«Жизнь за царя»: история первой русской национальной оперы

«Жизнь за царя»: история первой русской национальной оперы #набат_образовательный

«Жизнь за царя» — первая русская национальная опера. В её основу положена история подвига крестьянина костромского села Домнина Ивана Сусанина, который поздней зимой 1613 года спас избранного царя Михаила Романова, заведя искавший его отряд польских наёмников в непроходимое болото, за что был ими замучен.

Подвиг Сусанина вдохновил композитора М.И. Глинку. В декабре 1834 года, на вечере у В.А. Жуковского, он сообщил поэту о своём желании написать русскую оперу. Жуковский одобрил желание Глинки и предложил ему сюжет про Ивана Сусанина. Жуковский давно проявлял интерес к теме сусанинского подвига, к тому же, являясь воспитателем наследника престола Александра Николаевича, он знал, что и сам император Николай I хочет создания русской оперы «в народном стиле».

Работа над оперой началась в том же декабре 1834 года. Сначала предполагалось, что либретто напишет Жуковский. Но он отказался в связи с сильной занятостью, и за либретто взялся секретарь наследника Александра Николаевича Е.Ф Розен, по рекомендации самого императора. Работа над созданием оперы шла на протяжении всего 1835 и в первой половине 1836 года. Её рабочим названием было «Иван Сусанин», но опера с таким названием уже была у известного в то время композитора и дирижёра Катерино Кавоса, поэтому на завершающем этапе работы Глинка переименовал оперу в «Смерть за царя». Композитор хотел посвятить оперу Николаю I, и тот благосклонно принял посвящение, но предложил свой вариант названия: «Жизнь за царя».

Премьера оперы состоялась 27 ноября (9 декабря) 1836 года и была приурочена к открытию петербургского Большого театра (не сохранился до наших дней). На премьере, в числе прочих, присутствовали императорская семья и А.С. Пушкин. Сюжет, музыка и величественный финал с хором «Славься» произвели огромное впечатление на первых зрителей. Сразу же после окончания спектакля Николай I вызвал Глинку в свою ложу и лично поблагодарил его. Пушкин отреагировал на оперу знаменитым четверостишием, ставшим частью «Канона в честь М.И. Глинки»:

Слушая сию новинку,
Зависть, злобой омрачась,
Пусть скрежещет, но уж Глинку
Затоптать не может в грязь.

После революции 1917 года «Жизнь за царя» больше не ставилась. Только в конце 1930-х годов, когда произошла частичная реабилитация русской классической культуры и русских героев, вернулась и опера Глинки – но уже в новой, советской редакции. Новое либретто написал поэт Сергей Городецкий. Теперь опера называлась «Иван Сусанин», действие происходило до освобождения Москвы, а вместо царя поляки искали стан Минина и Пожарского. Именно в этой редакции финальный хор «Славься» получил тот текст, который, скорее всего, знает большинство соотечественников: если прежде слава пелась царю, то теперь – русской земле, русскому народу и «героям-бойцам». Премьера новой редакции состоялась 21 февраля 1939 года.

Во время перестройки, в 1989 году, в московском Большом театре была осуществлена новая постановка, главной задачей которой стало воссоздание первоначального облика сочинения Глинки. Опере было возвращено прежнее название – «Жизнь за царя» и прежний текст Розена. В основу оформления спектакля легли мотивы декораций и костюмов первых постановок оперы, а также были восстановлены все сокращенные фрагменты. Однако в 1997 году, после смены руководства Большого театра, эта постановка была снята с репертуара, и её сменил «гибрид» — спектакль вновь с названием «Иван Сусанин», совмещающий сценографию «сталинской» постановки 1945 года с текстом Розена.

В настоящее время можно услышать обе версии оперы – как оригинальную, так и советскую.

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?