Музей изящных искусств Ниццы находится во дворце Кочубея, что на проспекте Бомет. Дворец великолепен, в его залах кроются истинные сокровища.
У музея – смешанные французско-русские корни. Идею создания в Ницце художественной коллекции высказал во время визита в город император Наполеон III. Для него это был шаг политический: по договору 1860 года с Пьемонтом-Сардинией (предшественником Италии) территория графства Ницца отходила Франции, и император стремился достойно выглядеть в глазах новых подданных. Однако здания для музея тогда не нашлось, его коллекция сначала хранилась в архивах и здешней библиотеке, затем выставлялась в не слишком подходящих для этого помещениях.
В 1878 году в Ниццу переселились супруги Кочубей, князь Лев Викторович и княгиня Елизавета Васильевна, композитор-дилетант, сочинявшая популярные романсы (например, «Я очи знал» на стихи Тютчева). Именно Елизавета Васильевна купила в Ницце участок земли и затеяла строительство дворца. Вскоре она устала от этого начинания и в 1883 году продала недостроенное здание американскому промышленнику Джеймсу Томпсону. В 1925 году виллу купил город. Здесь разместился Дворец искусств, в котором был создан музей художника Жюля Шере. Постепенно собрание расширилось за счёт пожертвований многих коллекционеров, и у Ниццы появился Музей изящных искусств.
Его коллекция размещена на двух этажах. Входя, посетитель прежде всего пересекает бывший зимний сад, в котором сейчас находится патио, и попадает на выставку примитивной живописи Прованса XVI-XVIII веков. Здесь же – большой зал, посвящённый творчеству династии живописцев Ван Лоо. На первом этаже можно увидеть также работы Аньоло Бронзино, Яна Брейгеля Старшего, Авраама Блумарта, Жана Оноре Фрагонара. Великолепная монументальная лестница ведёт на второй этаж, где находится коллекция академической живописи и скульптуры XIX века, импрессионистов и постимпрессионистов. На этом этаже можно познакомиться с творчеством Клода Моне, Альфреда Сислея, Эжена Будена, Александра Кабанеля, Эдуарда Вюйара. Здесь же представлены скульптуры работы Жана-Батиста Карпо, Франсуа Рюда, Огюста Родена.
Построенный с размахом, элегантный дворец Кочубея с его высокими потолками и отличным освещением сам производит впечатление музейного экспоната. Его первые владельцы, князь и княгиня Кочубеи, покоятся на православном кладбище Кокад в Ницце. Проходя парадными залами, можно мысленно вызвать из вековой тьмы два этих образа. Чуть слышно прозвучат аккорды романса, прошелестит неведомая жизнь, в которой Ницца была чем-то вроде дачи для блестящих и уверенных в себе петербуржцев, – и снова вокруг только молчаливые картины и скульптуры.