Начиная с 1902 года Михаил Врубель лечился от приступов мании и клинической депрессии. Смерть единственного сына в 1903-м только усугубила ситуацию. Периоды просветления с каждым годом становились всё короче. Но Врубель продолжал творить. Одной из последних его работ стала «Жемчужная раковина» (второй снимок), которая считается кульминацией его графического цикла «Раковины» рубежа 1904-1905 годов.
Импульсом к созданию этой серии картин послужила подаренная художнику в качестве пепельницы створка большой перламутровой раковины «Морское ушко», сохранившаяся, кстати, до наших дней (первый снимок). По преданию, поэт Максимилиан Волошин привез ее в Москву в подарок Врубелю из Коктебеля. Художник сразу же задался целью передать всю красоту и переливчатость перламутра. Он сделал массу рисунков раковины углем и карандашом, прежде чем написал ее в цвете. Причем на большинстве эскизов женских фигур не было. Сам Врубель рассказывал: «Я хотел со всей реальностью передать рисунок, из которого слагается игра перламутровой раковины. И только после того, как сделал несколько рисунков углём и карандашом, увидел этих царевен, когда начал писать красками».
«Жемчужная раковина» — стала настоящим шедевром умирающего художника. «Невольно думается, что окаменелые дочери Океана, веками покоясь на ложе песчаной парчи, ждали мастера, способного передать их древнюю, утонченную и болезненно-волнующую красоту, — мастера, которому они могли бы выдать свои тайны и свою мятежную хрупкость, потому что были безумны, как и он…», — писал искусствовед Николай Прахов. Картина находится в постоянной экспозиции в Третьяковской галерее.
#МосковскиеЗаписки