Этот яркий особняк с медальонами неизменно привлекает к себе внимание прохожих в Калошином переулке. Деревянный, одноэтажный с антресольным и белокаменным цокольным жилыми этажами, дом возведен был в 1852 году архитектором Михаилом Лопыревским для себя.
С 1848 по 1883 годы владение на углу Арбата (см. также Арбат 33) и Калошина переулка принадлежало архитектору Михаилу Осиповичу Лопыревскому. По преданию, он – побочный сын одного из князей Голицыных, воспитанный в семье титулярного советника Лопырёва. Михаил Осипович работал на строительстве Оружейной палаты и Конюшенного корпуса в Кремле, а также состоял в комитете по построению храма Христа Спасителя и преподавал в Земледельческом училище. В своем владении он сначала возводит собственный дом, затем в 1869 году по проекту архитектора Ильи Яковлевича Быковцева вдоль красной линии Арбата и Калошина переулка начинает строительство двух каменных двухэтажных жилых корпусов, один из которых позднее получает еще третий этаж. В 1876 году Лопыревский сносит одноэтажный деревянный дом, стоявший между корпусами, и на его месте строит трехэтажный каменный, объединяет его с двумя другими в одно доходное строение.
Планировка собственного жилого дома архитектора была весьма продумана: снаружи – небольшой и скромный особняк, внутри – весьма просторный и роскошный. В сущности, это подтверждает высказывание зодчего о том, что «здание составляется не фасадом, но планом, от которого зависят фасад и разрез… и каждый из сих предметов в зависимости один от другого».
После смерти Лопыревского в доме располагались помещения родильного приюта, затем различные медицинские учреждения. С 1970-х годов здание арендовалось «Зарубежгеологией». Лишь в 1993 году особняк Лопыревского получил статус памятника архитектуры, а в 1997-м началась его полная реставрация. В процессе реставрации под поздней обшивкой неожиданно были обнаружены деревянные панно с уникальной темперной росписью в стиле арабесок на потолке, балках-перекрытиях, дверях и косяках. Всего было расчищено 1230 фрагментов и дверь с расписными полотнами. Найдены были и обои, выполненные, видимо, по эскизам самого Лопыревского, представляющие немалую художественную ценность. Результат реставрации можно посмотреть в дни культурного наследия.
Материал с портала «Узнай Москву»