1 округ, г. Зеньков. Покровская церковь, деревянная, с такой же отдельной колокольней, холодная, построена в 1790 г. Одноклассная церковно-приходская школа.
Квартира священника: 5 комнат, 34 куб. саж. Жалование священнику 300 руб., псаломщику 100 руб.
Прихожан привил. сост. — 38, мещан — 95, казаков — 917, крестьян — 253.
Ст. Гадяч Южной железной дороги в 35 вер. Почтовая контора Зеньков; расстояние от Консистории — 77 вер.
Священник Феодор Константинов Романовский; псаломщик Маркиан Дионисиев Потепух; церковный староста Петр Евдокимов Величко.
Клировая книга Полтавской епархии. Зеньковский уезд. 1912 г.
В плане Покровская церковь состоит из трёх граненых срубов, увенчанных тремя верхами, построена в 1759 г. Изначально стояла в Скальском монастыре. В 1790 г. церковь перенесли в Зеньков, переименовав её из Преображенской в Покровскую (Мартынович П., Горленко В. «Церкви старинной постройки Полтавской епархии». «Полтавские епархиальные ведомости», 1888 г.; Твердохлебов А. «Осколки старины в Зеньковском уезде». «Киевская старина», 1905 г., VII-VIII; Черняшевский А. «Покровская церковь г. Зенькова». «Полтавские епархиальные ведомости». 1908 г., № 14).
Построена из сосновых брусьев. Срубы заложены на толстых дубовых устоях. Отборный материал и первостепенная строительная техника отмечают одну из самых больших и самых высоких деревянных монументальных достопримечательностей (длина поземного плана строения достигает 22 м, ширина центрального участка около 11 м, внутренняя высота центра 25 м).
Церковь триверхая, трёхсрубная. План её состоит из центрального восьмиугольника и двух шестиугольников (алтарь и бабинец). Но этот, один из самых распространенных типов церквей, воплощен в такие формы, что церковь Покрова надо отнести к самым выдающимся памятникам народного монументального деревянного архитектурного творчества.
Срубы стен всех участков, восьмерик центрального верха, фонари всех трёх верхов – граненые, обшитые шаловкой вертикально, прорезанные высокими узкими окнами. Все это вместе с резко обнаруженным наклоном граней срубов внутрь создает впечатление динамики, организует движение масс вверх. Корпус стен завершает энергично вынесенный карниз. Вместе с двумя, мягче обнаруженными поясками, карниз объединяет, связывает массы срубов, подчеркивает горизонтали, общие всем срубам. Вместе с тем эти горизонтали расчленяют как объем целого корпуса, так и площади каждой грани, разбивая большие участки на меньшие плоскости. Окна снаружи имеют разный вид и разные размеры. Самые большие-тройные; в них крайние участки состоят из 8 (4×2), а средняя из 12 (6×2) оконных стекол.
Другие узкие одинарные окна состоят из 12 (6×2) оконных стекол. Такие окна размещены в среднем поясе срубов стен и восьмерике центрального верха. В верхнем ярусе срубов стен помещены над большими маленькие круглые окна, в Южной и Северной гранях всех участков маленькие окна имеют снаружи квадратную форму (внутри им соответствует более сложная форма: равноконечный крест с закругленными концами, в который вписан квадрат).
Срубы стен всех участков одной высоты. Все они выглядят высокими, особенно срубы алтаря и Бабинца; их высота кажется вдвое больше длины плана. Конечно, и воспринимаются они стройнее сруба центра. Однако массы всех срубов стен настолько весомы, что на зрителя влияет больше и в первую очередь их высота и объемность, а ощущение их стройности появляется потом.
Четче ощущаются элементы стройности в верхах, хоть формы их также характеризуются значительными, весомыми массами. Ни формы фонарей, ни пропорции восьмерика назвать стройными нельзя. Крыши на заломах подчеркивают резкое уменьшение объемов верхов, они проявляют энергичную динамику форм, но ни легкими, ни стройными считать также их нельзя. Однако и формы срубов стен, и формы верхов не несут в себе и намека на приземистость, на задержку движения масс вверх. Срубы стен и верха вызывают ощущение спокойно уверенного, медленного, но безудержного движения, с большими запасами скрытых потенциальных возможностей.
Первое впечатление, при внутреннем осмотре церкви, если зайти с кладбища в бабинец, – подчеркнутая стройность очень высокого граненого сруба стен. Стройность эта достигается с помощью затемнения верхних частей строения. Напротив, в притворе до самого далекого уголка все ясно освещено: посредине высоты сруба стен прорезано в трех гранях три тройных окна, верх сруба освещают три малых окна, на залом падает свет и снизу, и сверху из четырех окон фонаря.
