«Некто инок Иона избрал место для своего пустынножительства в Закудемском стану, в Мордовском Елховском угодье, при речке Пасмуровке. В этом месте, называвшемся Каржалейским врагом, на Белой горе, находились пустые бортные знамёна, которые состояли в окладе у живших близ этого места крестьян. Когда к иноку Ионе собралось довольно братии, он решил на избранном месте воздвигнуть храм во имя Нерукотворенного образа Спаса и построить при оном монастырь. В 7161 (1653) году Иона обратился с просьбой о дозволении ему построить церковь и монастырь к царю Алексею Михайловичу и получил на сие указ и вместе грамоту от патриарха Никона». Такими словами архимандрит Макарий в труде «Памятники церковных древностей» начинает историю «монастыря, который, по причине местности, получил название Спасской пустыни Белой горы». Вскоре после основания обители первые иноки «встретили нужды в отношении к содержанию и стали заботиться о средствах к оному».
В 1660 году настоятель пустыни строитель Феодосий с братией «били челом царю Алексею Михайловичу в том, что поелику крестьяне, владевшие пустыми бортными знаменами, все уже померли и в окладный оброк никто оных не берет, то не благоугодно ли будет пожаловать их теми бортными знаменами, хотя бы с окладным за оные оброком. По этому их прошению велено им было пользоваться бортнями со взносом оброчных денег». Ещё через пять лет указом царя Алексея Михайловича на пропитание и строение Спасской пустыни было отмежёвано «лесу вдлину надве версты, а поперег в версту с четвертью из мордовскаго бортнаго олховскаго ухожья». Вместе с лесом монастырь получил находящиеся в нём сенные покосы по берегам речек Елховки и Лепески и пахотные земли, «а прежними бортными знаменами стал владеть безоброчно». Царское благоволение способствовало увеличению пустыни. К единственному рубленному топорами пятиглавому храму во имя Нерукотворного образа Спаса прибавилось ещё два: пятиглавый – в честь Казанской иконы Божией Матери и одноглавый – Святителя Николая Чудотворца с приделом преподобного Сергия Радонежского. Вокруг монастыря соорудили деревянную ограду с башнями, на территории его – деревянные хозяйственные постройки. К середине XIX века, как отмечает архимандрит Макарий, «из церквей сохранилась одна деревянная о пяти главах, построенная в 1664 года, но другой пятиглавой церкви уже нет, хотя и заметны следы ее развалин».
Первыми строителями монастыря возводились и каменные сооружения. В их числе монастырская ограда и шатровая колокольня, от которых до наших дней сохранились лишь руины. Эти постройки, датируемые 1664 годом, были древнейшими образцами каменного зодчества на территории Вадского района. Колокольня представляла собой восьмерик, вырастающий из мощного кубического основания, по верху которого располагались арочные окна с полосами железа для подвешивания колоколов. Шатровую крышу колокольни венчала небольшая главка с крестом… Пожалованных царём Алексеем Михайловичем угодий умножившейся монастырской братии не хватало, и настоятели вынуждены были вплоть до начала XVIII века арендовать у соседей-помещиков и крестьян сенокосные земли по берегам речки Пасмуровки, а также мельницы, обустроенные на ней. Большое число выдержек из официальных бумаг, свидетельствующих об этом, приведено в «Действиях Нижегородской губернской учёной архивной комиссии» (Заседание 17 октября 1887 года. т. 1, вып. 1). Спасскую пустынь Белой горы окружали земли разных владельцев: господ Шереметевых, Голицыных, помещиков Бутурлиных, Колычевых, Коровиных… В округе располагались сёла и деревни: Борисово Поле, Починки, Отерево, Шершово, Сидоровка, Елховка, Маргуши. Некоторые из крестьян вышеозначенных селений отнимали у монастыря угодья и наносили обиды монастырской братии.
В 1692 году игумен пустыни всемилостивого Спаса Отеревской, что на Зелёных горах (так теперь звалась обитель) Maкapий с братией били челом великим государям Иоанну Алексеевичу и Петру Алексеевичу на крестьян села Борисова, принадлежавших боярину князю Голицыну и стольнику Сомову: «В нынешнем, государи, в 200 году июня в 24 день посылал я, богомолец ваш, братию свою с работники на поляну Лепеску косить сено, а они – крестьяне Василей и Илья с товарищи, собравшись многолюдством с дубиньем, и нас, богомольцев ваших, с работники с тое поляны сбили, и перебили многих старцев, и переграбили, и косить тою поляну не дали». А в 1713 году на крестьян села Шершова и деревни Сидоровки, насильственно захвативших монастырские покосы близ речки Елховки, жаловался царю Петру Алексеевичу архимандрит Иоасаф: «…от того их насильства мы, богомольцы твои, разоряемся в конец…» В разные годы настоятели монастыря обращались с просьбами об обуздании распустившихся крестьян не только к царям, но и к богатым влиятельным людям. Мольбам иноков внимали и государи, и помещики, предписывая для крестьян строгие наказания и запреты на дальнейшие ссоры с монастырём. Однако Спасская пустынь вновь и вновь терпела обиды от соседей-мирян. В таких условиях, как говорится в челобитной к Борису Петровичу Шереметеву, монахи могли «помереть голодною смертию, в конец разориться и из обители все врознь разбрестись». Однако несмотря на трудности, монастырь просуществовал практически до конца XVIII столетия, не единожды поменяв своё название. Так, с 1718 года обитель называлась Спасовым монастырём Зелёных гор, а с 1730 – Спасо-зеленогорским монастырём.
