Свято-Никольская церковь
Никольская зимняя церковь имеет общий вход с Собором. Церковь каменная с оригинальным мозаичным полом и печами создает впечатление пещерного храма. Построена она в позднейшее время. В 1937 году храм был капитально отремонтирован, внутри побелен и покрашен.
Источник: «Минские духовные Академия и Семинария» http://minds.by/monastery/gide/nikolskiy_hram.html
Главный храм монастыря, Св. Успенский собор, был построен в 1613 — 1650 г.г. (по другим источникам, в 1628 — 1644 г.г.). Фундатором (спонсором) выступил владелец Жирович Иван Мелешко, кастелян смоленский, а деньги на внутреннюю отделку собора пожертвовал канцлер Лев Сапега.
Успенский собор — величественный и большой храм. Его высота — около 40 м., длина — 55 м. Он сочетает в себе такие стили, как барокко и классицизма, а также черты византийской (базиличной) церковной архитектуры. Не всегда собор выглядел так, как сегодня. Первоначальный план, очевидно, был так и не реализован: остались, например, неоконченными две башни на главном фасаде. Как свидетельствуют источники, собор был поврежден войсками Богдана Хмельницкого в 1655 году; потом ремонтировался и перестраивался. В 1821 г. была начата реконструкция собора, при этом башни были разобраны, внешняя отделка выполнена в стиле позднего классицизма. Окончательно работы над собором были завершены при ремонте 1867 г. Собор также был поврежден во время военных действий в первую мировую войну. Интересным фактом является и то, что за годы уже второй мировой войны ни одно из строений монастыря не пострадало от бомбежек и обстрелов. Старожилы рассказывали, что перед входом в собор долгое время можно было видеть огромную воронку от бомбы, но в куполе собора не было ни одной пробоины. Под зданием находились большие подвалы, где в 17 — 18 столетиях размещалась братская усыпальница; здесь же были похоронены многие знатные люди своего времени. В первой половине 19 в. эта усыпальница была замурована, а умерших монахов стали хоронить на братском кладбище.
Успенский собор (внутреннее помещение)
Собор освящен в честь праздника Успения Пресвятой Богородицы. Он имеет два боковых придела: в честь Покрова Пресвятой Богородицы и Рождества Иоанна Крестителя. Храм строился в эпоху расцвета белорусского храмового зодчества, стиля барокко. Несмотря на перестройки и изменения внешнего облика, внутри Свято — Успенский собор сохранил свое барочное архитектурное убранство. Исследователи полагают, что в первоначальном виде собор мог иметь трехглавое завершение и центрическую планировку, что роднит его с современными по времени строительства православными Богоявленским собором в Могилеве и Благовещенским собором в Супрасле. Первоначально храм имел только центральный иконостас, который хорошо сохранился до нашего времени. В 1779 г. для росписи этого иконостаса, а также иконостаса Явленской церкви был приглашен мастер Григорий Медведский. Иконостас собора выполнен в характерной барочной манере. Привлекают внимание иконы апостолов, центральный образ «Спас Вседержитель» в серебряном окладе. Боковые иконостасы по времени относятся к ремонту храма в 60-х г.г. XIX столетия, равно как и серебряные ризы на образах. На стенах храма сохранились росписи разного времени. Так в плафоне (под куполом) можно видеть изображения четырёх евангелистов, относящиеся к 18 столетию. Росписи на столбах и стенах, выполнены в послевоенное время, изображают наиболее чтимых святых, в том числе белорусских, а также большие церковные праздники.
Источник: «Минские духовные Академия и Семинария» http://minds.by/monastery/gide/dormition.html