Жестылёво. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы.

Село Жестелево, в начале XVI в. было вотчиной Ф.С.Башенина. От него в 1569 г. перешло Сарайскому епископу Герману. В дальнейшем селом владели царские стремянные конюхи Плишкины, ими оно было продано царскому дьяку Андрею Верещевскому, который в 1578 г. продал Жестылево Троице-Сергееву монастырю. В конце XVI в. в Жестылево была деревянная Покровская церковь. Этот храм был сожжен поляками, и на протяжении XVIII-XIX вв. на его месте сменяли друг друга только часовни.
Для строительства новой церкви в селе решено было построить кирпичный завод. Сумма, вырученная от продажи кирпича, должна была пойти на строительство нового каменного храма. Необходимые средства были собранны за два года. В 1895 г. настоятелем был назначен молодой и энергичный выпускник Вифанской Духовной семинарии отец Георгий Добронравов. В том же году он сообщал в Духовную консисторию, что “в храме имеется: 2000 руб. денег, выделанного кирпича в количестве 120 000 шт. И крестьянин деревни Овсянниково Спиридон Емельянов Стрелков изъявляет готовность принять на себя каменную кладку нового храма…” Еще в течение года приход в селе Жестылево собирал недостающие средства, и в августе 1899 г. состоялась торжественная закладка храма. Пять лет продолжалось строительство. В 1904 г. храм был достроен и освящен. В церкви устроили два освященных в 1910 г. придела: в честь апостолов Петра и Павла и святого Иоанна Предтечи.
Церковь выстроена по проекту архитектора С.К. Родионова. На освящении храма зодчий сказал отцу Георгию Добронравову: “…Без средств, без особого знакомства вы создали этот храм. Ваша энергия неоценима, заслуга невознаградима…”. На это настоятель ответил: “Я прежде всего надеялся на Бога и был уверен, что Господь не оставит нас, и, как видите, моя вера и надежда меня не посрамили” (Памятная книжка Московской губернии на 1910 г. М., 1910).
Приход Покровской церкви на 1916 г. состоял из крестьян села Жестылево (84 двора с населением 690 чел.) и деревни Торговцевой (37 дворов, 300 чел.).
В 1937 г. был арестован настоятель Покровской церкви. Большая часть икон была сожжена, местные жители, желая спасти образа от поругания, забрали часть домой, остальные вместе с церковной утварью погрузили на телегу и отвезли в церковь села Орудьево. В 1941 г. на основании распоряжения, которое гласило, что “…церковь бездействует и население ходатайствует о ее закрытии, а помещение использовать под производственные цели”, храм закрыли. Во время Великой Отечественной Войны в храме было устроено зернохранилище. В 1944 г. местные жители ходатайствовали перед уполномоченным по делам религий о регистрации общины, но безрезультатно. В 1945 г. была предпринята еще одна попытка – из Жестылево поступает заявление, подписанное 60 гражданами, что в те времена было не безопасно, но снова поступил отказ. В конце 1960-х годов в здании Покровской церкви случилось два пожара, в результате чего полностью сгорела кровля четверика и шатер колокольни. В 1980 г. была утрачена трапезная.
В 1998 г. Покровский храм возвратили Православной Церкви. Проводятся восстановительные работы. В храме совершаются богослужения в воскресные и праздничные дни.
Источник — Московские епархиальные ведомости, № 1-2, 2003 г.

Церковь Покровская кирпичная, выстроена по проекту С.К. Родионова в 1899-1904 г.г. на средства прихожан. Здание псевдорусского стиля с трехчастной продольно-осевой композицией имитирует художественные формы московской посадской архитектуры XVII в. Перекрытый глухим сомкнутым сводом бесстолпный двусветный четверик храма завершен двумя ярусами мелких кокошников и лёгким, выразительным по силуэту пятиглавием. Кокошники образуют парапеты над стенами алтаря, небольшой бесстолпной трапезной с двумя приделами и трехъярусной шатровой колокольни. Шатёр и луковичные главы храма, в том числе над алтарём, — каркасной конструкции. Обильная внешняя, исключительно кирпичная декорация отличается сухостью рисунка. Обработка нижних частей здания носит следы эклектики. В интерьере — остатки клеевых росписей и трехъярусного иконостаса.
По материалам книги «Памятники архитектуры Московской области: Иллюстрированный научный каталог». Выпуск 1. Часть 2.