По данным книги архимандрита Макария, «кроме основателя монастыря Ионы и строителя Феодосия было в обители семь игуменов: Афанасий, Макарий, Кирилл, Павел, Исайя, Феодосий и Пётр, восемь архимандритов: Иоасаф, Адриан, Иоанн, Кассиан, Феофилакт, Варсонофий, Никанор и Иосиф…
Под ведением обители, до издания штатов в 1764 году, было 113 душ. После того монастырь ещё оставался некоторое время на собственном содержании, но вскоре был упразднён. Вероятно, бедность и немноголюдность явились главными причинами его ликвидации. Церкви обители, по прошению крестьян, были обращены в приходские, а окружавшая его слобода Спасъ Белые Горы переименована в село Спасъ Зелёныя Горы. В 1797 году подле бывшей монастырской ограды на новом месте сельскими прихожанами была построена каменная одноглавая церковь в честь Казанской иконы Божией Матери с приделом святителя и чудотворца Николая. К ней отошла и старинная колокольня строителя Феодосия, ставшая сельской. «На месте бывшего монастыря, с 1800 года началась и постепенно образовалась женская община, состоящая из немалого числа сестер». Так заканчивается повествование архимандрита Макария. И этими же словами можно начать историю второй жизни обители.
О первоначальном основании женской общины имеется немного сведений, и связываются они с жизнью преподобного Серафима Саровского. Поселившись в 1778 году в Саровской пустыни, Серафим, по поручению бpaтии, почти каждогодно приезжал на знаменитую в то время Зеленогорскую ярмарку для закупки мёду и нужных обители вещей. Бывавши здесь, он всегда обхаживал место, где находился упразднённый мужской монастырь и скорбел о запустении его. Однажды, во время прогулки своей, Серафим заметил небольшую келью в углу монастырской ограды, в которой поселился какой-то человек для спасения души своей. Возрадовался духом Серафим, прозревая в этом событии начало возрождения обители. Предчувствия преподобного оправдались. С начала нового XIX века, по благословению Преосвященного Apxиепископа Нижегородского Вениамина, здесь стали жить: вдова Мавра Матвеевна, Стефанида Корниловна, Татьяна Макарьевна, Татьяна Петровна и Ульяния Михайловна. Жизнь обитательниц, по сказанию многих их последовательниц, была по образу келейной монастырской и отличалась необыкновенною простотою. Жилища келейниц именовались Спасо-Зеленогорской богадельней. Молитвенницы имели совместный стол и одежду, а к богослужениям, за неимением собственного храма, ходили в приходскую церковь, священник которой был их духовным наставником. Утешением и лекарством в болезнях считали они для себя употребление трав: зверобоя, душицы и липового цвета; чай употребляли весьма редко, а в прочем содержались чрез Христово подаяние. Саровский старец Серафим содействовал им своими молитвами, советами и другими разного рода пособиями до блаженной кончины своей в 1839 году.
