Отдельная городская усадьба образовалась здесь в конце XVIII столетия. В 1800-х годах на территории владения был построен Г-образный деревянный главный дом усадьбы. Во время французского пожара застройка полностью сгорела и восстанавливалась в 1820-е годы при владельце дворянине Константине Критцком. Новый главный дом был возведен по композиционному принципу, характерному для небольших усадеб послепожарной Москвы, – вдоль красной линии переулка с небольшим отступом от нее. Такие деревянные дома с мезонином на каменном подвале назвались «бовешками» – по фамилии архитектора Осипа Ивановича Бове, который после изгнания Наполеона стоял во главе «Комиссии для строений Москвы». Есть мнение, что первый типичные проект одноэтажного особняка с мезонином составил именно Бове. Помимо главного дома на территории усадьбы появились хозяйственные постройки, расположенные в глубине участка. Рядом с особняком был разбит небольшой палисадник.
В середине XIX столетия возле дома с мезонином вдоль Голиковского переулка построили жилой флигель прямоугольной формы. Удивительно, но вся застройка усадьбы оставалась деревянной, и двор занимал значительную территорию. В то время, когда в Москве было массовое каменное строительство, владение в Голиковском переулке сохраняло слободские полудеревенские черты. В 1870-х годах усадьба перешла Елизавете Николаевне Копосовой, при которой разобрали флигель рядом с главным домом и построили в южной части владения жилое деревянное здание. В конце XIX века особняк получил еще два поперечных мезонина с правой и левой стороны.
В 1913 году владельцем усадьбы стал мещанин Павел Николаевич Барабошкин. В это время был составлен детальный план владения: вдоль Голиковского переулка располагался главный дом, рядом с ним (вместо снесенного флигеля) находился маленький огород, вдоль южной границы стоял сарай, а в глубине двора – жилой флигель с крыльцом. Усадьба в Голиковском переулке была примером патриархальности городского быта. В ней не было ни водопровода, ни канализации. Воду брали из колодца во дворе.
В 1960-е годы снесли все строения бывшей городской усадьбы, кроме главного дома. К счастью, особняк с мезонином уцелел. Таких деревянных послепожарных домиков в Москве осталось очень мало, и их нужно оберегать особенно ревностно. В 2010 году комиссия Москомнаследия отметила, что «объемно-пространственная композиция здания, его внутренняя планировка и структура интерьеров сохранились в первоначальном виде». Совсем недавно завершилась реставрация памятника архитектуры. Как правило, на «бовешках» не было пышного декоративного убранства, и бывший дом Критцкого не может похвастаться обилием украшений. Но на оригинальные оконные наличники и карнизы все же стоит обратить пристальное внимание.
Автор статьи: Денис Дроздов
Материал с портала «Узнай Москву»