ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ ОТЦА БОРИСА НИКОЛАЕВСКОГО

ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ ОТЦА БОРИСА НИКОЛАЕВСКОГО

Каждый, кто знакомится с базой данных о новомучениках, не может остаться равнодушным – какое великое противостояние оказала Русская Православная Церковь тоталитарному сатанинскому режиму, когда все силы ада обрушились на неё! Тысячи простых сельских священников, над которыми кто только не иронизировал в России, оказались великими героями и стали нашей надеждой на возрождение и спасение России.

2500 святых почитала РПУ в начале XX в. Количество мучеников и исповедников, которых дала Русская церковь в XX в., – это десятки тысяч человек. В конце II в. Тертуллиан сказал: «Кровь мучеников – семя христианства». Век XX обильно засеял этим семенем русскую землю. Одним из этих людей был протоиерей Борис Николаевский.

Отец Борис (Николаевский Борис Константинович) родился 24 апреля 1884 года в селе Борисово Старорусского района Новгородской области, где священником служил его отец. Примечательно, что батюшка был четырнадцатым священником в роду.

В 1899 году он закончил Старорусское Духовное Училище, а в январе 1906 года – Новгородскую Духовную Семинарию. В сентябре того же года Бориса Николаевского назначили учителем в двухклассную церковно-приходскую школу на станции Бологое. Но душой он стремился к другому. «Всю свою молодость, до 25 лет, мечтал, добивался, стремился стать врачом, — впоследствии рассказывал батюшка. – Учился тому, что могло мне пригодиться в этом деле». В сентябре 1907 года Бориса Николаевского приняли в число студентов медицинского факультета Императорского Юрьевского Университета. Плату за обучение, за квартиру и питание вносил профессор, наставник Бориса Николаевского, который видел в ученике своего будущего помощника. Но внезапно благодетель скончался, и Бориса Николаевского отчислили за невзнос платы. «Много горьких часов я провел, — вспоминал батюшка, — когда всю ночь бродил по улицам города в отчаянии, считая, что все потеряно. И только Господь и моя милая мамочка поддержали меня, направили меня, и в 25 лет стал я священником».

8 апреля 1909 года состоялось венчание Бориса Николаевского с Анной Михайловной Лесковой, 1878 года рождения. 26 апреля Архиепископ Варшавский Николай рукоположил Бориса Николаевского в иереи и назначил его помощником настоятеля одного из храмов Варшавской губернии. 30 марта 1910 года отца Бориса перевели на должность настоятеля Островской городской Свято-Николаевской церкви Ломжинской губернии Варшавской епархии. Одновременно он состоял заведующим и законоучителем Островской церковно-приходской школы, а затем еще и законоучителем двух городских гимназий.

Батюшка служил ревностно, о чем свидетельствуют полученные им награды. В период с 1910 по 1914 годы его наградили медалью в память 300-летия Царствования Дома Романовых, набедренником и скуфьей. Во время Первой Мировой войны отец Борис служил полковым священником и был ранен в шею, после чего голова у него была слегка наклонена набок. За усердную службу «На пользу христолюбивых воинств» 31 марта 1916 года Преосвященнейшим Епископом Иоасафом Новогеоргиевским он был награжден камилавкой. К сожалению, более подробных сведений о военном периоде его служения не сохранилось.

20 января 1916 года о. Борис выдержал Государственный экзамен и удостоился звания Учителя Русского языка Высшего начального училища.

11 сентября 1917 года Митрополитом Петроградским Вениамином о. Борис был назначен настоятелем храма во имя святителя Иоасафа Белгородского в поселке Парголово (Михайловка) Петроградского уезда.

Храм был построен в 1912 году крестьянином Константином Тимофеевичем Рыжовым на его земле и на его собственные средства, им же был построен двухэтажный дом для причта. Здание храма было деревянным, на каменном фундаменте, с колокольней и большим церковным садом. При храме был организован хор, в котором пели и дети батюшки. По воскресеньям читали акафист Божией Матери «Отрада и Утешение», после акафиста проводились беседы. Именно отсюда началась традиция духовных бесед, о которых так тепло вспоминают духовные чада отца Бориса по Свято-Троицкому храму в Лесном.

У о. Бориса и Анны Михайловны было четверо детей: сыновья Павел и Михаил и дочери Александра и Ольга. После революции семьи священников считались лишенцами, многие люди их чуждались. Детям непросто было получить образование. Здесь пригодились знания и опыт, приобретенные о. Борисом за годы преподавания в учебных заведениях. Он много занимался со своими детьми. В семье Николаевских издавался домашний рукописный журнал, для которого писали прозу и стихи все дети. Своих сыновей он подготовил сразу в 8-ой класс. Несмотря на то, что дети о. Бориса учились очень хорошо, их с большим трудом принимали в среднюю школу. Младшей дочери Ольге пришлось обойти почти все школы города, пока директор одной школы не пожалела и не приняла ее. Старший сын окончил институт после демобилизации заочно, будучи уже взрослым человеком.