Спасо-Зеленогорская женская община была одной из трёх, которым преподобный Серафим покровительствовал по велению явленной ему Божией Матери (две другие – Дивеевская и Ардатовская). В Зеленогорской общине с некоторых пор подвизалась и блаженная старица Ирина Зеленогорская (Лазарева), до того монашествовавшая сначала девять лет во Флоровском Киевском монастыре, а позже, шесть лет в Дивеевской общине под руководством старца Серафима, называвшего её своей духовной дочерью. Ирина отличалась величайшим смирением, беспрекословным послушанием, трудолюбием и, в то же время, весёлым характером. По благословению отца Серафима, она перешла в Зеленогорскую общину, где прожила до самой своей кончины в особо убогой келье. Кроме келейных и церковных молитв, она несла крест Христа ради юродства и много страдала от неразумных людей. Обладала Ирина Зеленогорская дарами прозорливости и телесного врачевания, чему имеется немало свидетельств. Сведения о кончине старицы, как и о её возрасте, противоречивы. В разных источниках указываются: 22 апреля 1843 года, 1899 год и даже начало XX века. Погребена старица на зеленогорском монастырском кладбище при церкви. В 1816 году участница общины Стефанида Корниловна подала прошение к Нижегородскому Епархиальномy начальству о признании богадельни, в которой подвизались к тому времени 25 человек, общиною. Но лишь в 1842 году, 12 июня Указом Святейшего Синода обитель утверждена общиною и принята под покровительство духовного и гражданского начальства. Ей было дозволено принимать на своё имя пожертвования и приношения, как и всякому православному монастырю. Последний жилой монастырский домПервой начальницей общины стала старейшая его обитательница Параскева Иосифова, родившаяся в 1784 году в семье крепостных близлежащего села Борисово Поле. Вероятно, она и добилась для богадельни статуса общины. По смерти Параскевы в 1847 году сёстры общины избрали новую начальницу – Варвару Федотову, уроженку села Крутой Майдан. Как и её предшественница, Варвара была грамотной. Благодаря её хлопотам община получила в пользование часть земель, некогда принадлежавших мужскому монастырю. Теперь сестричество могло обеспечивать себя продовольствием. При Варваре Федотовой общиной был построен и собственный храм. В 1873 году документы Зеленогорской общины подписывались Анной Кротковой, сведений о которой пока не найдено. Расцвет общины, укрепление хозяйства и последующее превращение её в монастырь произошли уже при Пелагии Алексеевой (Пелагии Алексеевне Скрипкиной) – первой игуменье Зеленогорского монастыря, носившей в постриге имя Таисия. Она родилась около 1830 года на хуторе Паники Михайловской станицы Новочеркасского округа и была дочерью казака Войска Донского. Поступила в общину в 1851 году, когда ей был 21 год. Указом Духовной консистории она была утверждена в должности настоятельницы 4 октября 1883 года.
После первых пяти лет настоятельства Пелагии Алексеевой (по данным нижегородского епархиального Адрес-календаря за 1888 год) общине принадлежит всё та же деревянная церковь в честь Нерукотворного Спаса, но теперь обитая тёсом, водружённая на каменный фундамент, с оштукатуренными стенами в алтаре. Есть и новая каменная двухэтажная церковь, построенная в 1849 году на благотворительную сумму. Главный престол – в честь иконы Божией Матери «Споручницы грешных». В тёплом приделе, отделённом капитальною стеною, престол во имя Святого Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы. В нижнем этаже церкви – храм в честь Успения Божия Матери. При церкви имеется новая каменная колокольня с шестью колоколами, самый большой из которых весил 102 пуда, и с кельей под ней. Среди монастырских реликвий в Адрес-календаре указывается несколько богатых икон и крестов Господних с частицами святых мощей, старинные грамоты, челобитные и письма. Опись насчитывает семь деревянных, на каменных фундаментах, многокелейных корпусов различного назначения, один каменный двухэтажный корпус, предназначенный для пекарни… 7 июля 1893 года последовал Указ Святейшего Синода, по которому Зеленогорская община возведена в третьеклассный монастырь. 5 сентября 1893 года настоятельница Пелагия Алексеева пострижена в монашество (наречена именем Таисия), а 17 декабря 1893 года возведена в сан игуменьи. В 1903 году монахини Спасо-Зеленогорского монастыря во главе с настоятельницей матушкой Таисией принимали важное участие в торжествах прославления покровителя и благодетеля обители преподобного отца Серафима, проходивших в Сарове и Дивееве. А игуменья была даже удостоена беседы с государем Николаем II. К началу XX века монастырь имел немалый капитал в процентных бумагах, дорогое имущество и великолепно налаженное хозяйство. В трёх верстах от монастыря, недалеко от деревни Чегодаевка, был хутор. Земля его занимала территорию от ручья Вашкилей до ручья Парного по направлению к Новосёлкам. На хуторе располагался дом с деревянным флигелем на каменном постаменте для проживающих там скотниц, служебные здания, скотный двор, два кирпичных завода с сараями, рига для молотьбы, сенница. Караулки и хутора были обустроены в рощах Поновая, Просека и Большая пустая, что прилегают к речке Серёже… В собственности обители находились два подворья: первое – дом в Нижнем Новгороде, полученный по духовному завещанию от титулярной советницы А. В. Никольской, второе – дом в Арзамасе, подаренный общине игуменьей матушкой Таисией ещё в год вступления её в сестричество… 9 июля 1905 года пожаром в монастыре было уничтожено четыре корпуса и почти всё имущество с убытком свыше 60 тысяч рублей. Но от этого потрясения обитель, по-видимому, довольно быстро оправилась. По данным за 1907 год, население монастыря составляло более 300 человек, во владении находилось 538 десятин земли.
В 1914 году разобрали относительно новую монастырскую колокольню с целью построить более мощную и водрузить на неё именной колокол весом 212 пудов, подаренный одной из благотворительниц. Временный приют колокол нашёл на деревянном постаменте. Но новой колокольне так и не суждено было подняться к небесам, причиной чему стали революционные события 1917 года, лишившие монастырь собственности. Колокол же, рухнувший во время первой неудачной попытки его возвышения и треснувший, был водружён местными крестьянами на старинную колокольню строителя Феодосия, относящуюся к сельской приходской Казанской церкви. Треснул колокол… лопнул и весь уклад монастырской жизни. В 1918 году игуменья Таисия обращается в органы советской власти с просьбой защитить имущество обители от разграбления… Но что толку просить защиты у самих воров? Все земли, весь скот обители в 1919 году отбираются образованным на чегодаевском монастырском хуторе советским хозяйством «Красная Звезда». Позже в монастырских зданиях, что находились близ Чегодаевки, был открыт детский дом шизофреников.
