Жировический Свято-Успенский мужской монастырь XV в. — главный духовный центр белорусского православия, место пребывания величайшей святыни — иконы Жировической Божьей Матери. Своим возникновением монастырь и обязан чудесному явлению иконы Пресвятой Богородицы. По одним преданиям в 1470, по другим — в 1480 году во владениях подскарбия Александра Солтана была обретена Чудотворная икона Божией Матери. Из ранних источников XVII — начала XVIII вв. известно, что на месте нынешнего монастыря был дремучий лес. Действительно, еще в середине XVI в. «пуща пана Солтана имения Жировичского» простиралась к югу от современных Жировичей на расстояние не менее 25 км.Икона была найдена в дремучем лесу на лесной груше, стоявшей под горой над ручьем, местными пастухами, которые отнесли ее своему господину Александру Солтану. Но тот не обратил особого внимания на икону и спрятал ее в ларец. На следующий день икона из ларца таинственным образом исчезла. Вскоре пастухи вновь нашли ее на том же дереве. Солтан понял, что его дом не место для хранения этой иконы и дал обет построить на этом месте церковь. После сооружения деревянного храма здесь возникло селение, и образовался приход. Первоначально чудотворная икона хранилась в деревянном храме, построенном на месте ее явления.
Около 1520 г. случился сильный пожар, истребивший и деревянный храм, и почти все строения. Уцелела лишь церковная школа. В огне пожара пропала и чудотворная икона. Предпринятые на пепелище поиски оказались тщетными. Через некоторое время ученики церковной школы, резвясь после уроков, забрались на гору, у подножия которой еще недавно стояла церковь, и увидели в небесном сиянии Божью Матерь, сидящую на огромном камне. В ее руках была та самая иконка. Дети не решились подойти к ней, а поспешили рассказать об увиденном родителям, которые вместе с местным священником отправились к тому месту. Уже издали они увидели на камне горящую свечу, а подойдя ближе, нашли на нем иконку Богоматери, нисколько не пострадавшую от пожара. Это — второе явление Жировичской чудотворной иконы Божьей Матери. После явления Богородицы на камне остались заметные следы ее ладони и пальцев правой руки. Камень тогда же обнесли изгородью, а иконка нашла на некоторое время приют в доме священника.
http://www.piligrim.by/content/view/25/74/
Успенский Жировицкий монастырь, 2 класса, в 9 верстах от города Слонима, в местечке Жировицы. Основан во 2-й половине XVI века; с XVII века до 1839 года был в унии. В храме Успения находится празднуемая в монастыре 7 мая чудотворная Жировицкая икона Божией Матери. Эта святая икона чудесно явилась в 1191 году в Жировицах, в лесу на грушевом дереве, находившемся над источником (водой из которого и в настоящее время благоговейно запасаются богомольцы монастыря), пастухам литовского вельможи Александра Солтана, который на месте явления ее построил храм. Храм этот спустя 10 лет сгорел, но осталась невредимой и была обретена чудесным образом на камне большого размера (который поныне хранится в монастыре и от которого кусочки благоговейно берутся богомольцами). В настоящее время святая икона, с рельефно выдающимися на яшмовом камне ликом Богоматери с Богомладенцем на правой Ее руке, помещается в иконостасе Успенского храма на среброзлащенной доске, в середине большого образа, изображающего Пресвятую Троицу и некоторых святых. В одном из притворов Успенского храма покоится погребенный там Иоаким, епископ Пинский и Туровский (4 апреля 1719 года), память которого особо чтится ежегодными панихидами 4 апреля и 9 сентября. При монастыре школа.
Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году»
Успенский собор был построен неподалеку от того места, где стоял первый, сгоревший храм. В настоящее время место алтаря первой Жировичской церкви отмечает небольшой деревянный крест. По замыслу архитекторов алтарь нового храма разместился в точности над местом, где произошло чудесное явление иконы. При входе в коридор, ведущий в собор и семинарию, с левой стороны устроен спуск к колодцу, который находится в специально устроенной нише под алтарной частью храма. Этот колодец хранит исток родника, бившего из-под корней груши, на которой была обретена икона. Здесь же находился корень этого дерева.
Сейчас доступ к этому роднику ограничен, т.к. с некоторых времен вода в нем стала оскудевать. Поэтому в монастыре эту воду бережно собирают и выносят в храм, где каждый может с благоговением испить ее; также она добавляется в воду, которая продается в монастырской лавке.