В храме свт. Иоасафа Белгородского батюшка прослужил 16 лет. В 1933 году о. Борис вступил на тернистый путь исповедничества: 8 октября он был арестован и сослан в г. Алма-Ата, где работал старшим счетоводом и бухгалтером на Особом Строительстве Совнаркома КАССР. В конце 1936 г. ему было разрешено переехать в Новгород. Здесь он преподавал русский язык. Затем его перевели в г. Боровичи Новгородской области, где он также работал учителем. С началом войны отец Борис был эвакуирован на Урал, в г. Богдановичи Свердловской области. Все военное время он работал на заводе по производству огнеупоров на разных должностях: мастером и заведующим столярного цеха, нормировщиком и плановиком-экономистом. После войны, в 1946 году, к о. Борису на Урал приехала дочь, Ольга Борисовна, и они вместе вернулись в Ленинград. В общей сложности о. Борис пробыл в ссылке 13 лет. По свидетельству духовной дочери о. Бориса, ныне схимонахини Пюхтицкого монастыря м. Евстафии, батюшка сказал следующее: «…Только 13 лет ссылки меня окончательно смирили».

В Ленинграде, до получения разрешения служить, о. Борис ходил в Преображенский собор как простой мирянин, а затем, получив разрешение, стал служить в Свято-Троицком храме в Лесном. Храм Пресвятой Троицы бывшего подворья Лютикова Свято-Троицкого мужского монастыря Калужской епархии располагался на углу Гражданского проспекта и Большой Спасской ул. (ныне пр. Непокоренных). Подворье с деревянным храмом Святой Троицы было заложено 4 августа 1897 года по благословению св. прав. о. Иоанна Кронштадского и освящено игуменом Герасимом 12 февраля 1898 года. Возвращаясь с маневров, 4 августа 1898 года, подворье посетил Царь-страстотерпец Николай II. В октябре 1905 года началось строительство каменного пятиглавого храма во имя Тихвинской иконы Божией Матери, посвященного коронованию Государя. Тихвинский храм в 1934 году был закрыт и занят промышленным предприятием, а в 1982 году – разрушен.

В храме Святой Троицы отец Борис прослужил до конца своей жизни.

Батюшка всего себя отдавал священническому служению и в то трудное послевоенное время зажигал и поддерживал в сердцах людей огонек веры. Одна прихожанка вспоминала: «Зашла случайно в раскрытые двери храма, в это время батюшка вел исповедь. Встала, как вкопанная, не могла сдвинуться с места… И вышла из храма верующей».

А вот как вспоминает о службах о. Бориса схимонахиня Евстафия: «Проникновенное служение, причем слезное; проповеди, воскресные духовные беседы, исповедь, вызывающая глубокое покаяние, — все это меня захватило. Бывает, человек одарен каким-то одним талантом. Господь так щедро одарил Батюшку столькими талантами! И дар молитвы, и дар слез, и дар слова, и дар вызывать покаяние. Все это он имел и нам давал, что ценно. С ним мы молились, с ним мы плакали, с ним мы каялись. Так, как было с ним, уже после него такого не было».

Отец Борис много помогал бедным, причем учил духовных чад искать таких, которые сами просить не смеют, стыдятся. И учил оказывать милостыню не только деньгами, но и добрым, ласковым словом, вниманием. Отец Борис рассказывал, что однажды у него не было денег и он протянул бедному старику руку и попросил у него прощения, а тот заплакал от умиления и сказал: «Батюшка! Ты больше всех мне дал: ты меня за человека сосчитал, другие мне в шапку кидают и не посмотрят на меня».

Батюшка особенно много и усердно молился за усопших. Их имена он записывал в свои помянники и во время богослужения, в алтаре, прочитывал их полностью. По воспоминаниям схимонахини Евстафии, когда она навестила больного о. Бориса незадолго до его кончины, он сказал ей: «Катенька, вот я сижу, а покойнички идут, идут… кланяются и благодарят меня за молитвы…».

В числе духовных чад о. Бориса был русский духовный писатель Евгений Николаевич Поселянин, прославленный Русской Православной Церковью Заграницей в 1981 году как новомученик Российский. Евгений Николаевич бывал в гостях у батюшки в Парголово. В декабре 1930 года Е. Н. Поселянин был схвачен чекистами по делу «Преображенского собора» и 12 февраля 1931 года расстрелян в подвале тюрьмы на Шпалерной улице. Сестра писателя была неверующей и не стала его отпевать. Батюшка не знал о смерти своего духовного сына. Через какое-то время о. Борис во время службы в храме вышел покадить и вдруг увидел, что на клиросе стоит Евгений Николаевич. Когда батюшка подошел ближе, тот распахнул свой пиджак, и о. Борис увидел у него на груди сквозную рану от пули… Священник понял, что это явление из другого мира. «Когда это случилось?» В ответ Е. Н. Поселянин показал на икону Трех Святителей. ( Именно в день памяти этих святых Поселянин был расстрелян.)

