В 1930 году на литературном небосклоне русского Парижа загорелась новая звезда — журнал «ЧИСЛА».

По свидетельству Юрия Терапиано, одного из авторов издания, «Числа» были задуманы «в 1929 году Георгием Ивановым, который обдумал всё направление журнала, состав сотрудников и т. д. и даже выработал обложку, которую сам нарисовал. Георгий Иванов привлек к этому делу Георгия Адамовича и Николая Оцупа». Последний, к слову, стал и редактором «Чисел».

Журнальные «сборники литературы, искусства и философии» на фоне остальной периодики выделялись своим «столичным” обликом. Они «печатались на хорошей бумаге, не скупились на поля, заботились о красивых шрифтах и вообще о внешности, давали большое количество репродукций (в том числе в красках)».

Кроме того, совсем другой была и сама тональность «Чисел». С их страниц шел разговор с читателем «о тех важных и мучительных вопросах, от которых большинство эмигрантских изданий отделывается формулами казенного оптимизма и тупой самоуверенности». Сотрудничавший с журналом «русский Рембо» Борис Поплавский утверждал, что «»Числа» есть атмосферическое явление, почти единственная атмосфера безграничной свободы, где может дышать новый человек».

Журнал объединил вокруг себя одаренную творческую молодежь. Наряду с начинающими литераторами здесь также публиковались и те, кто получил известность еще в России.

Последний — десятый — номер издания вышел в июне 1934-го. А незадолго до этого был сделан групповой снимок «числовцев». Сегодня имена многих из них хорошо знакомы всем, кто интересуется судьбами русской эмиграции.

«Была такая суббота весною — солнце и ветер с Ла-Манша, — когда Оцуп решил сфотографировать сотрудников «Чисел», —впоследствии вспоминал печатавшийся в издании Василий Яновский. — Вильде тоже считался сотрудником журнала, и он с женою пришел в холл отеля, где нас снимали… Она сидела напротив в кресле, пока всю группу размещали, усовещивали, смотрела на нас, а мы поневоле на нее.
В первом ряду устроились бонзы: Мережковский, Гиппиус, Адамович… Червинская пыталась разрешить вековую задачу — оказаться и тут, и там. Ларионов в самый ответственный момент норовил закурить папиросу, что раздражало Поплавского, вообще ненавидевшего «жуликов» и завидовавшего им.
Я в это утро на Marche aux Puces купил зеленовато-голубой почти новый костюм и был занят рукавами: слишком длинные, сползали».

Несмотря на свой недолгий век, «Числа» оставили заметный след в эмигрантской культуре. Журнал дал шанс молодым поэтам и прозаикам проявить свой талант и «получить право голоса во всей зарубежной печати наряду со старшим поколением».

На фото: в верхнем ряду (слева направо): М. Ларионов, Б. Поплавский, В. Мамченко, В. Яновский, А. Руманов, Ю. Фельзен, Ю. Мандельштам, Н. Оцуп, Г. Раевский, В. Смоленский, С. Стасин, Ю. Терапиано, А. Гингер, В. Варшавский;
в среднем ряду (слева направо): С. Шаршун, Д. Кнут, С. Прегель, Е. Бакунина, Л. Червинская, И. Одоевцева, Д. Мережковский, Г. Адамович, З. Гиппиус, Г. Иванов;
в нижнем ряду (слева направо): П. Ставров, А. Алферов, Ю. Софиев, Б. Вильде, А. Буров, В. Злобин, Л. Кельберин. Париж, 1934.

Подготовка публикации: ©Зеленая лампа, 28.05.2023

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?