«Под нужды социального обеспечения» новая власть экспроприировала и двухэтажный монастырский жилой корпус, поместив туда дом призрения. Монахини продолжали работать на собственных землях, но продуктами их труда отныне распоряжались новые хозяева. В молодой советской стране уездные исполнительные комитеты (УИКи) заключают договора с монастырями о перерегистрации их под другими названиями (общины верующих, трудовые артели, советские сельские хозяйства…). 19 сентября 1927 года издан циркуляр НКВД РСФСР № 351 «О порядке закрытия молитвенных зданий и ликвидации культового имущества». В соответствии с ним, Арзамасский УИК в течение весны и лета 1928 года в одностороннем порядке разрывает все договоры с общинами и артелями, мотивируя это тем, что общины верующих – это не монастыри и им монастырское имущество никогда не принадлежало. Судьба Спасо-Зеленогорской женской обители окончательно была решена постановлением Президиума ГИКа от 1 марта 1929 года с грифом «Секретно». В виду того, что в окрестных селениях, да и в самом селе Зелёные Горы имелись действующие приходские церкви, культовые здания монастыря становятся «ненужными». «Бессмысленно простаивающее ничейное» добро незамедлительно пускается «в дело». О том, как это происходило, рассказала старейшая жительница Зелёных Гор Анна Александровна Поздеева. По её словам, летний собор, стоявший по центру монастырского комплекса, был разобран до основания. Кирпич храма вывозили на Вад и использовали при строительстве районного Дома культуры.
Сегодня ничего не напоминает о соборе: на месте, где он стоял – заросли деревьев. Зимнюю же церковь просто разломали и в годы Великой Отечественной войны перестроили в детский дом. Для нужд детдомовцев приспособили и несколько стоящих рядом келейных корпусов. Другие монастырские постройки, находящиеся со стороны деревни Отерево, приспособили под школу и школьный спортзал. Ещё одно здание, с современным пристроем, использовалось под столярный цех, пока в 2005 году в нём не случился пожар. Монастырская ограда стояла какое-то время и после разорения обители, но, в конце концов, добрались и до неё. Сначала древний кирпич пошёл на строительство колхозного двора, а потом на нужды тех, кто посмелее да понаглее. Монастырский священник, после упразднения обители, перешёл служить в сельскую приходскую церковь, настоятель которой к тому времени умер. Бывшие монахини разбрелись кто куда, а некоторые из них остались жить в селе, продолжая тайком проводить богослужения, отпевать умерших, и даже лечить односельчан. В последней четверти XX века нашёлся в селе отчаянный безбожник, пожелавший снести старинную колокольню 1664 года постройки. Но все попытки обрушить её с помощью трактора оказались тщетными. Однако то, что не смогла осилить тракторная мощь, направляемая безмерной человеческой гордыней, сделало обыкновенное время. В 1998 году колокольня рухнула. В настоящее время немногие здания монастыря, неоднократно перестроенные в советские годы, представляют собой руины. Сохранилась арка въездных ворот и обрывки монастырской стены полутораметровой толщины. Вместо 350-летней колокольни строителя Феодосия, ещё недавно числившейся в списке памятников Горьковской области – хаотичная груда камня. Лишь одно двух-этажное келейное здание с каменным низом и деревянным верхом выполняет функции обыкновенного жилого дома. Но никаких келий с подвижниками, ищущими спасения своея души, окрест намоленной Зелёной Горы не видно. Свято место… пусто.
По материалам сайта «Малая Родина — Нижегородчина» malrod.ru. http://malrod.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=76&Itemid=56
Спасо-Зеленогорский монастырь, 3 класса, общежительный, в 85 верстах от Нижнего-Новгорода, при селе Зеленые горы, Нижегородского уезда. В 1800 году здесь на месте упраздненного мужского Спасо-Белогорского монастыря, существовавшего со времени патриарха Никона до конца XVIII века, возникла Спасо-Зеленогорская Богадельня, которая в 1842 году утверждена общиной, а в 1893 году возведена в монастырь. При монастыре богадельня.
Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году»
С 1653 по 1764 годы на месте села Зелёные Горы в Вадском районе существовал Спасозеленогорский мужской монастырь. Построенная в нем в 1653 году деревянная Спасская церковь существовала до XX столетия, а монастырская колокольня, описание которой попало в хрестоматийный справочник под редакцией профессора В.П. Фадеева «Памятники истории и культуры Горьковской области» 1980 года издания, числилась в списках памятников градостроительства и архитектуры федерального значения до конца 90-х годов прошлого века.
