Жариштя. Монастырь Булук. Церковь Троицы Живоначальной и Сошествия Святого Духа.

Монастырское поселение с турецким названием, основанное около 1716 года семьёй военного правителя Караджа из Винешти Вранча, по благословению святого Пахоми из Гледина, когда благочестивый был настоятелем местной пустыни, Булук родился как исихастическое поселение, как это ни парадоксально, с эпохой фанариотов, но также и с началом духовной работы из Далгауць, благочестивого Василе из Пояна Мэрулуй.
Необычное название скита Булук происходит от турецкого слова «buluc», термина, вошедшего в лексикон управления румынскими землями во время османского сюзеренитета, слова, обозначающего военную роту. Основатель Георге Карага был в 1679 году «булукбагом» в Фокцании Молдовей, точнее, командиром «булука» Молдавского воеводства. Он поселился в конце XVII века со своей любовницей Илеаной и сыном Ионом в деревне Винешти, между Фокшани и Одобешти, где они приобрели несколько владений. Мы не знаем, что произошло тем временем, но в 1716 году мы узнаем, что отец Георге и сын Ион были монахами в ските Святого Георгия в Винешти, которых звали Герасим и Исайя соответственно. Через Диату от 12 апреля 1716 года монах Герасим Карага отправляется в созданный им скит Святого Георгия.
Во время Первой Мировой войны армии Оси заняли большую часть бывшего графства Путна (старое название жудеца Вранча до 1968 года), которое они безжалостно эксплуатировали, организовывая лагеря на берегу реки Милков. Принудительный труд, систематическое переплавка колоколов для изготовления снарядов, разрушение десятков церквей для использования древесины для строительства военных, использование для обогрева документов монастырских поселений, церквей и ратушей в этом районе, а также зданий и стенных церквей, использующих их для укрытия животных груз. За два года оккупации немецкие войска причинили больше вреда, чем более чем двухвековое регулярное присутствие православных русских войск, которые не разрушили никаких церквей, но построили культовые сооружения в княжестве. Та же самая ситуация и в Булукской пустыни. Потребовалось несколько лет войны (1916-1918), чтобы процветание и спокойствие поселения рассеялись. Оккупированный немецко-австрийскими войсками, штаб-квартира которых располагалась в нескольких километрах от Магуры, скит был разрушен, разграблен, а деревянная церковь осквернена солдатами, так что после прекращения боевых действий это было необходимо не только чтобы восстановить кельи, но и освящение церкви, которое было сделано епископом Феодосием Афанасием римлянином.
Между двумя войнами обитель возродилась, достигнув довоенного процветания, благодаря стараниям настоятеля Казиана Караба, выдающейся личности монашеской жизни из Булука. Назначенный руководить отшельником через несколько месяцев после окончания войны, Касиан Караба преуспел в том, что не делал до него ни один аббат Булука: построил церковь из камня и кирпича прямо у подножия Магурии. Камни, кирпичи, дерево и известь, которые носили на спинах монахов, верующих и вьючных животных, за несколько лет подняли красоту церкви. В те годы, на короткое время, еще одна важная фигура монашества в период между двумя мировыми войнами, архимандрит Зосима Тарала, входила в сообщество Булука. Это был период, когда скит был объявлен историческим памятником и привлек внимание исследователей Бухареста, в том числе историка Николае Йорга. Освящение церкви Преображения Господня https://sobory.ru/article/?object=56902 в 1926 году явилось знаком признания положения поселка. В то же время, с освящением церкви и восстановлением келий, страница перевернула страдания монахов и религиозное наследие во время оккупации Первой Мировой войны. К сожалению, в разгар процветания землетрясение в ноябре 1940 года обрушилось на скит, разрушив церковь Преображения Господня и серьезно повредив кельи.
После войны коммунистический режим распустил общину, переселив монахов в другие поселения, чтобы окончательно преобразовать ее в общину монахинь, в 1951 году были переведены монахи из монастыря Котешть. Печальная судьба постигла и старого аббата Казиана Караба, который более трёх десятилетий боролся за то, чтобы вывести обитель из руин. После Указа 410 от 1959 г. монахинь отправили по домам, а скит стал филиалом прихода Трёх Святителей в Варсэтуре, община Яриштя. Однако, будучи расположенным в труднодоступном районе, его здания не были преобразованы в сельскохозяйственный производственный кооператив, как это было после 1959 года с монастырями Варзарешть и Котешть. Несмотря на все трудности, священник и прихожане прихода Варсэтура присоединились к закрытой пустыне, превратив день 6 августа в полном коммунистическом свете в важный праздник деревень Подгорья. Более чем когда-либо в праздник Преображения Господня сотни семей, в том числе молодые, пришли к деревянной церкви. Было организовано бдение, в котором участвовали дети и родители, ночевали они в камерах, чтобы присутствовать на богослужении на следующий день. Однако неофициально коммунистическое руководство коммуны Яриштя и Околул Сильвич из Фокшани захватили бывшие кельи и земли отшельников, ведя партизанский бой за приход из Варсэтуры, чтобы уступить кельи и землю, потому что, согласно модели того времени, местные власти хотели превратить кельи в охотничьи домики и дома отдыха.