Вера народа всегда питала к этому источнику особенное уважение и приписывала ему чудодейственную силу. И по той же вере, множество людей получают исцеления до настоящего времени.
Источник: «Минские духовные Академия и Семинария» http://minds.by/monastery/gide/yavlenie_ikony.html
Жировичский монастырь — главный духовный центр белорусского православия, место пребывания величайшей святыни Беларуси – иконы Жировической Божьей Матери. Монастырь расположен в поселке Жировичи Гродненской области, в 10 км от старинного города Слонима. За неповторимую красоту природы многие называли эти места «слонимской Швейцарией». Из источников XVII — начала XVIII вв. известно, что на месте нынешнего монастыря был дремучий лес, «пуща имения Жировичского» простиралась к югу от современных Жировичей на расстояние не менее 25 км.
Своим возникновением монастырь обязан маленькому образу Богоматери, явленному на груше во владениях подскарбия Великого Княжества Литовского Александра Солтана в конце XV в. Александр Солтан упоминается в монастырском синодике как «перши фундатор за которого цуд сей показан в Жировицах». Икона была найдена в дремучем лесу на лесной груше, стоявшей под горой над ручьем, местными пастухами, которые отнесли ее своему господину Александру Солтану. Но тот не обратил особого внимания на икону и спрятал ее в ларец. На следующий день икона из ларца таинственным образом исчезла. Вскоре пастухи вновь нашли ее на том же дереве. Солтан понял, что его дом не место для хранения этой иконы и дал обет построить на этом месте церковь. Свидетелями ее древности можно считать Крест 1495 г. и Минею 1487 г., хранившиеся позже в монастыре. После сооружения церкви возникло поселение и образовался приход. Приход постепенно рос, и вокруг храма, где находилась икона, продолжали селиться люди.
Около 1520 г. случился сильный пожар, уничтоживший храм и все его строения, но икона уцелела и вскоре была обнаружена неподалеку на камне. Вокруг камня возвели деревянную ограду и начали строительство монастыря. В монастыре была школа для детей, библиотека, переписывались книги. Время возникновения Жировичского монастыря известный историк православной церкви митрополит Макарий относит к 1549 году. А первое документальное подтверждение его существования – купчая 1587 года, согласно которой правнук Солтана, Ярослав Иванович, продал своему брату Ивану часть Жировичского имения «…и с половиною монастыря церквы Жыровицкой, накладом церковным, также и с поддаными монастырскими…».
25 июля 1609 г. Жировичский монастырь по требованию Виленского трибунала принял унию и перешел под управление униатского митрополита Ипатия Потея. Первым игуменом монастыря стал Иосафат Кунцевич. В 1613 г. монастырь с церквями перешел в руки униатскому ордену базилиан, создавшим здесь духовно-политический центр. В этот период значение Жировичского монастыря в жизни униатской церкви было очень велико. В монастыре проходила пятая конгрегация под руководством митрополита Иосифа Рутского, а позднее и другие униатские соборы. В 1644 г. монастырь посетил король Владислав IV, который 21 июня 1652 г. даровал Жировичам магдебургское право. Это положило начало веренице королевских паломничеств к чудотворной иконе. Так, короли Речи Посполитой не единожды приезжали в Жировичи: Ян III Собесский – перед битвой под Веной (1683 г.), второй раз, вместе с королевичем Якубом – в 1688 г.; также здесь были Август II Сильный и Станислав Август Понятовский.
Не минули Жировичи и многочисленные войны. Так, в ходе русско-польской войны в 1655 г. 20-тысячное казацкое войско Богдана Хмельницкого сожгло монастырь. Многие насельники были убиты, монахи-базилиане спаслись бегством, некоторые из них были замучены. После этого, к концу XVII в. Жировичи были отстроены заново. Новые разрушения принесла Северная война. И снова, после ухода войск шведского короля Карла XII, монастырь быстро восстановили. Начала работать типография, предназначенная для печатания наряду с богослужебной литературой молитвенников на польском языке. Благодаря монастырю Жировичи превратились в крупный торговый центр.