Как отмечено в вышеупомянутом справочнике, «точная дата возведения колокольни не установлена, но известно, что она стояла тогда, когда все остальные монастырские строения и церкви были деревянными». Другие источники называют не только точную дату постройки – 1664 год, но и имя строителя Феодосия. Так или иначе, этот объект служил хорошим примером архитектуры XVII века: «на высокой призме четырехгранного основания колокольни поставлен восьмигранный ярус звона, покрытый шатром с небольшой главкой; в столбах-простенках вставлены изразцы желто-зеленой поливы» (справочник «Памятники истории и культуры Горьковской области»).
Однако уже 1980 году исследователи отмечали, что железное покрытие шатра в значительной его части утрачено, массив колокольни несколько отклонился от вертикали, а в стенах нижнего четверика имеются большие повреждения кирпичной кладки. Всё это привело к тому, что монастырская колокольня рухнула в 1998 году. На сегодняшний день из построек XVII века остались только монастырские ворота и фрагмент стены.
В конце XVIII столетия – после екатерининской реформы – Спасозеленогорский мужской монастырь был упразднён, а храмы обращены в приходские церкви села Спас-Зелёные горы, выросшего около монастыря. В 1797 году около монастыря был построен приходской каменный храм (престолы: главный – Казанской Божией Матери, придел – святого Николая Чудотворца), к ней отошла монастырская колокольня строителя Феодосия.
С 1800 года на месте бывшего монастыря возникла женская община, и в 1842 году он был возобновлен как женский монастырь, получивший в 1893 году статус третьеклассного. Здесь в ранние годы служения в Саровском монастыре неоднократно бывал Серафим Саровский. По преданию, источники «12 ключей» около села открыты им.
В первые годы Советской власти монастырь был закрыт, а храмы разрушены. До наших дней дошли остатки приходской Казанской церкви и часть монастырских корпусов.
http://www.gttp.ru/MP/mp_74.htm
Спасозеленогорскии монастырь был основан в XVII в. Построенная в нем в 1653 г. деревянная Спасская церковь существовала до XX столетия. Точная дата возведения колокольни пока не установлена, но известно, что она стояла тогда, когда все остальные монастырские строения и церкви были деревянными. Только в 1797 г. была освящена в монастыре каменная Казанская церковь, почти не сохранившаяся. Оставшаяся от монастыря колокольня служит хорошим примером архитектуры XVII в. На высокой призме четырехгранного основания колокольни поставлен восьмигранный ярус звона, покрытый шатром с небольшой главкой. В столбах-простенках вставлены изразцы желто-зеленой поливы. Массив колокольни несколько отклонился от вертикали, а в стенах нижнего четверика имеются большие повреждения кирпичной кладки. Железное покрытие шатра в значительной его части утрачено.
Первоначально, в XVII в., Спасозеленогорскии монастырь был мужским. Упразднен в конце XVIII столетия. В 1842 г. возобновлен как женский. Закрыт в первые годы Советской власти.
«Памятники истории и культуры Горьковской области» под ред. проф. Фадеева В.П. — Горький, Волго-Вятское книжное изд-во, 1981 г., стр.247
С 1800 г., на месте бывшего монастыря, началась и постепенно образовалась женская община. С 1800 г., по благословению Преосвященнаго Архиепископа Нижегородского Вениамина, здесь стали жить: вдова Мавра Матвеевна, Стефанида Корниловна, Татьяна Макарьевна, Татьяна Петровна и Ульяния Михайловна. Жизнь обитательниц, по сказанию проживающих еще и доселе в общине современниц, была по образу келейной монастырской жизни и отличалась необыкновенною простотою. Утешением и лекарством в болезнях считали они для себя употребление трав: зверобоя, душицы и липового цвета; чай употребляли весьма редко, а в прочем содержались чрез Христово подаяние. Старец Серафим содействовал им своими молитвами, советами и другими разного рода пособиями, до своей блаженной кончины (1839 г.).
Жилища келейниц именовались Спасо-Зеленогорсной богадельней. С течением времени богадельня стала умножаться обитательницами. Построены были и другие кельи в ограде. Сестры стали собираться на общую молитву и за правило в трапезу, а к богослужениям ходили в приходскую церковь, за неимением своей. Приходский с. Спаса Зеленых гор священник был их, духовным отцом. Они имели общий стол и одежду, занимались печением просфор для приходской церкви.
В 1816 г. девица Стефанида Корниловна изъясняла в прошении своем к Нижегородскому Епархиальному начальству, что тому уже 15 лет протекло, как она, с подобными ей девицами и вдовицами имеет проживание в «Общине», в устроенных в ограде монастырской келиях и что их ныне до 25 человек. В 1842 г. 12 июня, по ходатайству Нижегородского Епархиального Начальства, указом Святейшего Синода, обитель утверждена уже общиною и с Высочайшего соизволения удостоились быть принятою под покровительство духовного и гражданского начальства наравне с другими богоугодными заведениями и дозволено ей всякие приношения и пожертвования принимать на имя свое и акты на пожертвования совершать тем порядком, который установлен, для православных монастырей.