Срубы стен бабинца подчеркнуто наклонены внутрь. Верх Южной и Северной граней сруба стен связан с западной гранью ригелями, скромно украшенными снизу фестонами. Восточные углы сруба с помощью рубленых клиньев переводят шестигранник в восьмигранный сруб залома. Грани сруба стен, ориентированные по сторонам света, мягко переходят в сруб залома.
Высокий в целом залом возведен в очень энергичном темпе. С запада грань преломлена стремительно (60°), а с Востока, наоборот, очень наклонно (40°) с расчетом, чтобы просвет между фонарем бабинца и восьмериком центрального верха сделать как можно большим. В связи с этим формы каждой грани залома отличны и по размеру, и по контурам. В проекции на воображаемую плоскость грани залома образуют сложный звездчатый узор. В начальной стадии грани залома сужаются медленно. На середине высоты процесс сужения резко активизируется. В заключительном верхнем этапе грани приобретают тенденцию к как можно более активному сужению внутреннего объема верха. Более широкие плоскости посередине распространяются, а узкие, наоборот, сужаются, но в каждой грани это проведено в разной степени и не на одной высоте. Более крупные по размеру грани посередине немного провисают внутрь строения, а узкие – дают легкую изогнутость снаружи. Восточная грань залома посередине распространена и очень слабо провисает. Бока соседних узких граней имеют вид сегментов; одной стороной они будто обнимают Восточную грань, второй – врезаются в соседние Северную и Южную грани. В более слабой степени та же картина повторяется и в западной половине залома с той разницей, что западная грань, резко изогнута наружу. Завершает бабинец фонарь. Его легкая форма выглядит стройной в пропорциях срезанной пирамидой. Освещен фонарь четырьмя окнами, высокими и очень узкими.
С центральным участком бабинец соединяет невысокий относительно к срубу стен просвет. В нижней половине он прямоугольный; выше, над стяжкой из трех брусьев, просвет уже, завершается он плавно, дугой в полукруг. Со стороны бабинца к брусьям стяжки пристроена часть хоров. Лестница на хоры – при северной грани. Перила лестницы украшены сочно резным геометрическим орнаментом, а перила хоров – балясинками. Мастер церкви мыслил и компоновал в строении каждый участок в определенной степени изолированно. Сруб центра от алтаря отделяют короткие заплечики. На границе с бабинцем заплечики длиннее. Просветы между участками невысокие, а глухая стена сруба между участками составляет половину, или и больше высоты грани.
После бабинца центральный участок выглядит как просторный зал, у которого ширина больше длины. Также вытянутая в направлении Юг — Север форма восьмерика. Центр залит светом, щедро льющимся из 24 окон. Поражает центр и своей высотой. При одинаковой с бабинцем высоте сруба стен верх центра имеет не один, а два залома; кроме фонаря, которые имеют алтарь и бабинец, центр имеет еще восьмерик. Реальную высоту участка в 25 м мастер иллюзорно увеличил выработанными веками средствами. Резкое сужение всех граней сруба стен — первое из этих средств. Если в притворе наклон граней стен внутрь давал 4 см на 1 м высоты, то в центре восточная грань дает 5, а западная даже 8 см на 1 м высоты.
Ровные плоскости граней сруба стен центра возвышаются спокойно, без напряжения. Широкие грани, ориентированные по сторонам света, почти незаметно переходят в грани сруба первого залома. Они выполняют роль цезура в процессе развертывания вверх объема участка.
Первый залом низенький. Южную и северную его грани преломлены под углом 57°, тогда как восточную – под углом 70°, а западную – даже 80°. Восточная и западная грани первого залома в начале продолжают направление граней стен и лишь вверху четче обнаруживают наклон внутрь. Высота и углы залома обусловлены установкой: чтобы у восьмерика длина равнялась длине плана бабинца, а ширина – длине западной грани плана центра. Таким образом, объем сруба стен участка переходит в раскидистый восьмерик, сохраняющий соотношение сторон плана участка и составляющий как бы продолжение граней сруба стен. Ширину простенков восьмерика в значительной степени скрывают окна, а их высокая узкая форма усиливает элемент стройности. Верх восьмерика обозначен сплошным венцом резных ригелей.
