Здание Двенадцати коллегий – одно из первых в Санкт-Петербурге. Его начали возводить в практичном и экономном стиле «петровское барокко» по указанию Петра I для размещения учрежденных им коллегий, Сената и Синода. Новые органы власти в нем не прижились, а планам царя по переносу центра города на продуваемый ветрами и особенно подверженный наводнениям Васильевский остров не суждено было сбыться. Зато здание вот уже два века служит благородному делу – в нем находится Петербургский университет.
Образец архитектуры петровского времени
Васильевский остров с его стрелкой, рассекающей пополам мощную Неву, более всего напоминал Петру I низменную, расчерченную каналами, Голландию, по образу и подобию которой он застраивал Санкт-Петербург. Поэтому он решил перенести на него порт и административный центр новой столицы. Здесь должны были заседать государственные учреждения – Сенат, Синод и коллегии. Осталось только построить для них здание, соответствующее новому статусу России.
Факт! Царь-реформатор заменил приказы коллегиями. Среди них были «коллегия иностранных дел», «военная коллегия», «адмиралтейская коллегия», «юстиц-коллегия», «мануфактур-коллегия», «коммерц-коллегия», «берг-коллегия», «камер-коллегия», «ревизион-коллегия», «Штатс-контор-коллегия» и т.д. Вместо Боярской думы он учредил Сенат, а Синод стал главным церковным органом России взамен упраздненного им Патриаршества. Эту систему государственной власти он позаимствовал у своих противников – шведов.
Все коллегии решили разместить за одним фасадом: лишних денег у казны не было — грандиозная стройка новой столицы поглотила все ресурсы. Кроме того, их расположение в одном здании было символично – подчеркивало, что они сообща работают во благо России. За дело взялся любимый архитектор царя Доменико Трезини. Вдохновением для него послужили Биржа в Копенгагене (где архитектор жил до Санкт-Петербурга) и корпуса приказов в Москве, выстроившиеся вплотную друг к другу и объединенные в одно строение.
По замыслу Трезини все островное пространство подлежало разделить на кварталы с каналами вместо улиц и тремя площадями. Одной из них, Коллежской, развернутой к Петропавловской крепости, и предназначалась роль главной административной площади города. Здание Двенадцати коллегий протянулось на 400 метров вдоль нее, перпендикулярно Неве.
Существует историческая байка, объясняющая такое странное его местоположение. Якобы во время своего отсутствия царь поручил стройку своему фавориту Александру Меншикову, первому губернатору Санкт-Петербурга. Оставшаяся часть берега предназначалась для его дворца. Прикинув, светлейший князь решил сэкономить пространство, расположив здание Двенадцати коллегий не вдоль, как хотел Петр, а торцом к Неве. Обнаружив самоуправство приближенного, царь пришел в негодование, но уже ничего нельзя было изменить. Пройдоха Меншиков отделался ударами дубинкой около каждой из 12 коллегий. Но это всего лишь забавная выдумка – к моменту постройки здания Двенадцати коллегий дворец Меншикова уже прочно занял свое место на набережной Невы.
Вдоль одной стороны сооружения по плану Трезини раскинулась просторная площадь, вдоль другой шел канал. Его даже частично прорыли, но вскоре засыпали. Чтобы отдельно расположить коллегии, здание планировалось визуально поделить на 12 одинаковых частей. Каждую часть закрывала своя крыша – высокая «с переломом».
Любопытно! Сам Доменико Трезини жил недалеко, на будущей Университетской набережной.
Настоящий долгострой
Начавшееся в 1722-м строительство затянулось на 20 лет и закончилось намного позже смерти Петра. Царь успел принять в нем непосредственное участие, внося коррективы в ход работ. Дело продвигались настолько медленно, что спустя 2 года после начала стройки он объявил первый в России конкурс — на проект оформления фасадов здания для коллегий. Кроме Трезини, свои проекты прислали Растрелли и еще несколько зодчих. В итоге решили первый этаж здания строить по плану Трезини, а второй и третий – по переработанному проекту архитектора Швертфегера.
К 1727-му добрались, наконец, до крыши. Через 5 лет коллегии стали переезжать в выстроенные корпуса. Еще 10 лет ушло на окончательную отделку помещений. Каждую коллегию обеспечили отдельным входом и залом для заседаний.
Трезини, проектируя здание, видимо, мечтал о родной Италии – он построил со стороны Коллежской площади открытую галерею в два этажа, предназначенную для торговых лавок. Впрочем, она впоследствии очень пригодилась – спустя сто лет ее 2 этаж переделали в легендарный 400-меровый коридор Петербургского университета. Архитектор не учел особенности местного климата, проектируя крыши: на них скапливалась вода и просачивалась внутрь помещений. После того, как он умер, так и не добравшись до родины, здание Двенадцати коллегий достраивали его ученик Михаил Земцов и племянник Джузеппе Трезини. Они переделали кровлю, на 2-м этаже здания поместили балконы и пристроили дополнительную галерею.