В общине находятся:
1) Церковь деревянная, на каменном фундаменте, в честь Нерукотворенного Образа Спасителя, пятиглавая, однопрестольная; она осталась от упраздненного мужского монастыря и была построена, по сказанию рукописи «черным попом Ионою» от сотворения мира в 7161 г., а от Рождества Христова в 1653 г.; церковь существует в первоначальном своем виде, но с некоторыми незначительными изменениями, как например: по сказанию старожилов, при неоднократных поправках ея, при ней уничтожены галерея около нее, служившая, вероятно, для крестохождений, а в 1880 г. переправлены главы и кресты и обиты белым железом, подведен каменный фундамент, обита новым тесом, прежняя окраска ея под кирпич заменена белою; в 1881 г. выштукатурены стены в алтаре; по упразднении муж. монастыря до 1861 г. принадлежала Зеленогорскому приходу; в 1861 г., распоряжением Епископа Нектария, была закрыта, как назначенная к перенесению из монастырской ограды на другое место в 1864 г., по указу Святейшаго Синода, как иноческое достояние возвращена обители.
2) Церковь каменная двухэтажная, в честь Божия Матери Споручницы грешных; в теплом приделе в ней, отделенном капитальною стеною, престол во имя, Св. Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы; в нижнем этаже церкви был храм, в честь Успения Божия Матери, но нарушена от сырости в семь этаже и ныне производится здесь чтение псалтири: рядом же с сей моленной помещается общинская трапезная; церковь построена в 1849 году на благотворительную сумму.
3) Колокольня в связи с сею церковью каменная, с келию под ней высотою до 9 саж., с шестью колоколами: большой в 102 пуд.
Достопримечательности в общине:
1) Св. Икона Успения Божия Матери, копия с чудотворнаго Киево-Печерскаго Образа, в среблопозлащенной ризе, с восемью частями Св. Угодников Божиих, имена которых означены на серебреной дверце. которой затворяется Св. Икона; жертва Нижегородской купчихи Татьяны. Ипполит, Пятовой.
2) Св. Икона Трех Святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустаго, с чеканными но сребропозлащенной доске ликами святых и с частями Св. мощей Муромских Чудотворцев.
3) Животворящей Крест Господень небольшого размера, сребропозлащенный, с 35 частями Св. Мощей Угодников Божиих, имена коих означены на оборотной стороне Креста, а на икон, в которую вложен крест, лики сих угодников Божиих; икона написана иконописью, со словами в верху: «Аще зерно пшеничное не умрет, то едино пребывает, аще же умрет, то мног плод сотворит» и «Хранит Господь вся кости их и ни едина от них сокрушится»; икона с Крестом писана усердием купеческаго сына Григория Ветошкина и пожертвована обители супругою его Санкт-петербургскою купчихою, Марьею Ивановною Ветошкиною; мерой 12х9 вершков.
4) Животворящей Крест кипарисный, резной работы, с частями Св. Мощей Угодников Божиих: Св. Михаила Киевскаго, Петра и Февронии Муромских Чудотворцев, Царя Константина, Феодора Стратилата и — часть от гроба Св. Иоанна Милостивого; резан в 1836 г., как гласит надпись на нем. иеродиаконом Саровской пустыни Ефремом, для иеромонаха той же пустыни Илариона, и получен обителью от сестры Ефрема, старицы Параскевы; находится в Спасской церкви, в алтаре, над жертвенником.
5) Древняя икона Успения Божия Матери, оставшаяся от упраздненного монастыря; писана иконописцем Сергием в 1741 г, авг. 1 дня, по обещанию монаха Игнатия, при архимандрите Адриане, местная в Спасской церкви; мр. 8х7 вершков.
6) Икона Тихвинской Божия Матери, ценная по украшению, в сребропозлащенной ризе, украшенной 74 цветными камнями и звездами, жертвованной в С.-Петербурге сборщице Екатерине Ивановне; вес. 6 1/2 ф. Ценностью в 500 рубл.
7) Сребро позлащенная пятиугловая дарохранительница, с Голгофою и распятием; дар С.-Петербургского. купца Рогова.
8) Древние акты в ризнице: а) челобитная, на имя Царя Алексия Михайловича, строителя Феодосия с братиею о бортних знаменах, в которой упоминается об основании в пустыни храма 7168 г. (1660). б) письмо на пустошь по речке Пасмуровке 1667 г. в) запись запродажная на ту-же пустошь 7175 (1667 г.). г) письмо Казакова к строителю Феодосию о той-же пустоше 7175 (1667). д) променное письмо Глеба Исаева, сына Омонева, игум. Павлу на луга и мельницу по р. Пасмуровке 7190 (1682 г.). е) Челобитная игум. Макария на Борисовских крестьян 7195 (1687 г.). ж) Письмо Омонева к игум. Павлу 7196 (1688 г.). з) Рукопись, писанная при арх. Адриане, с подписом его руки 7196 (1688 г.). и) Явочная игумена Макария 7199 (1691).