С 1795 г. Жировичи в составе Российской империи. В 1810 г. Успенский собор монастыря стал кафедральным собором всей Брестской епархии. В ограду монастыря было перенесено находившееся раньше в Новогрудке епархиальное управление. Так Жировичский монастырь до 1828 г. стал резиденцией брестского униатского епископа.
14 июля 1839 г. митрополит Иосиф Семашко вместе с другими униатскими священниками подписал акт о ликвидации унии и передаче принадлежащих ей церквей Московской патриархии. С этого времени Жировичский монастырь стал центром православной Литовской епархии. К этому времени в монастырский комплекс входили: Свято-Успенский собор, Явленская и Крестовоздвиженская церкви, деревянная Георгиевская церковь, трехэтажный монастырь с семинарией, кельи, трапезная, часовня и многочисленные подсобные постройки. За оградой монастыря находился сад и пруды на небольшой речке Викне (левом притоке Щары), куда спускались монастырские сады.
До середины XIX в. здесь также хранилось «Жировичское Евангелие» — белорусский рукописный памятник XV в. Евангелие написано уставом на 404 листах. В нем на 376–377-м листах по-белорусски была сделана запись канцлера Великого Княжества Литовского Льва Сапеги (другое название рукописи – «Евангелие Сапеги»). Теперь «Жировичское Евангелие» хранится в Научной библиотеке Академии наук Литвы.
По распоряжению Синода в 1845 г. кафедра архиепископа, духовная семинария и архив были перенесены в Вильно. В Жировичах было создано Духовное училище, которое просуществовало до 1915 г.
В период Первой мировой войны наиболее ценное церковное имущество вместе с чудотворной иконой было эвакуировано в Россию. В монастырь вернулась лишь икона. Библиотека монастыря и Духовного училища, а также архив были разграблены .
После Рижского мирного договора 1921 г. Жировичи оказались в составе Польши. Монастырь продолжал существовать даже в советское время, хотя и был малонаселенным. В период Второй мировой войны насельникам Жировичского монастыря пришлось налаживать жизнь в нелегких условиях оккупации и подвигом своего служения укреплять веру народа в победу. После войны архиепископ Василий Минский (Ротмиров) добился, чтобы советские власти дали согласие на открытие в Жировичском монастыре пастырско-богословских курсов. Эти курсы в 1947 г. были преобразованы в Жировичскую духовную семинарию.
В 1960 г., во время хрущевский гонений на церковь, за стенами монастыря нашли пристанище монахини из закрытых монастырей Полоцка и Гродно. Лишь после того, как на белорусской земле вновь стали открываться монастыри, монахини покинули Жировичский монастырь [9, с. 81]. Однако в 1963 г. была закрыта и Жировичская духовная семинария.
21 апреля 1985 г. в Жировичском монастыре состоялся Епархиальный съезд клира и мирян Белорусской епархии. На нем была отмечена необходимость возрождения монастырей. После торжеств по случаю 1000-летия Крещения Руси, 6 июля 1988 г., эти пожелания были изложены правительству БССР. 23 июля 1989 г. была вновь открыта Жировичская духовная семинария. Так началось всестороннее возрождение Жировичского монастыря. 20 мая 2002 г. монастырь посетил Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. На сегодняшний день при Жировичском монастыре находятся Минские духовные академия и семинария, живут около сорока монахов. Успешно развивается хозяйство монастыря, во владении которого находится около 350 га земли.
Архитектурный комплекс монастыря включает: Свято-Успенский собор (1671) и пристроенную к нему Свято-Никольскую церковь, Свято-Явленскую церковь (1796), Свято-Крестовоздвиженскую (1769) и Георгиевскую церкви, звонницу (1828), здания старой и новой семинарии (1956), жилой корпус, трапезную, гостиницу для паломников, госпиталь, ряд хозяйственные зданий, а также плодовый сад, огород и пруды.
http://piligrim.by/content/view/25/505/
Митрополит Минский и Слуцкий Филарет посетил святой источник Жировичского Свято-Успенского ставропигиального мужского монастыря. Патриарший Экзарх освятил отреставрированную часовню в честь святой равноапостольной княгини Ольги, новую сень и обновленную купель.