Крепкая духовная дружба связывала отца Бориса со многими священнослужителями, в том числе и с известным петербургским батюшкой о. Владимиром Шамониным, служившим в Спасо-Парголовском храме. Отец Борис и отец Владимир исповедовались друг у друга.

Отец Борис знал и схимонаха Серафима Вырицкого, бывал у него в Вырице. По воспоминаниям схимонахини Евстафии: «Отец Серафим перед своей кончиной говорил, что теперь будете ходить к о. Борису».

21 августа 1954 года отец Борис отошел ко Господу. Вот как вспоминает об этом его духовная дочь. «21 августа проснулась в 5 утра с такой тревогой на сердце, что решила ехать к батюшке, только ждала, когда будет удобно приехать. Часов в 10 утра приехала. Батюшка завтракал на балконе, погода была прекрасная. За батюшкой ухаживала тетя подруги, так как дочери работали. И захотелось нам с подругой пойти за грибами. Батюшке не хотелось нас отпускать, но видя такое наше желание, он нас благословил. Когда мы вернулись, то поняли, что что-то случилось. Все обитатели дома встревоженные, встречали нас во дворе. Мы вошли в комнату и увидели батюшку скончавшегося, лежащего на кровати, а у виска виднелось кровоизлияние.

Хоронили батюшку на девятый день, так как ждали сына с Дальнего Востока, но он так и не смог приехать.

Отпевал батюшку епископ Роман. Помню, как он обратился к батюшке и сказал: «Дорогой друг, ты уже дома, а мы еще в пути».

Какое мы все пережили тогда горе, трудно даже представить. Многие из духовных детей батюшки поехали за утешением в Псково-Печерский монастырь к иеросхимонаху Симеону. Он нас ласково принял, назвал своими духовными детьми и помог пережить такую большую скорбь». (Иеросхимонах Симеон (Желнин) почил о Господе 18 января 1960 года. 1 апреля 2003 года состоялось его прославление в лике святых).

Духовные чада все эти годы бережно хранят память о своем духовном наставнике. Ежегодно в день памяти они посещают могилку о. Бориса на Богословском кладбище. Дороги им и места священнического служения отца Бориса. Но, к сожалению, Свято-Троицкий и Свято-Иоасафовский храмы до нашего времени не сохранились.

Свято-Троицкий храм в Лесном был снесен в 1967 г.

В храме свт. Иоасафа Белгородского в Парголово богослужения были прекращены в январе 1938 года, а 24 июня 1941 года Парголовским поселковым советом было принято решение «о ликвидации Свято-Иоасафовской церкви и использовании здания храма под клуб». 24 июля 1941 года на заседании Леноблисполкома это решение было утверждено. Поразительно, что даже начало войны не вразумило атеистов-богоборцев.

После войны на церковной земле был построен завод. Храм разрушили, а на сохранившемся фундаменте было построено новое производственное здание.

На месте дома, в котором жила семья о. Бориса, построен храм во имя свт. Иоасафа Белгородского. 19 мая 1994 года состоялось освящение закладного камня, а 7 августа 1999 года в новом храме была отслужена первая Божественная Литургия. В храме находится святыня – икона свт. Иоасафа с частицей его мощей, привезенная из Белгорода в феврале 2003 года.

С января 1999 года владельцем завода стало акционерное общество «Утро». Стараниями сотрудников в здании, построенном на месте разрушенного Храма, устроен иконный уголок. Великим постом 1999 года замироточили иконы Креста Господня, Предтечи Иоанна, преподобных Сергия и Германа Валаамских чудотворцев, и Всех Святых. В последующие годы мироточили и многие другие иконы: Спасителя, Божией Матери, святителя Иоасафа Белгородского. В 2000 году иконный уголок украсила старинная икона святителя Иоасафа. Икона была совсем темной, но в последние 2 года она почти полностью обновилась. Некоторые места иконы имеют такие насыщенные, яркие краски, что кажется, час назад здесь работала кисть иконописца.

Самое удивительное, что мироточили не только иконы, но и фотография отца Бориса. Это несказанно порадовало духовных чад и почитателей батюшки, и было воспринято всеми, как свидетельство прославления отца Бориса в мире Горнем, и вселило надежду, что отец Борис будет прославлен как исповедник и в церкви земной, в свое время, когда это будет угодно Богу.

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?