В то время как в странах Юго-Восточной Европы, находившихся под влиянием СССР, ветер перемен дул с перестройкой, коммунистические власти во Вранче в соучастии с представителями Фокшанского лесного округа хотели разрушить постройки скита и изгнать отшельников, присланных епархией. Для этого они посвятили себя настоящим кампаниям по наказанию монахов, посланных епископом Антимом Анжелеску. Воспользовавшись тем фактом, что сельский священник был пожилым человеком и терпеть не мог старейшин из Яриштя и Фокшани, в 1980-х годах они превратили корпус келий в дома отдыха, а пространство между кельями и церковью — в футбольное поле. В этой ситуации был бывший скит Булук в 1986 году, когда священник Тику Болован пришёл в приходскую церковь при церкви Святых Трех Святителей в Варсэтуре. Вместе с верующими он пытался вернуть себе кельи, устроить в них приём паломников, пришедших к святому покровителю. Чтобы вернуть монашеский дух в священное место, по просьбе Приходского совета епархия передала Булуку в марте 1988 года брата Эфтимие Митикэ из Варзэрештской пустыни. С этого момента начались страдания: переведенным монахам угрожали смертью и преследовали люди, посланные посреди ночи коммунистами-атеистами. Из протокола прихода Варсэтура от 1 июля 1989 года мы узнаем, что брата Эфтими избивали, издевались и ему угрожали смертью. Из страха он ушел, а на его место епископство перевело брата Панайте Мирчи из монастыря Путна. Как и ожидалось, «незнакомцы» снова спустились в ночь на 21 августа 1989 года, осквернили церковь, разрушили старую историю святилища, разбили окна и двери, уничтожили старые служебные книги и одежду, уничтожили её. Связали монаха и привели его в деревню Пояна-Пэрулуй, где ему угрожали уйти и не возвращаться.
Расположенное в районе, который нельзя было использовать для сельского хозяйства, поселение не было разрушено бульдозерами, как скит Святого Иоанна в Панчу, но это произошло незадолго до того, как те же неверные власти в Фокшани и Яриштеа разрушили деревянную церковь и обратили её в загородный дом. После декабря 1989 года у Булука не было такого энтузиазма, как у других вновь открывшихся монастырей. Воспоминания о преследовании 1989 года остались живы. Постепенно спор между приходом и местными властями по поводу собственности вокруг церкви прекратился, и епархия назначила администратором иеродиакона Никанора Моману, который оставался там всего на два года.
Духовное возрождение монашеской жизни в Булуке началось в 1993 году, когда поселение стало одним из монахов, и Мелания Гандак взяла на себя руководство поселением. Постепенно обитель ожила, сумев преодолеть полвека, в течение которого верующие и священники Варсэтуры с трудом противостояли атеистическим властям, которые хотели превратить священное пространство в место отдыха и развлечений для местной номенклатуры. После Мелании Гандак руководство отшельниками вели Марина Чипер, Габриэла Кэручеру, Макрина Давид и Юстина Талабан. В последние годы скит был преобразован в монастырь архиепархией Бузэу и Вранча, а сегодня поселением мудро управляет монахиня Серафима Буреан.
Не исключено, что церковь пустыни Булук является самым старым деревянным домом, находящимся в Кривых Карпатах. Почти неизвестная историкам, изучающим религиозную жизнь в Румынии и деревянные церкви, которые исчезли из Списка исторических памятников после 1948 года, церковь Святой Троицы и Сошествия Святого Духа кажется единственным деревянным религиозным зданием, которое уцелело на это же место с начала XVIII века до наших дней. Конечно, здание претерпело несколько преобразований в результате периодического ремонта, когда были заменены поврежденные деревянные части. Но в целом церковь кажется непоколебимой, а некоторым образцам ее архитектуры столетия. Неоспоримым доказательством являются написанные на дереве иконы эпохи фанариотов, жемчужина анонимных художников XVIII века, когда должны были быть выполнены первые царские иконы.
Первоначально построенная с крыльцом, как и церкви в архаической Вранче, чья архитектура послужила вдохновением, церковь сохраняла крыльцо до 1980-х годов. Ремонт, который был произведен после этой даты, изменил её внешний вид, крыльцо было закрыто досками, а затем перестроено. Благодаря интимности стиля, пропорциональности пространств, яркости цветов старых икон и тишине, царящей между светскими стенами, церковь является доказательством того, что она была построена в исихастической атмосфере начала XVIII века.
После того как в апреле 2006 года сгорела церковь Успения Пресвятой Богородицы в Тарницкой пустыне, а количество деревянных церквей во Вранче уменьшается каждые десять лет, на месте Булуцкой пустыни остается единственная деревянная церковь в историческом пространстве, в которой находится одна из важнейшие собрания старинных икон, написанных по дереву. Шаги, инициированные местной администрацией и Департаментом культуры Вранчи, были исключительно поддержаны в 2014 году Его Высокопреосвященством отцом Сиприаном, новым архиепископом Бузэу и Вранчи, который ускорил завершение досье, в результате чего Булук официально стал по приказу Министра культуры № 2740 от 11 ноября 2014 г. историческим памятником.
В 2018 году обитель семьи Карага продолжает поддерживать огонь Молитвы Сердца на границе между архаичной Вранчей и поместьем Одобешти, а деревянная церковь ежегодно привлекает толпы христиан из долины Милков и Валя-Путнеи, которые приходят поклониться чудотворным иконам и найти покой вдали от шума и суеты Подгорийских ярмарок.
Источник: https://ziarullumina.ro/societate/reportaj/buluc-schitul-din-athosul-romanesc-al-vrancei-135904.html

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?