Заречье. Церковь Казанской иконы Божией Матери.

В 1881 году Владимирской Духовной консисторией дано разрешение на постройку церкви под надзором епархиального архитектора Н.А. Артлебена, и в 1887 году тщанием прихожан построена ныне существующая каменная церковь Казанской иконы Божией Матери и открыт отдельный приход. Престолов в церкви три: главный — в честь Казанской иконы Божией Матери, в приделах — Святителя Алексия митрополита Московского и преподобного Сергия, игумена Радонежского. В советское время закрыта и разорена. В 1990-е годы возвращена верующим и восстановлена.
Источник: О. Пэнэжко «Город Киржач, храмы Киржачского и Кольчугинского районов Владимирской области». 2008 г.

Село Заречье находится в 130 верстах от Владимира и в 43 верстах от Мурома. До постройки церкви здесь была деревня. В 1887 г. тщанием прихожан построена каменная церковь и открыт отдельный приход. Престолов в церкви три: главный престол в честь Казанской иконы Божией Матери, в приделах – в честь св. Алексия, митрополита Московского, и преп. Сергия Радонежского.
Утварью, ризницей, св. иконами и богослужебными книгами церковь снабжена достаточно. Церковные документы хранятся в целости: копии с метрических книг с 1887 г., исповедные росписи с того же времени. Причта при церкви по штату положено: священник и псаломщик. На содержание их получается: от служб и требоисправлений и от хлебного сбора около 1000 руб. в год. Дома у членов причта церковно-приходские. Приход состоит из села Заречья и деревни Ратькова, в коих по клировым ведомостям числится 820 душ муж. пола и 927 жен. В приходе имеется две земских народных школы.
В.Г. Добронравов «Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии», выпуск 4. Губ. гор. Владимир, Типо-Литография В.А. Паркова, 1897 г.