http://www.church.by/news/mitropolit-minskij-i-sluckij-filaret-osvjatil-chasovnju-v-chest-svjatoj-ravnoapostolnoj-knjagini-olgi-na-svjatom-istochnike-zhirovichskogo-svjato-uspenskogo-stavropigialnogo-muzhskogo-monastyrja
В 2020 году Жировичский ставропигиальный мужской монастырь отмечает сразу две юбилейные даты. Это 500 лет своего основания и 550 лет обретения Жировичской иконы Божией Матери. Находясь на границе католического и православного мира, монастырь пережил два с половиной столетия униатского господства, притеснения польских властей, тяготы Великой Отечественной войны и лихолетья гонений безбожной власти. Но при этом никогда не закрывался. Пройдя через все испытания, Жировичский монастырь по-прежнему остаётся хранителем Православия на Белорусской земле. Самое раннее упоминание о Жировичском монастыре связано с пожаром 1520 года, в котором сгорела его первая церковь. Как говорится в книге польско-литовского историка и католического богослова, иезуита Войцеха Кояловича «Вещи различные в положении церковном, в Великом княжестве Литовском обретающиеся», «монастырь тот весь с храмом был уничтожен огнем». Монастырь находился в имении видного государственного деятеля Великого княжества Литовского Александра Солтана. До современности дошло несколько богослужебных книг первого Жировичского храма: рукописная бумажная Псалтирь толковая блаженного Феодорита Кирского, переписанная по заказу Солтана во Владимире Волынском в 1471 году, и Минеи, которые сегодня хранятся в архивах Литвы и России. Вплоть до начала ХVII века православный Жировичский монастырь находился под покровительством семьи Солтанов. Затем в результате судебной махинации он был отнят у православных и около 1618 года передан униатским монахам-базилианам. Так на 200 лет монастырь оказался в собственности униатов. В это время уже были заключены Люблинская (1569 год, объединение Литвы и Польши) и Брестская (1596 год, принятие православным духовенством католического вероучения и переход в подчинение Папе Римскому) унии и шло активное ополячивание и окатоличивание население Белой Руси.
В 1795 году в результате третьего раздела Речи Посполитой Жировичи вошли в состав Российской империи. К 1820 годам в среде высшего униатского духовенства сформировалась группа священнослужителей во главе со священником Иосифом Семашко, которые осознали необходимость своего возвращения в Православную Церковь. Идею поддержали в России на государственном уровне. Центром её реализации стал Жировичский монастырь. В 1828 году базилианскую общину перевели из Жирович в соседний Бытенский монастырь (совр. деревня Бытень, Брестская область), а в Жировичах основали униатскую Литовскую духовную семинарию для подготовки кандидатов в священники. В 1839 году на Полоцком церковном соборе подавляющее большинство униатских священнослужителей воссоединились в Православием, а семинария стала православной. В 1845 году епархиальная консистория и семинария переехали в Вильно, а в Жировичах при Успенском мужском монастыре до 1915 года продолжало действовать Жировичское духовное училище. В 1896-1906 годах его смотрителем был будущий местоблюститель Патриаршего престола и священномученик Пётр (Полянский). Благодаря ему училище стало одним из образцовых в системе российского духовного образования. Немецко-австрийская оккупация 1915-1918 годов нанесла монастырю значительный урон. Чудотоврная икона и другое ценное монастырское имущество было эвакуировано в Москву, в храм Покрова Пресвятой Богородицы на Рву (храм Василия Блаженного). После образования независимой Польши в 1921 году, монастырь оказался в составе Гродненской епархии Польской Православной Церкви. Вскоре новый настоятель архимандрит Тихон (Шарапов) тайно вернул чудотворную икону в обитель. Обитель и её насельники пережили и немецкую оккупацию 1941-1944 годов. В это время на поприще возрождения церковной жизни в Восточной Беларуси снискал особое почитание верующих будущий преподобномученик Серафим (Шахмуть), архимандрит Жировичский.
