Никольский храм Зарайского кремля — главный собор города. Первоначально деревянную церковь воздвигли в остроге в 1225 г. в честь чудотворной иконы святителя Николая, принесенной из Корсуни.
Ныне существующий каменный пятиглавый собор возведен во второй половине XVII в. по указу государя Феодора Алексеевича. В прежние времена за правым клиросом в специальном киоте помещалась главная святыня города — чудотворная икона Николы Заразского. Украшением храма является трехъярусный, резной барочный иконостас с золоченой скульптурой. В нем имеются иконы XVIII в. В начале ХХ в. настоятелем собора был митрофорный протоиерей Иоанн Смирнов, безвинно пострадавший в период гонений и ныне прославленный в Соборе новомучеников и исповедников Российских.
В годы советской власти храм находился в поругании, а чудотворную икону святителя Николая вывезли из Зарайска. В 1959—1961 гг. внешние формы собора были восстановлены.
Богослужения в соборе возобновлены с января 1992 г. Действует воскресная школа. Церковный приход ведет издательскую деятельность. Прихожане благоустроили святой источник «Белый Колодец» на месте явления чудотворной иконы святителя Николая; здесь освящены Никольская часовня и купальня. Ежегодно 11 августа совершается общегородское празднование в честь принесения иконы Николы Заразского.
Первоначальное основание церкви в честь св. Николая в г. Зарайске, именовавшемся некогда г. «Красным», относится к первой четверти XIII ст. и современно принесению иконы св. Николая из г. Корсунь в пределы рязанского края.
Великий князь рязанский Юрий Игоревич, услыхав о приходе чудотворного образа, взяв с собой епископа Евфросина Святогорца, пойдя в область сына своего и увидев от чудотворного образа преславные чудеса, в граде, именуемом «Красном», повелел создать храм во имя великого святителя Николая…
Время построения, вместо деревянной, каменной церкви св. Николая с точностью неизвестно, но в «книгах зарайского города посадским и чернослободским тяглым людям 1625 г.» соборная церковь во имя Николы чудотворца Зарайского значится каменною и, при этом замечено, со слов протопопа Никиты, «что в 1622 г. по государеву указу прислан с Москвы из приказа большого дворца сытник Богдан Десятый и подьячий Олексей Блудов — и образы, и книги, и всякое церковное строенье переписывали…».
Существующий Николаевский собор построен в 1681 г. по грамоте царя Федора Алексеевича, данной из приказа большого дворца. По наружному своему виду собор представляет фигуру продолговатого четырехугольника длиною с алтарем в 34, шириною в 20 и высотою в 24 аршина. С пятью главами, на коих кресты восьмиконечные, сквозные с короною вверху и полумесяцем внизу. Наружный вид собора с расширением окон, которые до того времени были узкие и малые, совершенно утратил характер древности; менее пострадала от переделов паперть у западной стены собора, имеющая вид шатра, на 14 круглых каменный столбах с капителями и базами.
Точного указания на время устройства внутри собора трехъярусного иконостаса до нас не дошло, но оно может быть отнесено к последним годам прошлого столетия. В 1848 г. иконостас, угрожавший падением, был разобран и вновь переставлен, позолота на нем была прочищена, иконы исправлены…
Стенная живопись также не сохранила своей первоначальной древности и двукратно была возобновлена, как видно из надписи над западными дверьми храма: « 1760 г. сия соборная церковь возобновлена стенным писанием при протопопе Иеремии Тимофеевиче с братию тщанием сего города Зарайска купца Николая Михайловича Зайцевского». В 1849 г. возобновилось внутренним и внешним писанием.
Из священных предметов древности, находящихся в Николаевском соборе, особого внимания заслуживает главная святыня собора – храмовая чудотворная икона святителя Николая, перенесенная в 1224 г. из г. Корсунь в рязанские пределы священником Евстафием…
«Историко-статистическое описание церквей и монастырей Рязанской епархии, ныне существующих и упраздненных…» Иоанн Добролюбов, т. 1, Зарайск. Типография А.Н. Титовой, 1884 г.
