Жуковский Станислав Юлианович «Комната в имении Брасово великого князя Михаила Александровича», (1916)

Рубрика «Малоизвестные картины Третьяковской галереи»: Жуковский Станислав Юлианович. «Комната в имении Брасово великого князя Михаила Александровича», (1916). В конце лета 1916 года Жуковский был приглашен графиней Натальей Сергеевной Брасовой (1880-1952; урожд. Шереметьевской), морганатической супругой великого князя Михаила Александровича, в имение Брасово (давшее фамилию ей и родившемуся от этого брака последнему наследнику престола Романовых — Георгию (1910-1935). Усадьба, некогда принадлежавшая Апраксиным, располагалась в живописном месте вблизи Брянских лесов. Выстроенный из темного дуба дом, находившийся вдали от столичных особняков Петербурга и Москвы, в парадности своих интерьеров и камерности залов сохранял ощущение уюта и непринужденности.

Запечатленные Жуковским виды брасовских комнат при всей безлюдности пространства лишены ощущения безнадежной пустоты и утраты. Будто незримым человеческим присутствием согрета гостиная — в скользящих лучах солнечного света на матово — охристых стенах мерцают золоченые рамы портретов, ампирные вазы, мебель из карельской березы (мода пушкинской поры). Комнату “оживляет” случайно оставленная пестрая шаль, словно вот-вот кто-то вернется. Анфилада открытых комнат, чей натертый до блеска паркет отражает сизые отблески вечереющего неба, зелени сада с растворенной дверью веранды – все наполнено дыханием жизни и весны.

Барон Николай Врангель вспоминал об усадебном быте: «трудно понять и высказаться, есть ли хоть частица искусства в криволицых портретах бригадиров, глядящих из облупившихся рам, в пестрой живописи букетов, намалеванных крепостным самоучкой… Но во всем этом милом хламе, дорогом нам воспоминаниями детства и курьезами своей неповторяемости, несомненно, есть особая интимная поэзия, та теплота дворянского гнезда, что так завершенно вылилась во всем творчестве последнего «писателя – помещика» Тургенева. И как не любить и ни желать воскресить эту наивную безыскусственность прежней жизни , — все же никогда больше она не вернется в Россию. Эпоха детской, почти смешной веры «всерьез» во все то, что теперь кажется нам ребяческой забавой, — вот что таила эта помещичья жизнь «в комнатах».

Серия «брасовских» полотен, созданная С.Жуковским, является своего рода живописным «памятником» уничтоженного в 1943 году дворца.

Источник: Государственная Третьяковская галерея, Москва

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?