В 1945 году в монастыре были открыты пастырско-богословские курсы, преобразованные в 1947 году в семинарию (закрыта в 1963 году в связи с хрущёвскими гонениями). За противодействие гонениям в Жировичский монастырь был отправлен на покой архиепископ Ермоген (Голубев), проживший здесь с 1965 по 1978 год. Владыка Еромоген стал духовным руководителем для многих паломников и местных жителей, он обновлял и развивал традицию старчества. В 1978 году владыка Филарет становится Митрополитом Минским и Белорусским и начинает смягчать богоборческую политику советской власти. Белоруссия тогда, должна была стать первой республикой в СССР, где советская власть победила религию. Расчёт был прост — монастырь можно легально закрыть, когда там умрёт последний монах. Поэтому в Жировичах существовал твёрдый запрет на прописку тех, кто избрал для себя монашеский путь. Без прописки в эти годы находиться на какой-либо территории Советского Союза дольше отведённого времени строго запрещалось. А прописку, если ты решил поступить в монастырь, тебе никто не даст. Сам не уедешь — получишь тюремный срок. И действительно, в это время в Жировичском монастыре оставалось всего несколько монахов и монахинь преклонного возраста. Эти монахини были переведены из закрытых в 1960-е годы Гродненского и Полоцкого женских монастырей по ходатайству тогдашнего наместника Жировичской обители архимандрита Антония (Мельникова). В советское время в том корпусе, где сейчас учатся семинаристы, находился сельскохозяйственный техникум. И его студентам под страхом отчисления запрещалось даже входить на территорию монастыря. Используя своё влияние председателя ОВЦС, владыка Филарет стал способствовать прописке в Жировичах желающих принять монашество. В частности, он привозил в Минск и Жировичи иностранные делегации. Эти визиты импонировали советской власти. Поэтому митрополиту Филарету удавалось решать многие религиозные вопросы на уровне руководства Советского Союза, в частности вопрос прописки в Жировичах будущих иноков и инокинь. В итоге власть в районе пошла на беспрецедентный для того времени шаг — разрешила прописывать в Жировичах по три человека в год! Те женщины, кто мечтал о монашестве, но не попал в эти списки, сначала прописывали в Слониме или в какой-то близлежащей деревне. Работали в монастыре сторожами, уборщицами, поварами или санитарками в больнице. Но это было возможно лишь тем, кому было лет 30-35 и старше. Женщины помладше жили как паломницы, не афишируя этого. При «облавах», девушки прятались в лесу, на кладбище или чердаках хозяйственных построек. Некоторые из этих сестёр до сих пор живут в возрождённых Полоцком и Гродненском монастырях.
После празднования в 1988 году 1000-летия Крещения Руси гонения практически прекратились. В 1989 году в стенах обители возродилась Минская духовная семинария, а в 1996 году начала свою деятельность Минская духовная академия, переместившаяся в Минск в 2015 году. В 1990-х годах Жировичский Успенский монастырь посетил потомок того самого Александра Солтана, которому пастушки 550 лет назад принесли явленную в ветвях дикой груши икону Богородицы. По молитвам к Божией Матери происходят от Неё чудесные исцеления. В монастыре ведётся летопись с записями Её благодатной помощи. Люди благодарят Божию Матерь за исцеление от различных недугов, в том числе и онкологических заболеваний. Известно также огромное количество примеров помощи супружеским парам в разрешении от бесплодия. Одно из доказательств Покрова Божией матери над Своей обителью — события Великой Отечественной войны. За всё время на территории монастыря не взорвалась ни одна бомба, хотя храмы с куполами и крестами были хорошо заметны с воздуха. Согласно народному преданию, когда советское командование в 1944 году отдало приказ уничтожить монастырь, поскольку он был стратегически важным объектом, никто из лётчиков не смог его найти. Они летали над местом, где на картах был отмечен монастырь, но не видели его. Монастырь обстреливали артиллеристы, предполагая, что на колокольнях находятся немецкие снайперы, но ни один выстрел не достиг своей цели, хотя вокруг монастыря были воронки от снарядов. Чудотворная Жировичская икона Пресвятой Богородицы пребывает в Успенском соборе, в первом ряду иконостаса, справа от Царских врат, где она доступна для поклонения верующих. К юбилею в монастыре, благодаря государственной инвестиционной программе, сделан капитальный ремонт первого братского корпуса. Это самое древнее монастырское здание середины ХVIII века. Реконструировано здание колокольни. Проведён косметический ремонт в Успенском соборе с восстановлением утраченных резных позолоченных деталей в иконостасе. Россией в дар монастырю передана звонница из 12 колоколов, отлитых воронежскими мастерами. На большом колоколе (4,5 тонны) отлиты слова: «Попечением презиента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина, президента Республики Беларусь Александра Григорьевича Лукашенко».
«Журнал Московской Патриархии», май (5), 2020