В Москве, в Настасьинском переулке привлекает внимание диковинный дом-терем. Аквамариновые стены закованы в чешую «резного камня». Это здание Ссудной казны.
Строительство здания началось в 1913 году к 300-летию династии Романовых. Авторами проекта, позднее утвержденного лично Николаем II, были архитекторы Владимир Покровский и Богдан Нилус. Окончательно здание было построено в 1916 году
Во внешнем убранстве использовались мотивы нарышкинского барокко второй половины XVII столетия. Фасад облицован гладким и алмазным рустом с декоративной резьбой. Венчает постройку башенка со шпилем, на которой когда-то размещался двухглавый орел. Вход украшает шатровая сень.
Внутреннее оформление соответствовало внешнему: операционные залы, парадная лестница, вестибюль были богато украшены росписью и лепниной, а главные люстры имели форму паникадил. Автором росписи стал художник Иван Билибин, чей двуглавый орел до сих пор является символом Госбанка и изображается на денежных знаках России.
Московская Ссудная казна была учреждением, фактически выполнявшим функции ломбарда: она выдавала краткосрочные ссуды на сумму до 1 тыс. руб. сроком на 12 месяцев из 6% годовых под залог золота, серебра или ценных вещей.
В советское время здесь размещался Гохран, куда свозились конфискованные ценности. Многие из них были быстро и дешево проданы за границу, при этом изымалось так много, что привозимые ценности даже не успевали описывать и размещать. Интересные воспоминания оставил Г. А. Соломон, привлеченный к реализации национальных ценностей:
«…Мы остановились у большого пятиэтажного дома. Я вошел в него, и… действительность сразу куда-то ушла, и ее место заступила сказка. Я вдруг перенесся в детство, в то счастливое время, когда няня рассказывала мне своим мерным, спокойным голосом сказки о разбойниках, хранивших награбленные ими сокровища в глубоких подвалах… И вот сказка встала передо мной… Я бродил по громадным комнатам, заваленным сундуками, корзинами, ящиками, просто узлами в старых рваных простынях, скатертях… Все это было полно драгоценностей, кое-как сваленных в этих помещениях… Кое-где драгоценности лежали кучами на полу, на подоконниках. Старинная серебряная посуда валялась вместе с артистически сработанными диадемами, колье, портсигарами, серьгами, серебряными и золотыми табакерками… Все было свалено кое-как вместе… Попадались корзины, сплошь наполненные драгоценными камнями без справы… Были тут и царские драгоценности… Валялись предметы чисто музейные… и все это без всякого учета. Правда, и снаружи, и внутри были часовые. Был и заведующий, который не имел ни малейшего представления ни о количестве, ни о стоимости находившихся в его заведовании драгоценностей…»
#прогулкисмкн