Храм был построен из кирпича в 1577 году князем Иваном Глебовичем как кальвинский собор на территории заславского замка. Сам замок и замковые укрепления ХVI — ХVII вв., которые сохранились, хоть и поросли бурьяном, возводились по образцу итальянской фортификационной системы. В кальвинском соборе читал свои проповеди сам Сымон Будный (роль Сымона Будного в белорусском протестантском движении можно сравнить с ролью Жана Кальвина для Европы). Затем кальвинский собор стал костелом Михаила Архангела. Это случилось во второй половине XVII века при новых хозяевах Казимире Яне и Кристине Барбаре (из рода Глебовичей) Сапегах. Тогда же достроили 37-метровую башню-звонницу. Архитектурное решение башни со многими элементами оборонного строительства свидетельствует об опасности постоянной военной угрозы, в которой жила Беларусь тех времен. Храм получил облик оборонительно-культовой архитектуры эпохи ренессанса. В 1676 году Казимир и его жена Кристина Барбара пригласили в Заславль монашеский орден доминиканцев. «Псы божьи» (так с латыни переводится название ордена) в стенах дворца, который находился рядом с костелом, и фундамент которого археологам удалось обнаружить, основали монастырь доминиканцев, освященный в 1678 году виленским бискупом и существовавший до 1832 года. Усадьба же владельцев города была перенесена за пределы тогдашнего поселения (сейчас место за вокзалом, рядом с ул. Советской). В 1772 году был построен двухэтажный деревянный жилой монастырский корпус. При монастыре существовала библиотека, насчитывавшая в 1818 году 422 тома. После ликвидации монастыря костел некоторое время был приходским.
В 1840 году костел был отдан православным и освящен как Спасо-Преображенская церковь. В тот же год храм реставрировался. За счет казны, пожертвовавшей 6000 рублей, в 1864-1865 годах возвели новый купол, заменили пол, крышу покрыли жестью. Во время сталинских репрессий и гонений на церковь в 1937 году по ложному обвинению был арестован настоятель Спасо-Преображенской церкви протоиерей Порфирий Рубанович. Его заключили в концлагере на 10 лет. В 1943 году он погиб (Порфирия Рубановича в 1999 г. причислили к лику святых местночтимых новомучеников Белорусской Православной Церкви). Церковь частично разрушили во время Великой Отечественной войны.
2 августа 1990 года Совет по делам религий принял решение зарегистрировать общину в г. Заславле и передать ей здание Спасо-Преображенской церкви. В конце ноября 1990 года состоялось приходское собрание. 29 декабря 1990 года митрополит Минский и Гродненский Филарет (Вахромеев) освятил Спасо-Преображенскую церковь. С этого времени храм начал понемногу возрождаться. В скором времени приобрели набор колоколов на звонницу (восемь штук), три паникадила, поставили новый иконостас. В ночь с 19 на 20 октября 1996 года сатанисты подожгли церковь Преображения Господня. В результате пожара полностью выгорела колокольня, крыша, часть хора, пострадали иконостас, престол, разбились колокола, осыпалась штукатурка, уничтожены витражи окон. Удалось спасти богослужебную утварь: антиминс, евхаристический набор, напрестольное евангелие, семисвечник, кресты, практически все облачения и богослужебные книги. Сильно пострадали иконы на иконостасе и в храме. На стенах церкви остались антихристианские надписи и кощунственные рисунки.
24 октября 1996 года митрополит Филарет (Вахромеев) обратился к Президенту Республики Беларусь Лукашенко А.Г. с просьбой о помощи в восстановлении сгоревшей Спасо-Преображенской церкви. Зиму храм простоял без крыши со сводами, но, не смотря на это, уже через неделю после пожара в нем возобновились богослужения. Полная реставрация завершилась лишь летом 2000 года приуроченная ко дню Белорусской письменности, проходившем в Заславле. Силами прихожан, настоятеля отца Николая Мозгова и жертвователей храм практически полностью оправился от пожара. За это время в приходе открылась Воскресная школа, куплены новые колокола (12 штук), написано множество икон, над алтарем воздвигнут крест. Спасо-Преображенская церковь является памятником архитектуры оборонного типа эпохи ренессанс.
Местечко Изяславль (Заславль) расположено в Минском уезде, при реках Свислочи и Чернице. От губернского города оно отстоит в 23 верстах.
Местечко имеет историческое значение. Это тот Изяславль, бывший прежде город, куда в XI ст. великим князем Владимиром заточена была супруга его Рогнеда Полоцкая, названная во св. крещении Анастасиею и сын ее Изяслав, от которого и самая местность получила название.
