы Богородицы. Глумясь над образом, он выкрикнул: «Ну, что, православная святыня чудотворная? Так и не смогла ты спасти свой православный монастырь!» В следующее мгновение он ослеп, а через три года умер, после чего все потомки Чацкого по мужской линии теряли зрение за три года до смерти. Постепенно обитель обеднела настолько, что в 1790 году её закрыли, а монахи разбрелись по другим монастырям и храмам. С 1796 года местечко Зимнее в составе Волынской губернии, которая пополнила ряды губерний и областей Российской империи. Успенский собор стал действовать в качестве приходского православного храма. Перед этим он был переосвящён и распахнул двери перед православными прихожанами.
В 1892 году здесь вновь открывается Святогорский Свято-Успенский Зимненский, но уже женский монастырь. Указом Святейшего Синода от 28 февраля 1893 года женская обитель была приписана к Корецкому монастырю. В 1899-1900 гг. была проведена реставрация и капитальный ремонт зданий обители, которые должны были придать монастырю «канонический православный вид». Так, в частности, монастырская колокольня по проекту губернского архитектора была украшена кокошниками с вытянутым шатром, а маковки на храмах спроектированы в духе архитектуры конца ХIХ века, господствовавшей во всей Российской империи.
В 1914 году в Зимненской Успенском женском монастыре проживало 16 монахинь и 103 послушницы. При нём работала женская двухлетняя школа. Монастырь имел 544 десятины земли и получал от казны ежегодно 1500 рублей. В начале Первой мировой войны по распоряжении из Духовной консистории изуиенья с 40 сёстрами перехала из Успенского монастыря в житомирское предместье Павлюковцы, подальше от линни фронта, эвакуировав с собой святыню — Зимненскую икону Божией Матери. Остальные сёстры выразили готовность умереть в этой обители. Во время боевых действии монастырю был нанесён значительный ущерб, но в нём по прежнему теплилась монашеская жизнь. В 1939 году, после того как западные земли были присоединены к УССР, местная власть обитель закрыла, а уже в 1940 году на её территории разместилась воинская часть.
Во время Великой Отечественной войны немецкие артиллеристы развлекались, стреляя из пушек по монастырским строениям. Самое интересное, что снаряды застревали в кирпичной кладке зданий, но не разрывались. До сих пор видны немецкие снаряды, как прямые свидетели тех печальных событий. В 1941 году в обительи вновь подвизались монахи. После их очередного выселения в 1946 году территорию монастыря отдали тракторной бригаде МТС. Только Троицкий храм, расположенный вне крепостных стен, остался действующим как приходской. В 1975 году историки и неравнодушные люди обратили внимание местных и областных властей на то, что гибнет уникадьный архитектурный ансамбль. Спустя некоторое время было поручено специалистам разработать проект реставрации монастырских зданий. Началось их исследование, стали вестись реставрационные работы.
В начале 1990 года обитель в Зимнем вернули Православной Церкви. 6 сентября 1990 года епископ Волынский и Луцкий Варфоломей освятил территорию и разрушенные стены древней обители. В июне 1991 года сюда переехали монахини во главе с матушкой Стефаной (Бандура). Усилиями сестёр с участием благотворителей в монастыре были продолжены работы по возрождению архитектурного ансамбля. 24 сентября 1995 года чудотворную Зимненскую икону Богоматери Крестным ходом из Корецкого монастыря перенесли в родную обитель. Во время Крестного хода от иконы исцелилась от слепоты жительница села Зимнее некто Мария. Накануне прибытия иконы в Зимнее паломники видели в монастыре в полночь огненный столб над церковью Святой Троицы и слышали из храма пение «Херувимской». Решив, что в церкви совершается служба, они пошли туда, но оказалось, что храм закрыт. В 1996 году, по благословению Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Владимира (Сабодан), обитель под Владимиром-Волынским стала ставропигиальной.
В честь Зимненской Богородичной иконы Национальный банк Украины в 2010 году выпусти юбилейную коллекционную монету номиналом 20 грн., а прежде, в 1999 году, была выпущена почтовая марка почты Украины. В 2009 году в монастыре проживали 40 монахинь и послушниц.
С сайта: voskresenie.com.ua/svyatyni/Святыни Украины/Свято-Успенский Святогорский Зимненский женский монастырь (ставропигиальный) и из книги-путеводителя: Тарас Палков. «Западная Украина. Волынская, Ровенская, Тернопольская, Хмельницкая области». Часть1. — Львiв, видавництво «Ладекс», 2010
Колокольня
Колокольня монастыря квадратная в плане. Первоначально это была трёхъярусная въездная башня, размещенная в южной оборонительной стене так, что ось проезда на монастырское подворье была ориентирована на центр южного фасада Успенского собора. Во время реконструкции в XIX – начале XX в. въездная башня преобразована в колокольню. Надстроен верхний восьмигранный ярус с полуциркульными отверстиями в каждой грани, завершенный высокой восьмигранной палаткой с люкарнами, характерной для русского строительства XVII в. В декоративном убранстве фасадов колокольни также применены элементы псевдорусской архитектуры – фланкированные колонки, «кокошники» над окнами, развито профилирования карнизу и т. п.
«Памятники архитектуры и градостроительства Украины». — К.: «Техника», 2000 г., перевод с украинского
Сохранился колокол 1566 г., находится вне колокольни, установлен на отдельном постаменте. Важным центром украинского художественного литья в XV–XVII веках была также Волынь. Хорошей литейной техникой отличался колокол Зимненского монастыря 1566 года (нижний диаметр 102 сантиметра), выполненный волынскими мастерами. Колокол украшен орнаментальным фризом и полосой надписи, искусно выполненной удлиненными стройными уставными буквами. Надпись рассматривается как органическая часть декоративного фриза, составленного из ритмически повторенных маскарон. Эти мотивы свидетельствуют об осведомленности автора с орнаментикой эпохи Возрождения. Вместе с тем эти новые элементы сопровождаются старыми орнаментальными мотивами (трилистники в кругу), идущими со времен древней Руси.
«История украинского искусства». – К.: «Наукова думка», 1967 г., т. 2, перевод с украинского
Оборонные стены с башнями, XV-XVI в.в.
В плане имеют форму неправильного четырехугольника, по углам которого на северо-востоке, северо-западе, юго-востоке и юго-западе помещались башни. Южная стена включает также проездную башню-колокольню и круглую в плане башню. По верху стен был бруствер с бойницами (хорошо сохранился на восточной стене); боевой ход, очевидно, был устроен по балкам, неглубоко заведенным в кладку стены, и опирался со стороны двора на деревянные столбы, имеющие по верху деревянный настил. В XVIІ в. устроены широкие арочные ворота во всех четырех оборонительных стенах. К 1898-1899 г.г. перестроена в псевдорусском стиле башня-колокольня. Над четвериком устроен верхний восьмигранный ярус с арками звона, огражденными ажурной металлической решеткой, и шатер с люкарнами. Покрытие шатра было выполнено из железа «в шашку». Завершение в виде главки на граненом барабане было декорированЬ килевидными кокошниками. В конце XIX — начале XX в.в. при возведении двухэтажного здания школы разобраны юго-западная башня и куртина между ней и колокольней, круглая башня и угловая со стеной между ней и колокольней. Сохранились значительные участки стен с широкими арочными воротами, угловые квадратные в плане башни по первому ярусу, башня-колокольня без перекрытий и завершения.
«Памятники градостроительства и архитектуры УССР». – К.: «Будівельник», 1985 г., т. 2, перевод с украинского