При подъезде к селу Жестылёво со стороны Дмитрова, виден уникальный пейзаж, от красоты которого невольно перехватывает дыхание. Подмосковные просторы, лес, перелески и уходящая вдаль дорога… И вдруг, откуда ни возьмись, перед путником возникает озёрная гладь водохранилища и на холме возвышающийся белоснежный храм с позолоченными куполами. В водной глади огромного водохранилища и небольшого пруда, что возле храма, отражаются маковки с позолоченными главками и крестами храма Покрова Пресвятой Богородицы. Село, что вольготно расположилось на высоком холме, старинное. Известно, что в конце ХVI века Жестылёво состояло из 14 крестьянских дворов, а в деревянной Покровской церкви был «поясной деисус из семи икон, икона Рождества Пресвятой Богородицы «с деяниями на золоте», икона Богоматери Одигитрии, икона Святителя Николая «с деяниями на золоте». На святом престоле находился благословляющий деревянный крест, обложенный медью, рукописное Евангелие, обложенное медными изображениями евангелистов. При храме были выделенные кельи, в которых жили нищие, питающиеся «от церкви Божией». Этот храм не дошёл до нашего времени — его сожгли поляки в годы Смутного времени. На протяжении ХVIII-ХIХ вв. на месте сожжёного храма строились часовни, сменяя друг друга из-за ветхости. В 80-х гг. ХIХ века крестьяне стали писать прошения, чтобы им разрешили перестроить деревянную часовню в церковь. После того, как было получено, наконец-то положительное решение, «всем миром» стали жестылёвцы строить в своём селе храм. В Афонском Иверском монастыре на средства крестьянина Григория Демидова были приобретены две иконы — Иверской иконы Божией Матери и святого великомученика Пантелеймона.
В ноябре 1890 года Покровский деревянный храм освятили, а в 1891 году пришло разрешение при храме отвести место для кладбища. Итак, в Жестылёве появилась церковь. «Построена в 1890 году тщанием прихожан. Зданием деревянная, с таковою же колокольнею, крепка, крыта железом», — сообщает «Клировая ведомость» 1899 года. Однако, до 1893 года приход был приписан к церкви Рождества Богородицы села Подчеркова. Сельчане стали ходатайствовать, чтобы в их церковь определили священника. В конце концов, ходатайство их было удовлетворено. Указом Священного Синода от 4 ноября 1893 года в селе Жестылёво был открыт самостоятельный приход, со штатным притчом из священника и псаломщика. В Покровский храм был назначен священник Сергий Богословский из Николо-Угрешского монастыря и псаломщик Сергей Писарев. Но, из-за пагубных пристрастий к «зелёному змию», о. Сергий Богословский был запрещён в служении, отправлен псаломщиком в Покровскую церковь села Кудиново Богородского уезда, где 3 июля 1897 года, скончался. 31 декаюря 1895 года митрополитом Московским и Коломенским Сергием (Ляпидевским) священником при Покровской церкви села Жестылёво был определён молодой и энергичный учитель жестылёвской церковно-приходской школы Георгий Добролюбов, окончивший курс наук в Спасо-Вифанской Духовной семинарии с аттестатом I разряда семинарии. 21 ноября его рукоположили во священники. Деревянная церковь, в котором священник Георгий Добролюбов стал настоятелем, была тесна, не вмещала всех 700 прихожан, не отапливалась. Перестроенная из старой часовни, она быстро ветшала. Долго думал батюшка, и, наконец, обратился за советом и благословением к отцу Иоанну Сергееву Кронштадтскому. Тот в особом письме на имя настоятеля одобрил это благое намерение и пожертвовал 300 рублей на сооружение каменного храма. Вскоре появились и другие благотворители. Сельчане решили не сносить здание деревянной церкви, а оставить его как часовню; под новый храм тем самым выделено было новое место.
Проект кирпичного храма был заказан у известного московского архитектора Сергея Константиновича Родионова. Этот проект стал первой работой зодчего в Дмитровском крае. Среди других работ архитектора — Троицкий собор в Яхроме, тюремная Елизаветинская церковь и гимназия в Дмитрове, Троицкая церковь в селе Сысоево и другие. Прежде чем приступить к строительству нового храма стараниями священника и прихожан был организован кирпичный завод. Сумма, вырученная от продажи кирпича, должна была пойти на строительство строящегося храма. Необходимые средства собрали за два года. В 1895 году отец Георгий сообщал в Духовную консисторию, что в «храме имеется: 2000 рублей денег, выделанного кирпича в количестве 120 000 штук. А крестьянин деревни Овсянниково Спиридон Емельянов Стрелков изъявляет желание принять на себя изготовить каменную кладку нового храма…». Ещё в течение года приход села Жестылёво собрал недостающие средства, и в августе 1899 года состоялась торжественная закладка храма. 5 лет продолжалось строительство. В 1904 году храм был достроен и 17 октября освящён. В церкви устроили два освящённых в 1910 году придела: в честь апостолов Петра и Павла и святого Иоанна Предтечи. На освящении храма зодчий Родионов сказал отцу Георгию Добронравову следующее: «… без средств, без особого знакомства Вы создали этот храм. Ваша энергия неоценима, заслуга невознаградима…». На это настоятель ответил: «Я прежде всего надеялся на Бога и был уверен, что Господь не оставит нас, и, как видите, мол вера и надежда меня не посрамили». Здание псевдорусского стиля имитирует художественные формы московской посадской архитектуры ХVII века. Бесстолпный двусветный четверик храма завершён двумя ярусами мелких кокошников и лёгким, выразительным по силуэту, пятиглавием. Кокошники образуют парапеты над стенами алтаря, небольшой трапезной с двумя приделами и трёхъярусной колокольней. Приход Покровской церкви на 1916 год состоял из крестьян села Жестылёво (84 двора с населением 690 человек) и деревни Торговцево (37 дворов, 300 человек). Через село проходила большая дорога, по которой шествовали паломники в Троице-Сергиеву Лавру.