Вокруг местечка находится много курганов, указывающих на бывшие здесь в отдаленные времена побоища; сохранились два крепостных вала, один при нынешней Преображенской церкви, а другой в расстоянии 2 верст от местечка; сохраняется также древнее кладбище под названием монастырища. По преданию, здесь с древних времен был женский монастырь, основанный тою же Рогнедою или Анастасиею. Когда оный упразднен – неизвестно, но существование его подтверждается сохранившимися в предании народа названиями: монастырище (кладбище), черница (река).
Существует предание, что в Изяславле в древности было несколько православных церквей от коих, впрочем, развалин или других памятников не уцелело, за исключением современной им нынешней приходской Преображенской церкви, расположенной в центре крепостных Изяславских валов, постройкою относимой к началу основания Изяслава. В позднейшее время, до 1861 г., была одна в Изяславле православная церковь и один римско-католический костел, преобразованный в том году также в православную церковь.
Настоящая Преображенская церковь зданием каменная, имеет форму продолговатого прямоугольника с одним глухим куполом и фронтонною колоколенною башнею. Церковь была два раза капитально ремонтирована: один раз около 1840 г., а другой раз в 1865 г., на что отпущено было из казны свыше 6 000 руб.
Крыша крыта железом и по своему состоянию церковь совершенно прочна. Внутреннее пространство заключает в себе около 35 кв. саж., совершенно открыто, без столбов, хотя потолок устроен сводами. Окна устроены в один ряд и не снабжены железными решетками; пол в самой церкви кирпичный, а в алтарной части деревянный; печей нет. Клиросы на солее.
Иконостас состоит из одиннадцати икон, расположенных в два яруса; карнизы, рамы и резьба на нем на половину золоченные, а на половину покрашены желтою краскою; гладкие места иконостаса покрашены в синий цвет. На стенах церковных в разных местах имеется еще шесть икон. Под церковью есть погреба, но гробниц в них не видно.
В 1861 г. от щедрот государыни императрицы Марии Александровны пожертвованы в сию церковь полный серебряный прибор литургийных сосудов, два серебряных креста и Евангелие, по малиновому бархату обложенное серебряными чеканными образками и украшениями. Кроме сего, есть еще один серебряный крест с надписью, из которой видно, что он пожертвован в 1663 г. Яном Драбовичем. Из остальных утварных вещей не достает водосвятного сосуда, купели для крещения младенцев и приличных лампад и подсвечников.
Ризница находится в очень скудном состоянии, так как нет ни одного совершенно благовидного облачения, за исключением шелкового, впрочем, довольно уже истертого, пожертвованного в церковь также государынею императрицею. Из богослужебных книг не достает месячной минеи; впрочем, и имеющиеся книги настолько ветхи, что требуют замены новыми.
В архиве никаких письменных памятников не сохранилось; метрические книги, и то с пропусками некоторых годов, имеются с 1835 г.
Ограда кругом церкви заменяется высоким крепостным валом. В колокольне, устроенной во фронтонном куполе церкви, имеется три колокола, каждый приблизительно в полтора пуда весом. Приписных церквей в приходе нет, а кладбищ существуете два.
В состав прихода входят 26 селений и часть самого местечка Изяславля; самый отдаленный пункт прихода отстоит в 12 верстах. Прихожан считается: муж. пола 1090, а жен. 1139 душ. Все прихожане крестьянского сословия и занимаются исключительно земледелием. Вследствие влияния бывшего в Изяславле католического костела в прихожанах, особенно вновь присоединившихся, не изгладились еще следы католичества.
Причт по штату 1876 г. положен одноклирный, состоящий из настоятеля и псаломщика. Настоятелем в настоящее время состоит священник Григорий Рункевич, рукоположен во священника в 1861 г., при настоящем месте состоит с 1876 г. И. д. псаломщика Михаил Киркевич в должности с 1860 г.
Оброчных статей, приносящих доход церкви, не имеется, а церковный доход в течение года простирается до 90 руб. Причт, кроме штатного жалованья и 17 руб. 32 коп., получаемых за отошедшее в казну имения, пользуется церковным помещением и земельным участком, состоящим из 20 десятин пахотной, 12 сенокосной и 7 неудобной, расположенных в трех отдельных участках.
Усадьба причта находится в 150 саж. от церкви. Из строений для священника имеются: дом, амбар, варивня, хлебный и скотский сараи; а у причетника: дом, амбар и скотский сарай. Все постройки возведены вновь, но сделаны не по руководству общего плана для причтовых построек и потому во многом неудобны.
