Жилой дом (арх. Н.Г.Лазарев)

Небольшой двухэтажный особняк в неоклассическом стиле, перестроенный в начале XX века и получивший в качестве «жильца» посольство Кении в середине XX века, скрывает более старую постройку допожарной Москвы – 1806 года. Здание было перестроено и отделано барельефами и лепными венками в 1911 году инженером Н.Г.Лазаревым, причем практически одновременно с соседом – гигантским доходным домом по адресу Пречистенка, 13 (проект архитектора Г.А.Гельриха). Заказчиком обеих построек был Яков Андреевич Рекк – банкир и предприниматель, член московского отделения Русского технического общества, основатель одной из крупнейших российских домостроительных фирм – Московского торгово-строительного акционерного общества (1899 г.). Как сказали бы сейчас, Яков Рекк был крупнейшим московским девелопером своего времени. К примеру, в 1900 году Обществом были построены Никольские ряды на Никольской улице. Кроме того, Рекк по собственному усмотрению строил дома за счет Общества, приглашая ведущих архитекторов, а затем продавал их новым владельцам.

«Надо Москву украсить стильными домами, которые, имея технические удобства западноевропейских городских строений, в то же время не убивали бы национального колорита Москвы», – так формулировал Рекк свой принцип.

В доме по Лопухинскому переулку 5 Яков Рекк жил, а соседний «доходник» по Пречистенке, 13 – сдавал внаем. После революции здание занимало Всесоюзное общество бывших политкаторжан и ссыльнопоселенцев, тут были музей и редакции биобиблиографического словаря и журнала «Каторга и ссылка», где были напечатаны ценные исследования и документы по истории революционного движения в России. С 1935 года общество прекратило свое существование.

В 2005 году здание реставрировалось.

Интерьеры сохранили пространственно-планировочную структуру, а также частично отделку. В подвале здания до наших дней дошли коробовые своды, а своды Монье имеются в подвале и на первом этаже. Сохранилась лепнина потолков, лепнина на сводах парадного зала и будуара второго этажа, лепные розетки, тянутые потолочные карнизы, отделка искусственным мрамором окон и дверей. Фасад сохранил композиционное решение и архитектурно-художественное оформление 1911 года: штукатурные и лепные элементы, профилированные тяги и карнизы, лопатки, обрамления окон. Аутентичными являются вазоны, аттики с вазонами над боковыми ризалитами, металлические козырьки над входами.

Евгения Твардовская
Автор статьи

Материал с портала «Узнай Москву»

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?