Постепенно Жестылёво расширилось, строились новые избы, распахивалась земля, вырубался лес. Большая часть крестьян работали на пойменных землях и занимались надомным ремеслом. В 1949 году началось строительство рыбхоза «Якоть», на реке Якоть возвели плотину. Жестылёвская плотина стала с тех пор излюбленным местом для рыболовов и отдыхающих. После Октябрьской революции, большевики сначала отобрали у Покровской церкви Церковно-приходскую школу. Общине верующих нужно было регистрироваться, заключать договор с новой властью. В договоре с Дмитровским волостным отделом милиции от 21 январе 1925 года упоминается только храм с колокольней, деревянные церковный дом и сарай. В 30-е годы, когда начались массовые аресты духовенства, в 1937-м году арестовали и настоятеля Покровской церкви. Большая часть икон была сожжена, часть забрали домой местные жители, остальные вместе с церковной утварью погрузили на телегу и отвезли в церковь села Орудьево. Служить в храме стало некому. И в 1941 году церковь была закрыта. Обоснование было следующее: «… церковь бездействует и население ходатайствует о её закрытии, а помещение использовать под производственные цели». Спустя некоторое время храм стал выполнять роль колхозного склада. В 1944 году верующие села Жестылёво решили попытаться вернуть храм, написав заявление Уполномоченному Совета по делам РПЦ и Советом по делам религии с просьбой зарегистрировать их общину, но попытки верующих не увенчались успехом. Церковь постепенно разрушалась. Да и использование храмового здания под склад (сначала там хранили зерно, а позднее — органические удобрения) явно не шло ему на пользу. Разрушению церкви поспособствовали и два пожара, случившиеся в конце 1960-х годов. Огонь полностью уничтожил кровлю четверика и шатёр колокольни. В 1980 году обрушилась трапезная.
В 1996 году, по благословению митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, настоятелем Покровской церкви был назначен священник Игорь Крючков. Храма к тому времени представлял печальное зрелище: развалины, в которых любила проводить время молодёжь, жечь костры. На месте паникадила — «тарзанка», вместо пола — застывшие пласты минеральных удобрений… Вот такое «богатое» наследство оставила советская власть. В 1995 году, когда ещё в храм не был назначен настоятель, а уже неравнодушные люди, начали расчищать храм, убирать накопившийся за пятидесятилетие мусор. Постепенно шаг за шагом, церковь Покрова Пресвятой Богородицы возрождалась. Внутри храма сняли грунт, местами до 1 метра в глубину, так как он был весь пропитан солями минеральных удобрений. Позже была осуществлена бетонная заливка пола. В 1997-1999 гг. был сооружён новый иконостас и киоты, изготовленные в основном белорусскими мастерами. Церковь стала отапливаться. Были установлены новые окна, двери, подведено электричество и оборудовано внутреннее освещение. Полы покрыты плиткой. В 2000-2001 годах храм «заговорил» — на колокольню были заказаны, а затем подняты 9 колоколов общим весом около 1 тонны. Они были полностью оплачены на частные пожертвования старейших работников ВНИИ пресноводного рыбного хозяйства, профессоров Людмилы Васильевны Ерохиной и Владимира Константиновича Виноградова. К 2006 году была восстановлена трапезная и подняты на барабаны купола изготовленные из оцинкованого железа. К 2012 году была положена кровля на трапезной части храма, а также начата роспись интерьера церкви. В 2015 году были установлены новые позолоченные купола и закончена внутренняя роспись трапезной части и колокольни, были покрашены вновь иконостасы.
Из книги: Оксана Головко «Жестылёво. Выбора два, ответ один» и с сайта: https://www.derevenka.su/page76.html/Дмитровский район/Жестылёво/Село «на Ярунове лугу»

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?