9) Челобитная игум. Макария на крестьян с. Борисова 7200 (1692). к) Челобитная игум. Макария на тех же крестьян 7195 (1700). л) Приказ Бориса Петров. Шереметева на челобитную арх. Иосифа старости села Троицкаго. Борисова поля тож, о не причинении обид монастырским людям 1708 г. м) Челобитная арх. Иосифа Петру Самуиловичу Салтыкову на Мигаловских крестьян 1713г. н) Прошенное письмо игум. Павлу 1718 г. о) Рукопись, писанная при арх. Варсонофии 1718г. п) Челобитная арх. Иоасафа Шереметеву 1723 г. р) Прошенное письмо поручика Журинскаго арх. Феофилавту 1730 г. и с) Письмо Доможирова игум. Феодосию на пустошь по р. Пасмуровке, без назначения года.
10) Два Синодика в 1/4 дол. листа, полууставные, с киноварью, в кожаных переплетах.
11) Два плана древнего монастыря: один 1741 г.
12) Железные вериги весом около 10 фунтов.
Здания общины:
1) Корпус деревянный, на каменном фундаменте двухэтажный, с небольшим при нем садиком; в нем проживают начальницы и казначея.
2) Корпус деревянный на каменном фундаменте, с четырьмя келиями; в нем находятся образная, просфорная и псалтирня.
3) Корпус деревяннный на каменном фундаменте, с тремя келиями; помещается пекарня.
4) Корпус каменный двухэтажный, о двух келиях, предназначенный для пекарни.
5) Корпус деревянный, двухэтажный, на каменном фундаменте; проживают сестры, несущие разные послушания.
6) Корпус деревянный одноэтажный с двумя келиями; живущие в нем сестры проходят послушание амбарниц.
7) Корпус деревянный, на кам. фунд., двухэтажный с шестью келиями с складочным, при нем экипажным сараем.
8) Келья, при вратах общины, деревянная одноэтажная, в которой проживает вратница обители; при ней находится конный двор, с необходимыми при нем службами.
9) Службы: три амбара; два каменных погреба с деревянными напогребницами и колодезь.
В юго-восточной стороне обители имеется общинское кладбище, на котором покоятся сестры общины, а начальницы хоронятся около церквей: на кладбище примечательны две могилы; 1) диакона приходской Зеленогорской церкви Владимира Алексеевича Крутовскаго с семсйством; о. диакон Крутовский каждогодно приобщался Св. Таин, подавал милостыню. носил вериги и вообще вел жизнь благочестивую, народом почитался за блаженного; он скончался после-же приобщения Св. Таин за литургиею, во время крестного хода, в поле, в диаконском облачении. 2) Старицы Ирины Лазаревны; из имеющегося в общине рукописного жизнеописания ея, составленного иеромонахом Дамаскиным, видно, что она тайно ушла от мужа своего в обитель, где подавала тайную милостыню и имела ко всем безграничное послушание.
Община ограждена со всех сторон каменными стенами, оставшимися после упраздненного монастыря, с двоими воротами с северной и южной сторон; длина стен 144 саж., высота 4 и 4 1/2 саж.
Средства и угодья общины:
1) Капитала в % бум. 7735 р.
2) Земли под монастырским погостом 1 дес. 1957 саж.
3) Луговой земли с кустарником, Высочайше пожалованный из Абрамовских дач в 1872 г., 80 дес.
4) Рогалевская дача, с строевым и дровяным лесом, при р. Сереже, в 4 вер. от общины, пожертв. крест. Алексеем Воиновым, в 131 дес. 196 саж.
5) Дача г. Запольской, с лесом и др. угодьями, но р. Сереже, в 3 1/2 вер. от общины, дарственного колл. ассес. Николаем Васильевичем Смирновым, в колич. 100 дес. 963 саж.
6) Пахотной земли при с. Чегодаевке под названием «Чегодаевский хутор» в 3 вер. от обители, пожертв. крестьян, с. Вада Пелагеи Ивановн. Халтуриною, 216 дес. 1000 саж.
7) ветряная мельница о трех поставах, пожерв. крестьянкою с. Елховки Ириною Приданиною, находящейся при с. Зеленых горах.
8) Небольшой пчельник.
9) Хутор на Чегодаевской земле, с колодцем и небольшим прудиком.
10) Две лесныя караулки в Рогалевсвой и Човакинской дачах. 11) Скотный двор в Запольской даче, с службами и колодцем.