В сосновом бору на берегу реки Шерны красуется великолепный храм села Заречье. Здесь Шерна играет роль границы между областями: Новосергиевское — в Ногинском округе Московской области, Заречье — в Киржачском районе Владимирской. В чём была необходимость в строительстве храма в соседней деревне, всего в паре верстах от Новосергиево? До постройки церкви здесь была деревня Заречье, принадлежавшая приходу погоста Новосергиевского. Другая деревня Ратьково, принадлежала сельскому приходу в Филипповском, находившейся в 10 верстах. Жители той и другой деревни чувствовали крайне затруднительное положение из-за отсутствия храма. Дело в том, что Заречье от Новосергиевского погоста (бывш. название села Новосергиево) разделяла река Шерна, которая в разлив воды, заливая луг вплоть от одного селения до другого, тем самым лишая жителей Заречья возможности иметь сообщение с храмом в это время года. Единственным способом сообщения с церковью был переезд на лодках, что не всегда, особенно в непогоду, был возможен. Даже в Пасхальную неделю немногие из обывателей деревни Заречье могли бывать на службах в Новосергиевском храме. Всё это с грустью отражалось в сердцах религиозных зареченцев… Мысль об устроении своего храма в Заречье давно зародилась в умах жителей деревни, но до 1881 года оставалось только мыслью.
В один из дней Пасхальной недели, Светлой Седмицы, почётные обыватели деревни Заречье: два брата Думновы, Соловьёв, Барашков, Ямухин и другие зареченцы сидели на берегу реки, и с завистью взирали на далёкий белый храм преподобного Сергия Радонежского, куда из-за большой воды они не могли добраться. «Давайте же строить свой храм», — предложил один из них. Быть может, что и на сей раз, эта мысль осталась бы мыслью, если бы не благочестивое усердие набожной благотворительницы, почтенной девицы из деревни Заречье Анисии Васильевны Куплевой. Услышав столь любезное сердцу её, предложение о постройке храма, она тотчас же пошла к себе домой и вынесла оттуда три тысячи рублей серебром, сказав собравшимся: «если желаете строить храм, то вот мой первый взнос». Такое усердие жертвовательницы подвигло и других земляков на богоугодное дело. В тот же вечер составили подписку доброхотных приношений на построение храма. Только в этот вечер было собрано 16 000 рублей серебром. Больше всех пожертвовали на постройку храма хлебосольные купцы, братья Егор, Иван и Иван Иванович Думновы, которые сами прежде всех вызвались принять на себя обязанность строителей зареченской церкви. Осталось приступить к исполнению заветного желания, к самой постройке храма. Но невольно возникал вопрос: кто будет хлопотать по сему делу перед епархиальным начальством, кто будет руководителем при строительстве? Зареченцы решили обратиться за советом и помощью в сем деле к известному радетелю храмов Божиих потомственному почётному гражданину города Киржача Александру Александровичу Соловьёву. Он с удовольствием принял участие в построении храма в деревне Заречье.
В 1881 году Владимирской Духовной консисторией дано разрешение на постройку церкви под надзором владимирского епархиального архитектора Н. А. Артлебена. В 1887 году тщанием прихожан была отстроена в камне долгожданная церковь. Обрадованные благополучным окончанием этого заветного желания зареченцы решились освятить этот храм в честь Казанской иконы Божией Матери и пригласить на освящение сия храма Архиепископа Владимирского и Суздальского Феогноста (Лебедева). Архипастырь со свйственной ему ревностью об удовлетворении религиозных нужд паствы изъявил согласие на сие прошение и днём освящения назначил 9 августа. Путь следования владыки избран был от Павловского Посада, куда он добрался по Московско-Нижегородскому тракту. Дальше его путь проходил по просёлочной дороге, на которой в каждом селении владыку все жители от мала до велика встречали торжественно, с хлебом-солью. Архипастырь, несмотря на проведённую бессонную ночь в вагоне поезда, выходил из кареты, благодушно беседовал с крестьянами и радостно преподавал всем и каждому просящему своё сиятельское благословение.
В Заречье Архиепископ прибыл 8 августа, в половине первого часа дня и при въезде в село встречен всеми обывателями во главе с попечителями храма, купцами: Барашковым, Соловьёвым и Ямухиным, которые поднесли владыке каравай с хлебом-солью. Преподав благословение всем желающим, что продолжалось около часа, владыка прибыл в приготовленное для него помещение в доме купцов Думновых, основных жетрвователей на храм. После кратковременного отдыха Его Высокопреосвященство посетил церковь Сергия Радонежского погоста Новосергиевского. По возвращении владыки в село Заречье там началось всенощное бдение в новоустроенном храме. Помогали владыки три протоиерея, два из Владимира и один из Киржача, и три священника. Пел хор Архирейских певчих в составе шестнадцати человек. Богослужение окончилось около десяти часов вечера. 9 августа с раннего утра стал собираться народ к новоустроенному храму, желая заблаговременно занять место в нём, но едва ли поместилась в помещение церкви и четвёртая часть всех собравшихся. Несмотря на холод и дождливую погоду, случившуюся в тот день, прихожан было так много, что не только церковь, но и довольно обширная площадь перед храмом сплошь была занята собравшимися богомольцами. В восемь часов тридцать минут утра высокопреосвященный Феогност прибыл в храм и тотчас же началось торжественное освящение, по совершении его — Божественная литургия, которая окончилась в 13:00, после которой владыка посетил квартиру местного священника. В два часа по полудню в доме попечителя Соловьёва предложена была почётным гостям праздничная трапеза. По окончании стола владыка Феогност посетил дом попечителя Барашкова и затем изволил отбыть обратно на станцию Павловский Посад. В тот же день отслужен был благодарственный Господу Богу молебен. Престолов в церкви три: главный — в честь Казанской иконы Божией Матери, в приделах: в честь святителя Алексия, митрополита Московского и прп. Сергия Радонежского. Причта по штату положено — священник и псаломщик. Приход состоял из села Заречье и деревни Ратьково, в коих по клировым ведомостям числилось 820 душ мужского пола и 927 женского. До 1929 года на престольный праздник совершались крестные ходы вокруг села с иконой Казанской Божией Матери.
К 1930-м годам над храмом стали сгущаться тучи. 18 февраля 1930 года в деревне Ратьково собралось около 60 женщин, которые направились в село Заречье, в Сельсовет, с требованием не закрывать церковь и не трогать батюшку, отца Аристоклия (Ключарёва). Но уже 23 февраля 1930 года на общем собрании граждан, в присутствии 215 человек, был поднят вопрос о вредном поведении иеромонаха Ключарёва. После многочисленных выступлений сельчан комиссия постановила Ключарёва из села Заречья выслать. Вскоре после этих событий отец Аристоклий был арестован в связи с антисоветской деятельностью и 11 мая 1930 года был обвинён решением Тройки при ПП ОГПУ по Ивановской области по статьям 58/8 и 58/10 УК РСФСР и приговорён к высылке в Северный край сроком на 5 лет. Дальнейшая судьба иеромонаха Аристоклия не известна. Храм после этого был разграблен, осквернён и закрыт. Долгое время в здании бывшей церкви находился хозяйственный склад, позже храмовое здание было заброшено. В 1990-е годы церковь была возвращена верующим и восстановлена.
Местная Религиозная Организация Православный Приход Свято-Казанского храма села Заречье Киржачского района Владимирской области Александровской Епархии РПЦ действует с 23 сентября 1999 года.
Из книги: Добронравов Василий Гаврилович. «Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии: (вып 4): Меленковский, Муромский, Покровский и Судогодский уезды. — 1897 и с сайта: www.lubovbezusl.ru/Статьи/Село Заречье Киржачского района

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?