Никольский храм считается самым древним церковным зданием на Зарайской земле. Он появился ещё тогда, когда никакого Зарайска и в помине не было! Впервые город упоминается в летописях в 1146 году под названием Осётр. Чуть позже его, видимо, сожгли кочевники, а жители отстроили город заново, потому что уже в 1225 году он фигурирует под названием Красный — в связи с тем, что сюда привезли из Херсонеса Таврического (Корсуни) чудотворный образ святителя Николая Мирликийского. В «Сказании о перенесении образа Николы Чудотворца из Корсуня в Рязань» рассказывается, что рязанский князь Юрий Игоревич, «услышав приход чудотворящего образа… и увидев великие преславные чудеса во граде, именуемом Красном, повелел создать храм во имя великого чудесного святителя Николая». Повеление исполнили — в городе построили бревенчатую церковь. Построили, надо сказать, на века — в прямом смысле этого слова: храм простоял три столетия, пока в конце 1520-х годов в Зарайске не наступила эпоха каменного строительства. Тогда вокруг города стали возводить каменные кремлёвские стены, и Никольский храм решили тоже перестроить в камне.
В «Писцовой книге» за 1625 год сообщается, что в «Зараске городе церковь соборная во имя Николы Чудотворца Зараского, а другая церковь во имя Усекновения Честные главы Иоанна Предтечи камень; церкви и в них Божье милосердье образы и книги всякое церковное строенья изстари государево…» Как ни странно, новое здание оказалось менее прочным, чем его деревянный предшественник — простояв всего полтора века, оно изрядно обветшало. И тогда, согласно воле царя Федора Алексеевича, на его месте возвели пятиглавый Никольский собор, тот самый, что сохранился до нашего времени. Произошло это в 1681 году. Сейчас в глаза бросается то, что храм находится не в центре кремля, а как бы сдвинут, сообщая тем самым некоторую ассимметрию плану Зарайской твердыни. И подобное расположение нельзя объяснить как, например, в случае с Никольским храмом Изборска, тем, что церковь выполняла, помимо своих непосредственных, ещё и оборонительные функции. Тут дело в другом — по строительным обычаям того времени Никольский храм, строившийся заново, должен был занять место «предыдущей» церкви. Он его и занял. Имена зодчих и строителей, возводивших Никольский собор, неизвестны. Но исследователи уверены, что строительством занималась артель, в которую входили не только местные мастера, но и строители из других регионов государства. Бесспорно, они были знакомы и с московскими, как теперь говорят, трендами в архитектуре, тем более что работами руководил некий происходивший «из дворян» Петр Любавский — его прислал из Москвы лично царь. Со временем к Никольскому собору пристроили паперть. Паперть имела вид шатра и стояла на четырнадцати каменных столбах с капителями и базами. Забегая вперёд, скажем, что в ХХ веке, уже после революции, паперть снесли, сочтя её, по всей видимости, лишней архитектурной деталью.
Согласно «Составу причта приходов Рязанской епархии» до 1764 года, то есть до секуляризационной реформы Екатерины Великой, причту зарайского Никольского собора принадлежали земля и крестьяне. По штату храму было положено иметь настоятеля, двух священников, диакона, дьячка и пономаря. Через сто лет ситуация изменилась. Штат сократили до настоятеля-протоиерея, священника, диакона и двух псаломщиков. Кроме того, собор лишился собственного прихода. Таким образом, единственным, по сути, источником дохода для содержания причта стали молебны, которые совершались как в самом храме, так и в домах верующих, причём не только в самом городе, но и в окрестных деревнях.
Украшался собор за счёт жертвователей, которые не скупились в благоукрашениях старинного храма. Известно, что стены и своды Никольского храма покрывали росписи на евангельские сюжеты, а также фрески с изображением святых. Кованые двери тоже были украшены библейскими сюжетами. Главная святыня собора — чудотворная икона святителя Николая Зарайского — находилась за правым клиросом, в древнем киоте. Несмотря на её древность, краски по-прежнему ярки: это говорит о том, что образ неоднократно поновлялся. Есть и надпись, это факт подтверждающая: «Чинил сей чудотворный образ московский купец Никита Левонтьев в 1797 году». По велению царя Василия Шуйского в 1608 году для иконы изготовили оклад из чистого золота, коего ушло почти два с половиной килограмма, образ украсили 133 драгоценными камнями и множеством жемчужин (более полутора тысяч!). Чудотворная икона с самого принесения её в Зарайск в ХIII веке получила широчайшую известность. Весть о ней быстро облетела не только окрестные деревни, но и распространилась за пределы Рязанской земли. Так, известно, что в Зарайск на богомолье приезжал Иван Грозный. Особо почитал этот образ Николая Угодника и молился перед ним сам «игумен земли Русской» — преподобный Сергий Радонежский.