За 300 лет здание Двенадцати коллегий неоднократно перестаивали. От того времени уцелел только Петровский (тогда Сенатский) зал. В 1960-е при очередном ремонте обнаружилась первоначальная роспись плафона авторства Матвеева и Мусикийского. Сейчас в этом зале Петербургский университет проводит торжественные мероприятия.
Цвет здания тоже поменялся: первоначально оно было желтым с белыми украшениями. Сейчас – ближе к красному.
Чиновники не прижились…
Когда, наконец, здание было готово, императрица Елизавета Петровна в приказном порядке отправила в него Сенат, Синод и Иностранную коллегию. Однако чиновникам на Васильевском острове не понравилось: сыро, ветрено и регулярно затапливает. Постоянных мостов через Неву еще не построили, наплавные переплавы были ненадежны, и чиновникам иногда приходилось добираться до работы на лодках. Они неоднократно жаловались на тяжелые условия труда. К тому времени центр города окончательно переместился к Адмиралтейству на другой берег Невы, и в 1763 году Сенат, а потом и Синод перебрались туда же, на нынешнюю Сенатскую площадь. Здание покинули и коллегии, преобразованные в министерства.
Любопытно! В 1824-м случилось такое мощное наводнение, что затопило архив Приказа тайных дел в подвалах здания Двенадцати коллегий. Когда через 9 лет чиновники в них спустились, оказалось, что большинство дел испорчено.
Памятник всем эпохам
В начале XIX века власти передали здание Петербургскому университету. Аполлон Щедрин закончил формирование внешнего облика здания: устроил в центре его парадную лестницу и белоколонный актовый зал, а открытую галерею застеклил и на 2-м этаже построил коридор, объединивший все факультеты. По этому коридору впоследствии ходили Менделеев, Сеченов, Попов, Чернышевский, Тургенев, Некрасов, Семенов-Тян-Шанский, Блок, Павлов, Вернадский, Тимирязев, Миклухо-Маклай и… главный герой замечательного фильма Данелии «Осенний марафон», ставшего символом поколения.
В прошлые века в гигантском коридоре кипела университетская жизнь. В нем стояли печи и полки с книгами, висели объявления и устраивались сходки, праздновались дни рождения, завязывались романы, происходили стычки студентов с начальством и полицией. С первой половины прошлого века все его стены занимают портреты великих деятелей, прославившихся в научной среде. Даже не стоит начинать их перечислять – коридор очень длинный. Причем лица из галереи имели свойство внезапно пропадать и появляться при смене исторических эпох.
С 1866 года в Университете не только работал, но и жил Дмитрий Менделеев. Здесь он открыл периодический закон химических элементов и сообщил о своем открытии. Однако после почти 30 лет плодотворной работы он ушел из университета из-за конфликта с министром народного просвещения, который не принял петицию студентов с требованием свободы слова и печати. Не смог обмануть доверие учеников! Служебная квартира Менделеева в нижнем этаже здания с начала прошлого века стала музеем. На здании висит памятная табличка знаменитому химику, а рядом проходит Менделеевская улица.
До начала XX века перед зданием Двенадцати коллегий простиралась большая площадь, пока на ней по проекту Бенуа не построили повивальный институт (институт акушерства и гинекологии им. Отто).
Сейчас здание Двенадцати коллегий представляет из себя старейшую и самую знаменитую часть Государственного Петербургского университета. С 2007-го его вход украшает памятник всем студентам и выпускникам университета — «Универсантам». А во внутреннем дворе находится еще множество необычных скульптур: «Площадь Лабиринта» «Вавилонская башня техногенной эпохи», «Подпоручик Киже», «Единорог», «Нос майора Ковалёва»…
Любопытно! В здании имеются свои призраки. В библиотеке ровно в полночь, накануне зимней сессии, возникает фигура студента, который судорожно роется в книгах, а по знаменитому коридору по ночам неприкаянно скитается девушка без головы, жертва несчастной любви и ревности мужа-профессора.
Набережная у здания Двенадцати коллегий – отличное место для прогулки. Попасть внутрь помещения, где действует пропускной режим, тоже можно, причем совершенно бесплатно — благодаря замечательному проекту «Открытый город». Правда, он не работает до весны. Так что ждите сезона, чтобы прогуляться по самому длинному коридору города в здании Двенадцати коллегий!