Иоанно-Предтеченский собор — памятник архитектуры XIX в. Первый храм в честь Усекновения Главы Иоанна Предтечи сооружен в XIII в. на могиле зарайского князя Феодора, его супруги Евпраксии и сына их Ивана. В середине XVI в. при царе Иване Грозном возвели новый Иоанно-Предтеченский храм, «что под колоколами», который находился несколько восточнее нынешнего храма. В 1740-х гг. ветхую церковь разобрали, и воздвигли новый храм, сень-шатер над погребением князей оказались вне храма.
Существующий Иоанно-Предтеченский собор выстроен из кирпича на территории Зарайского кремля в 1901-1904 гг. по проекту К. М. Быковского на средства братьев Бахрушиных, на месте разобранной ампирной церкви 1819-1821 гг. Ряд архитектурных приемов и силуэт собора близки московской церкви Троицы на Грязах, видимо, послужившей образцом. Четырехстолпный трехапсидный храм в нарядной, торжественной архитектуре которого сочетаются приемы классицизма с ренессансными мотивами убранства. Массивный световой барабан, значительно сдвинутый к востоку, покоится на квадратном постаменте с балюстрадой. Внутри собор был богато украшен и имел два придела: во имя свв. апп. Петра и Павла и равноап. кн. Владимира. Иконостас, клиросы и киоты, исполненные мастером И. М. Фроловым, на основе рисунков арх. С. У. Соловьева «в древнем стиле», до настоящего времени не сохранились. В советские годы в храме располагался кинотеатр. Колокольню взорвали, гробницу зарайских князей уничтожили.
В 1992 г. храм передали верующим. В 1994 г. возведена деревянная колокольня с десятью колоколами. В 1997 г. изготовлен точный список чудотворной иконы Николы Заразского. В августе 2002 г. освящен восстановленный памятник-надгробие князьям Феодору, Евпраксии и Иоанну.
http://www.vidania.ru/temple/temple_mosobl/zaraiskii_raion_zaraiskii_kreml.html
Не в дальнем расстоянии от собора Никольского находится другой соборный храм Предтечинский, именуемый в летописных памятниках церковью Иоанна Предтечи, «что под колоколами», основанный первоначально на гробах князя Федора, княгини Евпраксии и сына их Иоанна, почивших в XIII ст.
В 1425 г. он значится уже каменным. От времени пришедший в ветхость собор этот в 40-х годах прошлого столетия был разобран и построен заново… В 1764 г. собор этот назван новым, но еще не освященным.
Через 50 лет после постройки храма стены его в алтаре оказались ветхими, иконы в иконостасе полинялыми, одежды на престоле и жертвеннике от времени истлели. В восемнадцатом году текущего столетия своды в алтаре обрушились, а стены развалились.
Существующий Предтеченский собор — о трех престолах, из которых средний устроен в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи, направо – в честь верхов. апост. Петра и Павла, налево – в честь равноапост. князя Владимира, окончен постройкою и освящен Сергием — архиепископом Рязанским в 1822 г. 11 июня. К алтарной стене этого собора примыкает колокольня, под коею прежде находилась трапеза прежней Предтеченской церкви.
До 1764 г. соборный причт имел земли и крестьян. В выписи с книг Рязанского уезда письма и меры Кирилла Воронцова-Вельяминова «со товарищи 137 и 138 году (1629-30 гг.)» в числе вотчин Зарайского собора показаны следующие: село Дятлово на суходоле; дер. Крутой Верх; пустоши, что была дер. Коствина на речке Смородине; пустоши Ширяево и Рожеево; сельцо Безпятово; слободка Назарьевская и пустошь Линево, в коих было 22 двора, а в них 48 человек; пашни пахотные 1650 чети в поле, сена 5 копен, леса и рощи 14 десятин. Кроме того, у города на старинной чудотворцевой земле находился посад и Круглой монастырев. Из книги Зарайска города посадским и чернослободским людям письма и меры Мирона Писарева и подьячего Федора Кашкина (1625 г.) видно, что дворы соборного причта находились внутри крепости на церковной земле.
Причта по штату 1873 г. положено: настоятель протоиерей, 1 священник, 1 диакон и 2 псаломщика. Прихода при соборе не положено; причту единственным источником для содержания служит совершение молебнов как в храме, так и по домам граждан и окрестным селянам.
«Историко-статистическое описание церквей и монастырей Рязанской епархии, ныне существующих и упраздненных…» Иоанн Добролюбов, т. 1, Зарайск. Типография А. Н. Титовой, 1884 г.