В ХIХ веке Никольский храм жил абсолютно безбедно — находившаяся в нём чудотворная икона святителя Николая привлекала в город огоромное количество паломников со всей страны. В благодарность за совершённые исцеления богомольцы щедро жертвовали на храм; не скупились на вклады и весьма состоятельные люди — князья, воеводы, бояре. В соборе хранилось немало старинных рукописных и старопечатных книг, золотая и серебряная церковная утварь. На богослужения в стенах церкви собиралось порой до тысячи верующих. В середине столетия храм решили отреставрировать. Тогда поновили живопись, покрыли здание новой крышей. Кроме того, иконостас, который пришёл в плачевное состояние и угрожал обвалиться, решено было разобрать и переустановить заново. Заодно подновили все иконы… да так, что в дальнейшем специалисты не смогли прийти к выводу, какие из них являются древними, а какие нет; стенопись в храме также обновлялась как минимум дважды в ХVIII и ХIХ веках. Понятно, что делалось это, что называется, из лучших побуждений, для украшения храма; о том, какую ценность имеют древние росписи, в ту пору ещё мало кто задумывался, и от пришедших в ветхость фресок без особых сомнений избавлялись, заменяя их новыми — в «новом же» вкусе.
А потом настал ХХ век — век кровавых испытаний и скорбей. Всему Зарайскому уезду пришлось несладко — до революции в нём насчитывалось до сотни храмов. В советское время в городе действовала только одна — Благовещенская церковь. Судьба Никольского храма в те годы складывалась непросто. В 1920-х годах его — именно как храм — упразднили. Последний настоятель — отец Иоанн Смирнов — прикладывал массу усилий, чтобы этого не произошло: возил икону святителя Николая по окрестным деревням, служил молебны, а после закрытия церкви начал собирать подписи в пользу возобновления богослужений. Вышла эта деятельность самоотверженному батюшке боком — его отправили в ссылку. Вернувшись из ссылки, отец Иоанн служил в Спасо-Преображенском храме Зарайска. Но продолжалось это недолго: грянул 1937 год, гонения на Церковь усилились. Батюшку вновь оговорили, утверждая, что священник проводит «гнусную контрреволюционного характера клевету на советскую власть, призывает население при выборах в совет голосовать против коммунистов, высказывает пораженческие настроения против советской власти, террористические настроения против коммунистов». Зарайского священника расстреляли на печальном Бутовском полигоне. Храмы Зарайского кремля безжалостно разграбили: вывезли из них сотни фунтов золота и пудов серебра. Бесследно исчез с иконы ценнейший оклад, подаренный царём Василием Шуйским, пропали старинные церковные книги и дары князя Дмитрия Пожарского — свои вклады он делал, когда был зарайским воеводой. Сам собор, к счасть, выстоял, хотя что только в нём не размещалось — и музей, и архив НКВД, и склад… Лишь в начале 1960-х годов власти взялись за восстановление Никольского храма. По крайней мере, отреставрировали церковное здание снаружи и присвоили ему статус памятника архитектуры республиканского значения.
Никольский собор вернули верующим в начале 1990-х гг. Годы поругания и запустения не прошли бесследно, но усилиями прихожан и благотворителей начат грандиозный труд восстановления. Сейчас в Никольском храме полным ходом готовятся к реставрации — хочется надеяться, по её завершении интерьеры порадуют нас своей красотой.
Из журнала «Православные Храмы. Путешествие по Святым местам». Выпуск №110, 2014
Главный храм Зарайского кремля нельзя назвать храмом «необычным». Любители архитектурной роскоши не найдут в нём, наверное, ничего, за что мог бы «зацепиться» их изощрённый глаз. Низкий куб-четверик, традиционные закомары, не особо внушительное пятиглавие, разве что апсиды немного удивляют своими большими размерами. И всё же собор красив! Красив той красотой, которую умели найти древние зодчие в кажущейся незамысловатости очертаний.
