Затундренные крестьяне — это не просто географическое название жителей, живущих далеко на севере, это ещё и отдельный русский этнос. На Таймыр в поисках лучшей доли они стали перебираться с 16 века. В основном, это были переселенцы из Восточного Поморья. Крестьянами их прозвали путешественники за сельский уклад жизни, хотя никаким земледелием они не занимались. Поморы добывали себе пропитание скотоводством, рыбалкой, могли перевозить необходимые вещи и выполняли роль почтовой службы. Их самоназвание произошло от слова “Затундра”. Так обозначали полосу лесотундры на плато Путорана, сменяющую Западно- Сибирскую равнину.
Одним из главных в списке занятий затундренных крестьян была добыча пушнины путём обхода пастников – территорий, на которых располагались ловушки определённой формы, внешне напоминающие зубастую пасть. Они так и назывались – пасти. Ловушки находились друг от друга на довольно приличном расстоянии, иногда их количество доходило до 200. На то, чтобы собрать «улов», порой приходилось тратить целый день, а то и два. Поэтому в наиболее отдалённых местах затундренные крестьяне стали строить зимовки или отъезжие избы. Это были небольшие постройки, внутри которых находились печи и высокие нары (как известно, тепло от печи идёт наверх) — всё строго, аскетично, но зато практично. Такие домики старались ставить через каждые 15-20 километров. Со временем возле них останавливались на зимовку и кочевые народы севера. Во-первых, тут всегда можно было узнать последние новости, а во-вторых, обменять товар.
К началу 20 столетия Таймыр стал быстро развиваться. Тут даже действовали фактории с хлебозапасными магазинами-государственными складами зерна на случай бедствий или жестокого неурожая. В торговых лавках люди приобретали жизненно важные для Севера товары: спички, керосин, муку, порох, патроны, соль и многое другое. Бывало и такое, что всё это менялось на шкуры диких животных. После Октябрьской революции снабжение закончилось. Хотя первые месяцы после революции на Таймыр ещё возили товары, но это делалось скорее по привычке.
Сегодня затундренных крестьян осталось крайне мало. По переписи населения от 2002 года таковыми себя назвали лишь 8 человек, остальные причисляют себя просто к русским.