Заречье (Маркуша, Подмонастырское). Агапитов Маркушевский Никольский монастырь.

Агапитов Маркушевский Николаевский мужской монастырь. Агапитова мужская пустынь.
Описание Зверинского В.В.: «Николаевский-Маркушевский-Агапитов или Муркушевский, мужской, ныне Подмонастырская слобода Вологодской губернии Тотемского уезда, в 115 верстах к северо-востоку от Тотьмы, при впадении речки Маркушевки в речку Тарногу с левой стороны. Основан в 1576 году преподобным иноком Агапитом по чудному явлению ему во время болезни иконы святителя Николая, называемой Великорецкою. Преподобный был убит в 1584 году крестьянами, бросившими тело его в Уфтюгу; но потом братия монастыря разыскала его и положила здесь; память его чтится 21 мая, в день убиения. В церкви сохранилась копия с иконы святителя Николая Великорецкого, принесённой преподобным Агапитом. Упразднён в 1764 году».
Агапитова пустыня основана в 1576 году в Кокшенгской четверти Важского уезда на левом берегу Маркуши при её впадении в реку Тарнога. Ныне — деревня Заречье Маркушевского поселения Тарногского района Вологодской области. В 1576 году инок Сольвычегодского Борисоглебского монастыря Агапит после исцеления от тяжелой болезни пришел на реку Маркуша, чтобы основать там обитель. С ним был список с явленной ему во время болезни и спасшей его Великорецкой иконы Николая Чудотворца, который и указал чудесным образом место будущего монастыря. Старец Агапит построил келью и часовню для иконы.
В 1578 году Агапит и присоединившиеся к нему иноки срубили две церкви и перенесли Великорецкую икону святителя Николая Мирликийского из часовни в холодную однопрестольную Николаевскую церковь. Придел теплой Благовещенской церкви посвятили праведному Прокопию Устюжскому Христа ради юродивому. В этом же году от царя Иоанна Грозного получено разрешение на владение необжитыми землями вблизи пустыни и на строительство мельницы в 40 верстах западнее обители на реке Лохта в густонаселенном месте. Благосостояние пустыни быстро крепло. Местные жители завидовали хозяйской хватке строителя Агапита и боялись, что монастырь заберёт все их земли. 21 мая 1584 года, во время поездки на мельницу в Лохту, Агапит Маркушевский был убит крестьянами деревни Каликино и тело его сброшено в реку Уфтюга. Убийцы были найдены и казнены. Похоронили старца Агапита между церквями в его пустыни, поставили над могилой часовню. Преподобномученик Агапит Маркушевский — местночтимый святой, празднуется соборная память.
В 1587 году строитель Иерон с братией получили грамоту об отводе земель для Агапитовой пустыни. Теперь монастырских владений прибавилось.С запада земли Агапитовой пустыни ограничивала речка Коржа, Коржа впадала в Тарногу, далее западная граница проходила в низовьях Лондушки. На севере земли простирались до Семчужного озера в диком лесу. На востоке граница земель Агапитовой пустыни отмечена верховьями речек Семчуга, Лондушка и далее шла по Токушке до реки Тарнога. Река Тарнога ограничивала земли пустыни с юга и доходила до верховья Коржи.
В 1599 году строитель Боголеп и братия получили жалованную грамоту на деревни Федоровскую и Исаковскую в Ромашевской волости и Тимошинскую в Заборской волости. В этом же году построена новая Николаевская церковь вместо первой, обветшавшей. В 1615 году пустыня разорена поляко-литовцами. К 1620 году монастырь восстановился. На территории стояли 2 церкви: теплая Благовещенская с приделом праведного Прокопия Устюжского и холодная Николаевская. В 12 кельях жили 15 старцев, кроме этого имелась гостиная келья. На Лохте и Тарноге находились мельницы. На вновь освоенных монастырских землях возникли починки: Нестеровский, Андреевский, Баклановский, Слободка — на реке Тарнога; на берегу Лондушки – левом притоке Тарноги располагались починки Милогорский, Криулинский, Кузнецовский, Черепановский, Черняковский. В 1687 году был пожар в монастыре, сгорели 6 келий, церкви не пострадали. В 16-17 веках Агапитовой пустыней управляли строители.