Никольский собор в Зарайске выстроен в формах, которые для своего времени были достаточно архаичными. К 1681 году уже и узорочье отцветало на русской земле. В Москве и близлежайших окрестностях вовсю пробовали «нарышкинский» стиль. Что действительно обращает на себя внимание в экстерьере — это минимум декора. Строго говоря, его практически нет вовсе. Собор хоть и моложе Зарайской твердыни, но вторит ей — кремлю совершенно не нужна парадность. И в этом абсолютно лишённом декоративных излишеств облике проступает что-то невероятно искреннее. Храм простой, но не простецкий, напоминает о гармонии церквей глубокой древности. Казалось бы, ну что особенного — почти голые стены с проёмами окон. Но архитектурная музыка Никольского собора — это музыка не пышного богатства красок, а выверенного созвучия линий и геометрических форм. Внешнее убранство собора минимально. Он — из тех храмов, которые, хоть и создавались в эпоху «узорочья» и так называемого «нарышкинского стиля», являли собой полную антитезу пышным, нарядным приходским церквям своего времени. Это — настоящий крепостной собор. Его архитектурную пластику формируют простые лопатки и карнизы; наличники безхитростны — это в ХVII-то веке! — но, вполне в духе столетия, ассиметричны. Девиз зодчих Никольского храма — «ничего лишнего». Характерная черта храма — обширные, сильно развитые апсиды: высота их достигает половины высоты соответствующего прясла основного четверика. Обратим внимание на окошки алтарной части — они несимметричны, и это одна из отличительных особенностей русского зодчества ХVII столетия. А вот на порталах зодчие Никольского храма, что называется, «отыгрались». Могучие, уходящие в перспективу рядами мощных арок, эти порталы — самые, пожалуй, выразительные элементы собора. И опять же, эта выразительность достигается не обилием декора, а продуманной фактурной геометрией, сочной пластикой и эффектной игрой светотени. На практически гладких, ничем не усложнённых стенах собора всё это смотрится очень красиво.
В соборе чудом сохранился до настоящего времени иконостас. Так, составленное священником Иоанном Добролюбовым в 1884 году «Историко-статистическое описание церквей и монастырей Рязанской епархии» указывает на новодельность иконостаса: «Точного указания на время устройства внутри собора находившегося трехъярусного иконостаса до нас не дошло; но оно может быть отнесено если не к началу нынешнего, то, без сомнения, к последним годам прошлого столетия. В 1848 году иконостас, угрожавший падением, был разобран и вновь переставлен, причем позолота на нем была прочищена, иконы исправлены; в их числе находится немало древнего стиля, но благодаря усердию доморощенных маляров, трудно прийти к какому-либо выводу касательно их древности». Отец Иоанн Добролюбов так же сетует на несохранность старинной стенописи, несколько раз полностью обновленной — судя по надписи над западными дверями: «1760 г. сия соборная церковь возобновися стенным писанием при протопопе Иеремии Тимофеевиче с братиею тщанием сего города Зарайска купца Николая Михайлова Зайцевского… 1849 г. паки возобновися внутренним и наружным писанием». Самое обидное, что этой потери можно было избежать.
Когда после революции собор закрыли, в нём устроили музей, и убранство какое-то время сохраняли. Беда пришла, когда в храмовое здание переехал архив, а после склад. Вот тогда-то и исчезли иконы вместе с окладами, книги, резные изображения святых, фрагменты иконостаса… Теперь приходится надеяться только на труд реставраторов, которые смогут возродить интерьер храма хотя бы в том виде, каким он был до революции. В советское время чудотворную икону Святителя Николая Мирликийского переместили сначала в краеведческий музей, а затем увезли в Москву, в Музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва. Когда же зарайский Никольский храм передали Церкви, верующие принялись ратовать за возвращение своей святыни. Процесс занял почти четверть века, лишь 11 августа 2013 года икона святителя Николая вернулась в Зарайск, но не в Никольский собор. Сейчас она находится в Иоанно-Предтеченском храме, в специальном киоте.
Из журнала «Православные Храмы. Путешествие по Святым местам». Выпуск №110, 2014 г.