«ЗЕЛЕНЫЕ СВЯТКИ»:
ОБ ОБРЯДАХ ПРАЗДНОВАНИЯ ТРОИЦЫ У РУССКИХ
Основной праздник, посвященный культу растений — так называемая русальная неделя, или «зеленые святки», предшествующая Троице. Четверг на этой неделе называется «семик» — седьмой четверг после Пасхи. Празднование имело двоякую форму: по домам разносили и расставляли ветки берез. Кроме того, в лесу выбиралась одна березка, которую украшали и торжественно вносили в деревню. Этот праздник считался одним из самых больших праздников в году.
У великороссов обрядовое действо производилось только с березкой и ни с каким другим деревом. Такая исключительность, по-видимому, объяснялась тем что береза – наиболее ранее дерево, одевающееся в свежую зелень, когда другие деревья еще только начинают распускать почки. Отсюда возникает представление, будто именно березки обладают особенной силой роста.
Березовые ветки или молодые деревца приносили вместе с цветами из леса и расставляли по домам без каких-либо обрядов. Ими украшали дворы, горницы, ворота, отчего вся деревня приобретала праздничный вид.
Кроме этого производился выбор молодого дереве в лесу. Последующие с ним действия складывались в сложный обрядовый комплекс, элементами которого являлись: зарубка березы, украшение ее, совместная трапеза под нею, завивание венков, кумление, срубание дерева и торжественное внесение его в деревню, хороводные игры под ним и, наконец, уничтожение и гадание на брошенных в воду венках. Каждый из этих элементов должен быть рассмотрен особо. Мы же коротко остановимся лишь на ритуале завивания березки и внесения ее в деревню.
… Березку на «зеленые святки» выбирали молодую, высокую и растущую в таком месте, чтобы вокруг нее можно было водить хороводы. Накануне праздника ее «завивали», — девушки загибали концы веток в кольца и скрепляли их так, чтобы образовывались венки, которые как бы росли на дереве. Особо интересен сибирский обычай пригибать вершины березок к траве и делать «косы», связывая их с травой (А.А. Макаренко). В других местах верхушки разных деревьев связывались между собой так, что образовывался род арки. Венки могли плестись из веток других берез, украшаться травами и цветами и навешиваться на избранное дерево. Для его украшения девушки приносили также шелковые ленты, платки, разноцветные тесемки и т.п. В некоторых местах на дерево навешивали также «козули», — выпеченные из теста святочные фигурки животных.
Дальнейшее проведение обряда у русских в XIX в. было представлено в двух формах. Одна, преобладающая состояла в том, что все последующее празднество проходило в лесу вокруг избранного дерева. В ходе другой его срубали, торжественно вносили в деревню, устанавливали для проведения игр. В некоторых местах березу завивали в Семик, а на Троицу заносили в деревню. Так, П.В. Шейн сообщает из Владимирской губернии: «В Троицын день после обедни девушки меняют свой наряд на лучший, надевают на головы березовые венки, переплетенные цветами, и в таком уборе идут в лес развивать березку. Пришедши, они становятся в кружок около деревца, кто-нибудь срубает его и тогда все украшают ветви цветами и лентами. Потом девушки выстраиваются попарно и начинается шествие; впереди одна несет срубленную березку, с которой все обходят вокруг деревни. Далее заходят в одну из улиц, втыкают дерево в землю и начинают водить хороводы, к которым присоединяются и парни».
… И все же описанная уличная (деревенская) форма обряда встречается реже; преобладает лесная, которая к тому же и, безусловно, является более архаичной, древней.
… Каков смысл семицких обрядов, связанных с березкой? Исходя из предположения, что жизненная растительная сила, по представлениям народа, заключалась в верхушках веток, откуда шел рост, можно рассматривать загибание их в кольцо как способ уловить и сохранить эту силу, чтобы передать земле и людям (тем же образом можно трактовать и пригибание веток к земле и переплетение их с травой). Не случайно по окончании семицких обрядов избранную березку часто бросали в рожь. В пользу такого истолкования свидетельствует и семицкий песенный фольклор:
… Мы завьем веночки
На годы добрые,
На жито густое,
На ячмень колосистый,
На овес ресистый,
На гречиху черную,
На капусту белую.
(Смоленская губерния).
Источник:
Пропп В.Я. Русские аграрные праздники. СПб.: 1995.
Девичий хоровод на Троицу. Рязанская губерния, XIX в.