При церкви существует церковно-приходское попечительство и штатное народное училище, но оно при значительной численности обоих Изяславских приходов и разбросанности оных не удовлетворяет вполне потребности, а потому грамотность среди прихожан незначительна. Богадельни в приходе нет.
Существовавшая ранее церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Изяславле.
Рождество-Богородичная церковь расположена на возвышенной местности, в восточной стороне местечка. До 1868 г. это был римско-католический костел, построение которого относится к 1627 г.
При переделке в 1868 г. сего здания в православную церковь на иконостас и другие приспособления отпущено было из казны до 2 000 руб., а в настоящее время производится капитальная перестройка всего здания с наружной стороны на отпущенную также из казны сумму в количестве до 7 000 руб.
Обширная по внешности каменная церковь, под которою на всем пространстве устроены обширные погреба, представляет в основании и стенах форму продолговатого креста. Окна расположены в два яруса, хотя нижние большею частью глухие; на верху устроено четыре глухих купола, из коих средний – значительных размеров; обшивка куполов и крыша на всем здании сделаны из листового железа. Вообще, относительно крепости церковь находится в отличном состоянии.
Внутреннее крестообразное пространство заключает в себе площадь до 35 кв. саж. Такая сравнительно с наружными размерами церкви маловместимость оной происходит от чрезмерной толщины стен и от занятия значительного внутреннего пространства двумя столбами, поддерживающими арки сводов. Пол в самой церкви кирпичный, а в алтаре деревянный; к отоплению церковь не приспособлена. Клиросы устроены на солее.
Иконостас нового устройства, состоит из 12 икон, расположенных в четыре яруса; карнизы, рамы и резьба на нем золоченные, a гладкие места покрашены в голубой цвет. Кроме сего, имеется местно-чтимая икона Рождества Пресвятой Богородицы древней византийской живописи, оставшаяся в церкви после упразднения костела. Особенных сказаний о сей иконе нет, но ее следует признать сохранившеюся от древних времен процветания православия в Изяславе.
Все необходимые утварные принадлежности имеются в достаточном количестве, но все oни малоценны, за исключением одного полного серебряного прибора литургийных сосудов; не достает только приличных подсвечников. Священнических облачений из апликовой парчи имеется восемь приборов, но из них четыре совершенно ветхие, а остальные четыре менее или более истерты. Евангелие имеется одно, в лист, обложенное малиновым бархатом с бронзовыми чеканными украшениями; другие богослужебные книги также имеются в полном составе.
Архив церковный образован с 1868 г., а потому кроме метрических книг и других приходских документов с сего времени, никаких древних актов в нем нет.
Ограда вокруг церкви не устроена. Колокольня приспособлена во фронтонной возвышенной части церкви, в ней находится три колокола: в 4, 2 пуда и 20 фунтов. В приходе существуют три кладбища, из коих на двух устроены кладбищенские церкви.
В состав прихода входят 20 селений и часть самого местечка Изяславля; самая отдаленная деревня отстоит в 12 верстах. Прихожан числится: муж. пола 996, а жен. 1004 души, все они крестьянского сословия и занимаются исключительно земледелием. В религиозно-нравственном состоянии прихожан замечается еще отпечаток влияния римско-католичества.
Причт при церкви состоит из настоятеля и псаломщика. Особенных статей, приносящих доход церкви, не имеется, а собственно доход по церкви простирается в течение года до 100 руб. Причт, кроме штатного жалованья, пользуется церковным помещением и земельным участком, состоящим из 3 десятин усадебной земли, 20 пахотной и 10 сенокосной, при 10 десятинах леса. Вся земля расположена в одном обрубе, и хотя плана и межевой книги на землю нет, но владение ею ведется бесспорное.
Постройки для помещения причта состоят: из дома, варивни, гумна и сараев для священника и одного дома для причетника. Все постройки, за исключением священнического дома, приведенного менее или более в порядок, требуют полной перестройки или замены новыми. Окончательного акта об исправлении сих построек и передаче оных в духовное ведомство не состоялось.
При церкви существует церковно-приходское попечительство и народное училище, о котором сказано при описании Преображенской Изяславской церкви. Богадельни при церкви нет.
«Описание церквей и приходов Минской епархии». Составлено по официально затребованным от причтов сведениям. Часть I, Минский уезд. Типо-Литография Б. И. Соломонова, Минск, 1878 г.