12) Два подворья: а) в Нижнем Новгороде дом, со всеми необходимыми службами, полученный по духовному завещанию от тит. советн. Алекс. Васильевны Никольской, находящиеся близ. Трехсвятительской церкви, в Ново-немецкой улице; б) дом с необходимыми при нем службами в г. Арзамасе, подаренный с Высочайшего соизволения казачкою войска Донского Новочеркасскаго округа, Михайловской станицы, Пелагиею Алексеевною, нынешнею начальницею общины.
Внутрснний порядок обители совершается по правилам, утвержденым Свят. Синодом в 1843 г., для православных женских общежитий. Кроме общих послушаний сестры общины занимаются: украшением икон фольгой и цветами, шитьем священных облачений, вязанием ботинок и чулок, пряденьем и точею холстов, мастерствами башмачным и портным — для обители, а в летнее время огородничестном и полевыми работами. В обители проживают до 5 сироток-девочек, которые под руководством священника и старших сестер обучаются грамоте и рукоделью.
С основания община управлялась начальницами, избираемыми с согласия сестер, и утвержденные Епархиальным начальством, которые находились под главным надзором Игумении Крестовоздвиженскаго монастыря Веры и благочинного из 6елаго духовенства. С 1858 г. обитель изъята из ведения вышесказанных лиц, и начальническая должность поручена монашествующим лицам женскаго пола. С первой начальницы в обители Стефаниды Корниловны, всех начальниц в общине было четыре; нынешняя Пелагия Алексеева по счету 5-я.
Состав сестер общины:
Начальница Пелагия Алексеева Скрыпкина 54 л., дом. образование из девиц. воен. вед.; с 1850 г. в послушница; 1865 г. казначея; 1883 г. начальница.
Козначея — Анна Степанова Молева 59 л.
Благочинная — Наталья Алексеева Харитонова 53 л.
Прочих проживающих по указ. 69 чел.
Проживающих по увол. вид. 63 чел.
Всего: 135 чел.
Адрес: Чрез г. Арзамас, в Зелено-горскую общину.
Из книги «Адрес-календарь» Нижегородской области.
В 1800 г. вдова Мавра Матвеевна вместе со Стефанидой Корниловной, Татьяной Макарьевной, Татьяной Петровной и Ульянией Михайловной, возрадев о благочестивой жизни и заручившись благословением Преосвященного архиепископа Нижегородского Вениамина, поселились в 85 верстах от Нижнего Новгорода на месте заброшенного мужского монастыря. Жизнь их строилась по образу келейной монастырской и отличалась, по словам современников, необыкновенною простотою. Сестры содержались чрез Христово подаяние. Вскоре их община стала именоваться Спасо-Зеленогорской богадельней. Постепенно число насельниц стало умножаться. Строились новые кельи. Сестры вместе молились, а на богослужения ходили в приходскую церковь. В 1816 г. богадельня насчитывала 25 человек. Но лишь в 1842 г. обитель была официально утверждена общиной с дозволением принимать на свое имя пожертвования и приношения, как и всякому православному монастырю.
В общине подвизалась блаженная Ирина Зеленогорская. Житие повествует: «Живя в убогой келье, беспрерывно находясь в труде, она глубочайшим смирением и своим неизменно веселым настроением, с каким исполняла все возлагавшиеся на нее работы, воодушевляла к трудам и прочих сестер обители, мирян же особенно увещевала быть милостивыми. Кроме келейных и общественных молитв, Ирина, неся крест юродства, целые ночи в летнее и зимнее время посвящала молитвенному подвигу, находя неизъяснимую усладу в непрестанной сокровенной молитве и располагая к ней инокинь: ее видели на молитве и в башне, и в колодце, и под церковью, и в других потаенных местах. Благочестивая старица Ирина, перенеся немало горя от неразумных на своем веку, тихо скончалась за молитвою, будучи почти ста лет от роду». Умерла старица в 1843 г.
Во второй половине XIX в. общиной был построен собственный храм. А 7 июля 1893 г. произошло долгожданное событие – Зеленогорская община была возведена в степень монастыря.
Под руководством дочери казака Войска Донского, первой игумении Зеленогорского монастыря монахини Таисии (Пелагии Алексеевне Скрипкиной) обитель расцвела: деревянную церковь Нерукотворного Спаса поставили на каменный фундамент, возвели каменную церковь в честь иконы Божией матери «Споручница грешных» и каменную колокольню, семь зданий различного назначения. В монастыре проживало 300 человек. К концу XIX в. обитель имела 538 десятин земли, великолепно налаженное хозяйство, дорогое имущество и процентные бумаги.
Революционные события 1917 г. резко изменили плавное течение жизни насельниц: первоначально монастырь стал сельскохозяйственной артелью, а в 1929 г. и вовсе был закрыт. Почти все строения были разрушены, оставшиеся позже стали использоваться под детский дом и школу. Кирпич монастырской ограды пошел на строительство колхозного двора. На месте монастырского кладбища появился стадион.
В 2012 г. по благословению митрополита Нижегородского и Арзамасского Георгия Зеленогорский монастырь начал возрождаться.
http://pravoslavie.ru