Никольский собор был холодным, роль же тёплого храма в Зарайском кремле исполнял собор Усекновения Главы Иоанна Предтечи, который стоит, согласно преданию, на могилах зарайского князя Федора, княгини Евпраксии и их сына Иоанна, погибших при Батыевом нашествии, — там, где ещё в ХIII веке построили первую деревянную церковь с тем же посвящением. В летописях ХVII столетия (1525) собор уже числится каменным храмом, «что под колоколами». В 1740-х годах ветхую церковь разобрали, и воздвигли новый храм, при этом сень-шатёр над погребением зарайских князей оказалась вне храма. Храм строили более 20-и лет, так-как не хватало кирпича на постройку сооружения. Зарайский протопоп Алексий подал Рязанскому епископу Алексию Титову отписки, докладывая «о не приведении в окончание новостроенной церкви Божией св. Иоанна Предтечи за не имением в довольствии кирпича». К 1764 году собор был ещё не освящён. Строители, однако, определённо с задачей своей не справились. Как сетует священник Иоанн Добролюбов, автор «Историко-статистического описания церквей и монастырей Рязанской епархии», «через 50 лет после постройки храма стены его в алтаре оказались ветхими, иконы в иконостасе полинялыми, одежды на престоле и жертвеннике от времени истлевшими; в осьмнадцатом году текущего (ХIХ) столетия своды в алтаре обрушились, а стены развалились».
Вновь восстановленный Предтеченский собор в 1821 году был богато украшен и имел три престола, из которых средний был устроен в честь Усекновения Главы Иоанна Предтечи, правый — во имя апостолов Петра и Павла, левый — в честь равноапостольного князя Владимира. К алтарной стене собора примыкала колокольня, под коей прежде находилась трапезная прежней Предтеченской церкви. Храм был освящён Рязанским архиепископом Сергием 11 июля 1822 года. И этой ампирной церкви, возведённой в 1819-1821 годах на месте рухнувшего храма, тоже не слишком повезло с долголетием — простояла она менее восьмидесяти лет, и в 1901-1904 годах была «тотально реконструирована». Впрочем, рискнём утверждать, что эта последняя перестройка оказалась удачной и храму пошла только на пользу.
Новый храм возводили на средства братьев Бахрушиных по проекту знаменитого архитектора К. М. Быковского, «гроссмейстера» поздней эклектики, автора знаменитого клинического городка на Девичьем поле в Москве, ценителя русских древностей и реставратора Успенского собора в Московском Кремле. Рука мастера тут чувствуется! Каким-то чудом удалось без диссонанса вписать в старую крепость, казалось бы, ну совершенно чужеродную и при том немаленькую, на тысячу молящихся рассчитанную, постройку в стиле неоклассицизма. Автором проекта реконструкции выступил — И. Калугин, строительство вёл московский архитектор Карл Карлович Гиппиус, который известен как семейный архитектор московских купцов Бахрушиных. Иконостас, клиросы и киоты, исполненные «в древнем стиле» по рисункам архитектора С. У. Соловьёва мастером И. М. Фроловым, не сохранились: иконы писал художник И. П. Пашков. Ряд архитектурных приёмов и силуэт собора близки московской церкви Троицы на Грязех, видимо, послужившей прообразом. Массивный световой барабан, значительно сдвинутый к востоку, покоится на квадратном постаменте с балюстрадой. ХХ век на здании ощущается, только если очень уж приглядываться, — пилястры вместо колонн, не совсем «по теории» расположенные окна и абсолютно эклектичная, мимо классицизма, фигурная главка, венчающая купол над световым барабаном. Но главное — конфликта с древним собором не возникает, Предтеченский храм «не закрывает собой» Никольский. Кто сомневается — может поинтересоваться, как выглядел незадолго до революции, например, знаменитый Георгиевский собор в Юрьев-Польском. Там все «новострои» преследовали исключительно цели удобства — уникальный храм со стенами, сплошь украшенными каменной резьбой, обстроили массивными пристройками, да ещё поставили рядом огромный Троицкий собор из красного кирпича, совершенно «съевший» древнюю архитектуру. Советские реставраторы, признаться, тоже начудили — снесли всё, включая неплохую колокольню ХVIII века, а обезглавленную и изуродованную краснокирпичную громаду почему-то оставили… Но это — к слову.
Храм был освящён 27 июля 1904 года епископом Рязанским и Зарайским Аркадием. В 1928 году церковь закрыли. Предтеченский собор, увы, советскую эпоху пережил не без потерь. Он лишился колокольни и внутреннего убранства, погибла и гробница зарайских князей. В храме устроили кинотеатр, с буфетом и уборной, по советской традиции, поближе к алтарю… К счастью, в 1970-е годы Предтеченский собор официально признали памятником архитектуры и поставили на госохрану, а в 1992 году вернули верующим. В 1997 году был изготовлен список чудотворной иконы святителя Николая Заразского. Рядом с собором, с 1994 года, вместо утраченной колокольни стоит деликатная деревянная звонница с десятью колоколами. В августе 2002 года было освящено восстановленное надгробие благоверных князей Зарайских — легендарных Федора и Евпраксии и сына их Ивана. В 2009 году закончились полномасштабные реставрационные работы собора Усекновения Главы Иоанна Предтечи, и храм предстал во всём своём великолепии.
Из журнала «Православные Храмы. Путешествие по Святым местам». Выпуск №110, 2014 г.