Жарки. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы.

ЦЕРКОВЬ РОЖДЕСТВА БОГОРОДИЦЫ, 1-я пол. 19 в.
Стоит на окраине села, на кладбище. Построена из кирпича в 1832 г., колокольня достраивалась, вероятно, десятилетием позже. Фасады побелены по кладке. Традиционный тип пятиглавого храма в позднеклассицистическом исполнении. Типологически близка храму в Каменниках. Высокий двусветный четверик с четырехгранной выгнутой кровлей увенчан чешуйчатыми главками с перехватами на восьмигранных барабанах. При этом более крупная центральная — почти круглая, а четыре другие, сильно разнесенные к углам, — намного ниже и удлиненной формы. В уровне нижнего света четверика к нему примыкают прямоугольный, со скруглением углов, алтарь и широкая трапезная с приделами — их полукруглые апсиды примыкают к западным углам четверика. Эти объемы покрыты скатными кровлями с главками над приделами. Углы четверика и западные углы трапезной скруглены и чуть заглублены. В композиции доминирует трехъярусная колокольня, с двумя ярусами звона, покрытая граненым куполом со стоящим на нем восьмигранным барабаном с шатровым шпилем и крестом. Большие прямоугольные окна четверика, апсиды и трапезной, украшенные полочкой-сандриком, фланкируют плоские, не доходящие до архитрава пилястры. Декор включает также подоконные полки на консолях или подоконные нишки, межъярусный пояс с зубчиками, фриз из квадратных филенок, городки в карнизе, замковые камни в ложных окнах барабанов. Над входом сохранился металлический зонт с ажурными деталями. Фасады двух нижних ярусов колокольни представляют собой четырехпилястровые фронтонные портики; арки дополнены импостами и замковыми камнями. В завершении верхнего яруса использован декоративный мотив, в котором очевидно влияние эклектики. Четверик перекрыт четырехлотковым сводом со световым кольцом, в апсиде — полулотковый свод, в трапезной — сомкнутый.
Точные сведения о времени создания и авторах стенописей отсутствуют, но по стилистическим признакам их можно отнести к 1840-м гг. В 1970-е гг. они были грубо прописаны масляными красками. Живописные композиции свода и стен четверика расположены в несколько ярусов. В центре свода изображены восемь ангелов, а в нижней части каждого лотка — по две композиции на темы Страстного цикла. Эти сюжеты обрамлены пышными барочными картушами, выполненными гризайлью. В основании свода проходит узкий живописный пояс, имитирующий архитектурный карниз с консолями и поясом ионик. Сюжеты на северной и южной стенах, расположенные в три яруса, зеркально симметричны относительно друг друга. В среднем помещены горизонтальные композиции на евангельские сюжеты, а верхнем, нижнем и откосах окон — фигуры отдельных святых. На западной стене симметрично в прямоугольных рамах со скругленными углами размещены евангельские сцены. Между собой они разделяются сухим «византийским» орнаментом. Свод алтарной апсиды целиком занят большой композицией «Да молчит всякая плоть». В стилистике стенописей четверика и апсиды сочетается обычный для их времени академизм с элементами провинциальной барочной живописи. В трапезной живопись поздняя: четыре крупные композиции напоминают копии с историко-религиозных картин нач. 20 в. В четверике церкви находится трехъярусный иконостас сер. 19 в. Его центральная часть выдвинута вперед, а боковые «завернуты» на северную и южную стены храма. Иконостас отличается простотой и лаконичностью архитектурных и декоративных форм, характерных для позднего классицизма. Нижний ярус завершен в центре треугольным фронтоном, а его антаблемент поддерживают четыре колонны с резными капителями. Над фронтоном, во втором ярусе, возвышаются два небольших двухколонных портика с антаблементами и карнизами. Третий ярус трактован как высокий аттик, завершенный карнизом. В боковых частях иконостаса ярусы разделены карнизами с резными розетками и накладными гирляндами.
Беляев, 1863, с. 221; Краткие статистические сведения.., 1911, с. 249. Из книги «Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 3», М., Наука, 2000, с. 746-748

Рождество-Богородицкая церковь с. Жарков зданием каменная, с такою же колокольнею, построена в 1832 г. тщанием прихожан и доброхотных дателей. Ограда деревянная, кладбище в церковной ограде. Престолов три: в честь Рождества Пресвятой Богородицы, Казанской иконы Божией Матери и св. Николая чудотворца. Местно чтимая святыня церкви — Казанская икона Божией Матери. Постоянных средств церковь не имеет.
Причт: священник и псаломщик. Постоянные средства его – жалование от казны священнику 294 руб., псаломщику 98 руб. Причтового дохода при богослужении и треб поступает до 325 руб. в год. Церковных помещений для причта нет. Земли церковной в пользовании причта состоит пахотной 30 десятин 912 кв. сажень, сенокосной 2 десятины 1790 кв. сажень, под речкой и оврагом 676 кв. сажень. Планы и межевые книги есть.
Прихожан муж. пола 590, жен. пола 653. по роду занятий приход сельскохозяйственный, с отхожими промыслами. Приходских селений 19, в приходе земская школа.
«Краткие статистические сведения о приходских церквах Костромской епархии». Справочная книга, Кострома, Губернская типография. 1911 г.

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?