Жилино. Церковь Воскресения Христова.

Воскресенская с. Жилино каменная; построена в 1789 г., а приделы перестроены в 1844 г. на средства прихожан. Каменная колокольня пристроена к церкви в 1849 г. При церкви кладбище, обнесенное каменной оградою с железными решетками. Престолов три: а) в честь Воскресения Христова, б) во имя св. вмч. Димитрия Солунского, в) во имя св. мчч. Флора и Лавра. Расстояние от Костромы 180 в., от Солигалича 27 в. Ближайшие церкви: Преображенская с. Гусева и Благовещенская с. Холма в 5 в., Николаевская с. Верхнего-Березовца в 8 в.
http://www.old-churches.ru/so_030.htm

Выразительный пример сельского приходского храма в формах, переходных от барокко к классицизму. Кирпичная оштукатуренная и окрашенная в два цвета (с белеными деталями) Воскресенская церковь возведена в 1789 г. на месте деревянного храма, его трапезная с теплыми приделами Дмитрия Солунского и Флора и Лавра сооружена в 1844 г., а колокольня — в 1849 г. В сер. 19 в. — по-видимому, также в 40-е гг. — храм был окружен кирпичной оградой с металлической решеткой и нарядными трехпролетными воротами с восточной стороны и калиткой с южной. Напротив ворот был построен двухэтажный кирпичный дом причта с отдельно стоящей большой деревянной хозяйственной постройкой. К востоку от здания находится небольшой пруд. Ограда и хозяйственная постройка ныне утрачены.
Церковь Воскресения стоит в северо-западной части села, на высоком берегу р. Вожна. Ее объемная композиция относится к типу «восьмерик на четверике». Над приземистым четвериком возвышается восьмерик, завершенный купольной кровлей с повалом и увенчанный изящной чешуйчатой главкой на восьмигранном барабане. Более узкий прямоугольный в плане алтарь с плавным скруглением восточной стены по высоте равен четверику (его кровля гуськового профиля отмечена миниатюрной главкой). Стены широкой прямоугольной в плане трапезной, крытой на два ската, прежде имевшие ту же высоту, позже были надложены. Высокая колокольня храма, состоящая из четырех убывающих по площади четвериков, с восьмигранной купольной кровлей, увенчана высоким шпилем.Здание имеет низкий профилированный цоколь. Углы храмового четверика и алтаря отмечены сдвоенными пилястрами, поддерживающими широкий трехчастный многопрофильный карниз, переходящий на фасады трапезной. Боковые входы в храм, обрамленные рустом с веерной расшивкой над горизонтальной перемычкой, акцентированы металлическими зонтами на ажурных кронштейнах. Прямоугольные окна четверика и алтаря заключены в рамочные наличники с ушами, сережками, небольшими замками и лежачими подоконными нишками. Ребра восьмерика подчеркнуты группами из трех пилястр, средняя из которых огибающая. Венчающий карниз по характеру соответствует карнизу четверика, а в обрамлении окон отсутствуют подоконные нишки, но появляются высоко поднятые профилированные сандрики. Профилированные сандрики на вытянутых плоских кронштейнах с сережками украшают также окна трапезной. Композиция всех ярусов колокольни идентична: арочные проемы фланкированы сдвоенными колонами (в верхнем ярусе — трехчетвертными), несущими антаблемент с треугольным фронтоном.Внутри храм перекрыт восьмилотковым сомкнутым сводом. Переход от четверика к восьмерику осуществлен с помощью плоских тромпов. Три арочных прохода ведут в алтарь, коробовый свод которого, с маленькими распалубками над окнами, замкнут с востока лотком. Двустолпная трапезная перекрыта двумя поперечными коробовыми сводами, усиленными подпружными арками, с переломом на углах и распалубками между столбов. Свод нижнего яруса колокольни, пилоны которой изнутри скошены, — сомкнутый, с распалубками над арками. В юго-восточный пилон врезана лестница на колокольню.Первоначальная клеевая живопись, выполненная в 1-й четв. 19 в. в теплых охристых тонах, сохранилась на своде и стенах восьмерика. Свод с изображением Новозаветной Троицы, окруженной сонмом ангелов, отделен от стен лепным карнизом, украшенным розетками, написанными гризайлью. Под карнизом проходит фриз исключительно тонкого рисунка, который поддерживают коринфские колонны в углах восьмерика. По сторонам окон — изображения орудий страстей и церковных атрибутов. Живопись на парусах (евангелисты ?) была выполнена по холсту. Фрагментарно сохранившаяся масляная живопись на стенах четверика относится к кон. 19 в.Трехъярусный пятичиновой позолоченный иконостас в семь осей — незаурядное произведение в стиле барокко, отличающееся благородством форм и тонко выверенными пропорциями. Центральная расширенная ось и две оси по сторонам выделены скругленными на углах ризалитами. Коринфские колонны, украшенные гирляндами, а во втором ярусе витые, поддерживают широкий профилированный и активно раскрепованный карниз. По сторонам второго яруса — на переходе от четверика к восьмерику — помещены крупные волюты. Иконы и завершающее иконостас распятие с предстоящими утрачены. В храме сохранилась металлическая решетка солеи кон. 19 в.
Дом жилой причта представляет собой довольно крупное двухэтажное здание в стиле позднего классицизма. Прямоугольный в плане объем, вытянутый по оси север — юг, завершен вальмовой кровлей с чердачным окошком по центру восточного фасада. Горизонтальную протяженность здания подчеркивают низкий цоколь, ограниченный вверху полочкой, несложные междуэтажный и венчающий карнизы и полочка на уровне окон второго этажа. Углы объема акцентированы лопатками, рустованными огибающими в первом и гладкими во втором этажах. Центр главного западного фасада в девять оконных осей, обращенного к храму, выделен легким трехосевым ризалитом, нижний этаж которого обработан горизонтальным рустом с веерными замками над лучковыми перемычками окон. На втором этаже окна отмечены треугольным (центральное) и лучковыми сандриками. На флангах главного фасада и на торцовых, в шесть осей, нижние окна заключены в плоские рамочные наличники с подоконными нишками, а верхние, прямоугольные, отмечены горизонтальными сандриками. Окна заднего фасада наличников не имеют, а размещенная по центру входная дверь фланкирована рустованными лопатками. Планировку здания определяет продольный центральный коридор со входами на торцовых фасадах. В нижнем этаже его дополняет маленький поперечный коридор-сени в центре заднего фасада. Междуэтажная деревянная лестница расположена в большом коридоре. В ряде помещений сохранились тянутые карнизы.
Библиография: Беляев И. Статистическое описание соборов и церквей Костромской епархии. СПб, 1863. С. 275; Известия императорской археологической комиссии (ИИАК). СПб, 1909. Вып. 31. Рис. 148, 149; Баженов И.В. Краткие статистические сведения о приходских церквах Костромской епархии. Кострома, 1911. С. 310; Дозорная книга г. Солигалича 1614 г. // Костромская земля: Краеведческий альманах Костромского фонда культуры. Кострома, 1992. Вып. II. С. 38; Белоруков Д. Деревни, села и города Костромского края: Материалы для истории. Кострома, 2000. С. 395-396; Памятники архитектуры Костромской области. Вып. 4: г. Солигалич и Солигаличский район. Кострома, 2002. С. 155-157.

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?