В 18 веке, начиная с Ионы Угрюмова, обителью управляют игумены. Иона Угрюмов был настоятелем Маркушевского монастыря с 1708 по 1720 год. При нем в 1717 году построена новая Благовещенская церковь. В 1754 году убит крестьянами игумен Кесарий, управлявший Маркушевской обителью с 1751 года. При его настоятельстве в 1752 году был большой пожар в монастыре: Николаевская и Благовещенские монастырские церкви сгорели до основания. В 1754 году построена теплая Благовещенская церковь с трапезной, через 4 года построена холодная Николаевская церковь с приделом праведного Прокопия Устюжского. К монастырю в 18 веке были приписаны три пустыни: Дружинина Зосимо-Савватиевская, Печенгская Спасская и Бабозерская Николаевская. К середине 18 века за Маркушевским монастырем числилось 290 душ крестьян. Перед упразднением монастыря на его территории стояли две деревянные церкви и колокольня 1758 года постройки в отдельном здании; монастырь окружала высокая ограда с двумя воротами.
В 1764 году Агапитов Маркушевский Николаевский монастырь вместе с приписными пустынями упразднен. Маркушевский приходИз монастырских деревень образовался Маркушевский приход с Благовещенской церковью.Каменная одноэтажная с колокольней в одной связи церковь построена прихожанами в 1844 году на месте деревянной Благовещенской церкви. Престолы Благовещения Пресвятой Богородицы в теплом храме на южной стороне и престол праведных Прокопия и Иоанна Устюжских на северной стороне освящены в 1858 году. Престол святителя Николая Мирликийского в холодном храме освящен в 1874 году, мощи преподобномученика Агапита покоились под спудом у южной стены холодного храма каменной церкви. В этом же храме хранилась чудотворная явленная икона — копия с иконы святителя Николая Мирликийского «Великорецкая». Деревянная холодная Николаевская церковь разобрана в 1899 году.
На правом берегу Тарноги стояли деревянные часовни в деревнях Андреевская, Баклановская и Нестериха. Две часовни находились на кладбище: древняя, построенная преподобным Агапитом, и вторая, построенная прихожанами в 1864 году над мощами игумена Кесария. При церкви проводились торговые ярмарки: Никольская зимняя и Прокопиевская летняя.С 1891 года служил священник Макарьин Александр Асинкритович 1866 года рождения, выпускник ВДС 1889 года. Обязанности псаломщика выполнял Александр Михайлович Куваев 1890 года рождения. Приходские деревни относились к Бережнослободской волости Тотемского уезда и располагались по берегам Тарноги. В 1916 году в приходе православных – 1631, в том числе из духовного сословия – 19, мещан – 2 и крестьян — 1610 человек.
Часть бывших деревень Маркушевского монастыря после его упразднения составили Лондужский приход с Ильинской церковью. Перед революцией 1917 года в селе Лондужка стояла каменная церковь с колокольней в одной связи. Теплый храм каменной церкви построен в 1857 году, престолы освящены в 1862 году: слева — великомученика Георгия Победоносца, справа — иконы Божией Матери « Знамение». Холодный Ильинский храм построен в 1869 году, престол освящен в 1875 году. В деревне Черняково на левом берегу Лондушки имелась деревянная часовня. Деревни Лондужского прихода также относились к Бережнослободской волости Тотемского уезда и располагались по берегам Лондужки (Лондушки).
С 1882 года служил священник Владимир Павлович Правдин 1855 года рождения, выпускник ВДС 1879 года. Помогал священнику псаломщик Василий Иоаннович Макарьин 1873 года рождения. В Лондужском приходе в 1916 году проживали 1473 православных, в том числе 17 человек из духовного сословия и 1456 крестьян.
В советское время церкви закрыты. В настоящее время Маркушевская и Лондужская церкви и часовни не существуют.
Македонская Н.М. Агапитов Маркушевский Николаевский мужской монастырь, http://parishes.mrezha.ru/library.php?id=356

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?