Небольшой городской усадебный дом расположен в районе Арбата и ориентирован главным фасадом на Трубниковский переулок. Первые детальные планы владения относятся к концу XVIII в., когда оно входило в состав обширной усадьбы секунд-майора В. П. Толстого и было застроено небольшими деревянными строениями. Все они сгорели в пожаре 1812 г., и до конца 1830-х гг. на этом месте был сад, затем вновь стали появляться небольшие служебные постройки.
В 1850-х гг. территорию разделили на две части, и владение, где сейчас располагается строение 1, приобрело современную конфигурацию и площадь. Усадьба принадлежала сначала лекарю А. К. Греллю, затем жене штабс-капитана М. П. Арсеньевой, после ‒ жене коллежского советника В. Ф. Добровой.
В 1876 г. гражданский инженер Александр Алексеевич Никифоров, один из учредителей Московского архитектурного общества, разработал проект нового двухэтажного каменного усадебного дома в стиле эклектики с использованием «византийских» форм архитектуры (строение 1). Фасад дома сохранился до настоящего времени практически без изменений, в том виде, в котором его задумал архитектор. Утраченные в советское время элементы (дверные проемы, окно первого этажа, ажурный гребень на крыше и др.) были воссозданы в ходе последних восстановительных работ.
Трехчастная симметричная композиция фасада состояла из двух боковых ризалитов и центральной части. Во втором этаже ризалитов – полуциркульные окна в пол, обрамленные в декоративные рустованные рамы стрельчатой формы с замковым камнем, с выходом на балконы с литыми решетками. На первом этаже расположили входные группы. Стены первого яруса были обработаны «под шубу», второго ‒ оформлены легким прямоугольным рустом. Композицию ризалитов завершали дробный фриз и карниз. Кроме того, над северным ризалитом были надстроены антресоли в виде прямоугольного аттика. Среднюю часть фасада решили в виде аркады, объединяющей два этажа, в виде профилированных пилястр со стрельчатыми арками. Капители пилястр и междуэтажный карниз, а также фризы ризалитов декорировали рядом дентикул. Стены украсили филенками, розетками, наличники окон второго этажа – бусами. Срединная часть завершалась поребриком, по краю крыши проходил ажурный гребень. Боковые и дворовые фасады имели гораздо более скромный декор. Внутренняя планировка дома с протяженным коридором и рядами комнат по обе стороны от него напоминала о доходных домах, получивших распространение на рубеже XIX-XX вв.
Впрочем, несколько позже усадьба действительно стала совмещать жилую и доходную функции. Правда, главный дом все же занимали хозяева, а под жилье сдавали два других дома, построенных в 1880-1890-е гг. Во дворе был разбит большой сад с беседкой и фонтаном, к нему выходила терраса главного дома.
В начале 1900-х гг. владельцами усадьбы стали почетные граждане супруги Ушаковы. Александр Сергеевич Ушаков был разносторонним человеком: занимался адвокатурой, книжной торговлей, ростовщичеством, скупкой векселей. Кроме перечисленного, под псевдонимом Н. Скавронский писал заметки о Москве («Очерки Москвы», 1862-1863 гг.). Известен тот факт, что он являлся истцом в известном деле игуменьи Митрофании, несправедливо обвиненной в махинациях с векселями, средства от которых шли на строительство церквей и благотворительных учреждений.
В начале ХХ в. владение короткое время принадлежало великой княгине Елизавете Федоровне.
В 1915 г. застройка усадьбы оказалась под угрозой сноса, а на ее месте предполагалось построить многоэтажный доходный дом по проекту архитектора К. А. Дулина, однако задуманное не удалось реализовать.
В советское время главный дом, как, впрочем, все постройки на территории усадьбы, были отданы под квартиры. Это обстоятельство отразилось на интерьерах усадебного дома: они были значительно искажены, в том числе возведением новых перегородок. Тем не менее часть элементов интерьера сохранилась, например, парадная лестница с литым ограждением, филенчатые двери, профилированные карнизы в ряде комнат.
Автор статьи: Ольга Яковлева
Материал с портала «Узнай Москву»