Второй залом — высокий, стремительный. Он имел задачу свести объем верха к размерам фонаря, что в натуре незначительно больше фонаря бабинца, а с виду воспринимается, как одного с ним размера и к тому же равносторонний в плане. Поэтому Южная и Северная грани второго залома дают углы 53 и 50°, а Восточная и Западная преломлены под углом 60°, то есть как стороны равностороннего треугольника (равносторонним треугольником мастер пользовался и при построении залома бабинца). Во всем остальном второй залом центра построен так же, как и залом бабинца, и грани залома составляют в проекции также звездчатый узор. Завершает центральный участок фонарь, прорезанный 4 узенькими и высокими окнами. На вид он имеет форму срезанной пирамиды.
Формы и пропорции срубов стен заломов и фонаря алтаря с незначительными отменами повторяют формы бабинца. Во внимание надо взять то, что план алтаря короче, чем у бабинца, и то, что в восточной грани сруба стен прорезано не тройное, как в бабинце, а одинарное окно.
Исходный размер в построении плана — полная длина плана центрального участка. Ширина плана центрального участка равна 3/4 длины его. У алтаря длина плана равна половине ширины плана центрального участка (в самой широкой его части), а полная ширина – длине его. У бабинца ширина плана равна ширине алтаря, а длина – диагонали южной половины плана алтаря. Длина центра относится к длине Бабинца, как длина Бабинца к длине алтаря.
Срубы стен всех участков одной высоты, она равна удвоенной длине плана алтаря. Высота первого залома центрального участка составляет 1/4 длины сруба стен участка (вверху), или треть длины плана алтаря. Грани залома сужают сруб стен с расчетом, чтобы длина восьмерика равнялась длине плана бабинца, а ширина восьмерика – диагонали четырехугольника, в который вписывается план бабинца: высота восьмерика равна половине длины сруба стен участка на уровне верхнего венца. Высота второго залома определялась тем, что высота верха без фонаря равнялась длине плана участка.
Высота центрального верха без фонаря равна длине плана центра, а с фонарем – ширине плана центра. Высота центрального участка без фонаря равна, длине плана строения, а полная внутренняя высота центрального участка – сумме ширины плана центра и удвоенной длины плана алтаря, или сумме удвоенной длины плана центра и длины плана Бабинца.
Высота залома определяется тем, что она и сруб стен алтаря вместе равны длине плана алтаря и центра вместе. У фонаря алтарного верха длина равна трети длины сруба стен участка (вверху), ширина – половине ширины сруба стен участка (вверху) и высота – длине его.
Верх бабинца в главных чертах и размерах с определенными склонениями, зависящими от разницы в длине плана, повторяет структуру верха алтаря. Высота верха Бабинца равна высоте верха алтаря. Высота залома вместе со срубом стен равна, как и в алтаре, длине плана алтаря и центра вместе. У фонаря длина и ширина вместе со стенками равна внутренним размерам фонаря алтаря.
Лутки нижнего ряда окон в срубе стен центра заложены на высоте, равной южной грани плана бабинца (1/3 суммы длины плана центра и алтаря). Верх среднего полотнища тройного окна лежит на высоте, равной диагонали четырехугольника, в который вписывается шестигранник плана алтаря, а центр этого окна содержится на высоте, равной длине плана бабинца. Центр малого квадратного окна лежит на высоте, равной почти половине длины строения. Низ окон восьмерика центрального верха заложен над верхним венцом сруба стен участка на высоте, равной половине ширины плана бабинца. Окно фонаря центрального верха прорезано на высоте, равной высоте восьмерика над верхним венцом того самого восьмерика, а над полом оно поднято на высоту, равную длине плана строения. Низ окна фонарей в алтаре и притворе над верхним венцом сруба стен лежит на высоте, равной половине длины сруба стен участка (вверху).
Наклон срубов стен внутрь в алтаре (Южная, Северная и Восточная грани) составляет в среднем 4 см на 1 м высоты. Такой же наклон имеют Южная и Северная грани Бабинца. Наклон западной грани центрального сруба достигает 6 см, а западной грани Бабинца – 8 см на 1 м высоты сруба.
Таким образом, объемы участков строения укладываются в границах такой схемы: высота срубов стен равна удвоенной длине плана алтаря, высота центрального верха – ширине плана участка, высота верхов алтаря и Бабинца – апофеме равностороннего треугольника со стороной, равной длине сруба стен алтаря (вверху). Внутренняя высота центрального участка больше длины плана строения; длине плана строения равна высота центрального участка без фонаря.
С.А. Таранушенко «Монументальная деревянная архитектура Левобережной Украины». – К.: 1976 г., перевод с украинского, орфография сохранена.