Возле деревни Вяжищи Лужского р-на Ленинградской области асфальтовая дорога резко сворачивает налево и уходит высоко в гору, проходя через мост над рекой Рыденкой, и, забравшись вверх, расходится, уходя направо на п. Приозерный, д. Загорье, а также налево — в Заполье, проходя мимо разрушенного храма с используемым до сих пор кладбищем, которые видны еще издалека, если ехать от поселка Ям-Тесово в сторону д. Туховежи. Это православная церковь св. Климента, Папы Римского, построеная в 1827 году на месте сгоревшей в 1810 г. деревянной. Имела три престола: в честь св. Климента, в честь Рождества Пресвятой Богородицы и в честь св. вм. Параскевы. Каждый называет церковь на свой лад: кто Климентьевской, кто Климентской или Климентовской.
О Климентовском погосте в документах упоминается довольно таки рано. В работе А.А. Селина «Тесово: некоторые итоги исследования микрорегиона» написано: «Первое упоминание о церкви св. Климента в Тесове относится к рубежу XV и XVI вв. Храм этот располагался близ городка Тесова XIII в. Можно предположить, что задолго до составления писцовых книг конца XV — начала XVI вв., в годы существования городка, возникла и первая церковь на этом месте. Этому есть и дополнительные подтверждения. А. Медынцева заметила, что распространение культа св. Климента-папы римского на Северо-Западе Руси связано с деятельностью новгородского владыки Нифонта (1130-1156 гг.). Вряд ли будет основательным утверждать, что первый Климентовский храм в Тесове появился, как и в Ладоге, в годы святительства Нифонта, но рассматривать его появление следует в связи с распространением на Руси культа этого святого. Курганный могильник, расположенный у развалин последней Климентовской церкви, можно, предположительно, считать кладбищем, современным городку XIII в. и, возможно, более ранним (материалы селища близ Климентовской церкви относятся к XII в.). Каменный крест на этом кладбище и «курганы» (исследованные в 1928 г. С.А. Теплоуховым) впервые упомянуты в документе 1629 г.» Если столь редкое для православного храма название объяснимо, то гораздо сложнее понять, зачем в церкви подземный ход, выходящий к реке! Сейчас ход завален (предположительно, после революции), но кирпичи входной арки хорошо сохранились, и поскольку деревянный настил пола отсутствует напрочь (остались только пара бревен), то заваленный вход отчетливо виден. Сложно также точно определить стиль архитектуры. Раньше была колокольня — ее вместе с трапезной частью храма разрушили. На внешней стороне западной стены отчетливо видна кирпичная кладка, бывшей когда-то внутренней стеной.
Целенаправленно разрушенный храм продолжает разрушаться: так зимой 2009 года обвалилась маковка большого купола, продолжает осыпаться кровля в алтарной части-все это делает небезопасным нахождение внутри помещения, к тому же угрожающе болтается железная арматура купола, которую не сразу замечаешь. Поражает, что главная дверь с западной стороны наглухо заколочена, а на окнах сохранились решетки 19 века (правда, одна из них уже проросшая кустарником, валяется возле храма) и попадаешь в храм через боковые проемы, на которых сохранились петли от сорванных дверей… Попадая внутрь церкви, еще сильнее, чем на улице бьет в нос очень едкий запах, особенно в алтарной части, напоминающий запах медикаментов или аммиак. Несмотря на то, что внутри постоянно гуляет сквозняк, запах не выветривается и стоит в любое время года, вызывая у некоторых посетителей недомогание. Дело в том, что в советские времена после Великой Отечественной войны в помещении церкви хранили сельхозудобрения. Многие о них еще помнят, но никто не может утверждать, какие именно это были ядохимикаты. Находясь внутри, пытаешься представить былое великолепие, но это практически невозможно. Только замечаешь, как при каждом посещении взору открываются все новые намеки на уничтоженные лики и фигуры росписей на стенах. Даже когда смотришь фотографии, каждый раз видишь что-то новое.
И вот среди обвалившихся кусков здания храма, балок для напольного настила и мусора после пребывания алкоголиков и наркоманов взгляд падает на то, что радует, не знаю, кого за то благодарить: на кирпичной стене, скорее всего, служившей для иконостаса, по бокам от предполагаемых Царских врат слева висит изображение храма на 1827г., а справа-икона Вседержителя с положенными веточками вербы. Поскольку эти два изображения хорошо привинчины к стене, то они продолжают там пребывать до сих пор, а вот повешенная летом 2008 г. на шпагат чеканная икона Казанской Божией Матери провисела только год и была украдена в 2009 г. Остался только висящий до сих пор шпагат на стене, с которого икону срезали. Продолжают стоять жестяные банки с песком для свечек да керамическое распятие с иконой в алтаре. Было бы радостно, если бы в храме появились новые иконки, а о восстановлении здания остается только мечтать.
После революции храм был закрыт. Колокольня разобрана. В 1942 г. фашисты разрешили проводить богослужения в храме. Но после Великой Отечественной войны храм был закрыт советской властью и в нем стали хранить сельхоз удобрения. Возможно, в результате последнего в церкви до сих пор стоит сильный едкий запах. Подземный ход, выводивший к реке, осыпался. Сейчас в храме размещены икона Спасителя и Казанской Божией Матери. Вы тоже можете оставить иконку в храме и зажечь свечи.
Заполье Приозерной вол. – церковь во имя Св. Климента, папы Римского, деревянная, XIII в. (?), первое упоминание 1500 г., каменная, 1827 г., закрыта в 1939 г., действующая в 1942–1945 гг., возвращена общине в 1995 г.
Деревня Заполье Приозерной вол. лежит на правом берегу р. Тесовой, справа от дороги Луга – Любань. Климентовская церковь расположена напротив деревенских построек, по другую сторону дороги. Здесь, при слиянии рек Рыденки и Тесовой, «находился один из немногочисленных городков Новгородской земли, упомянутый в летописи под 1233 и 1241 гг.» (С. Кузьмин). Городок назывался Тесов, возможно от р. Тесовой, и был центром Климентовского Тесовского погоста-округи.
В рассказе о д. Бережок мы уже говорили о находившемся в древнем Тесове женском Успенском монастыре «близко погоста». В дальнейшем название Тесово перенесено на местность, протянувшуюся от городка вверх по р. Тесовой. Еще в 1920-х гг. среди здешних жителей бытовала поговорка: «Где Коржово и Донец, там и Тесову конец». Коржово и Донец – селения, известные с 1566 г.
Размещенная на погосте Климентовская церковь возникла одновременно с городком или незадолго до него. Деревянная тесовская церковь показана на одной из гравюр секретаря голландского посольства Антониса Хутеериса. Об ее авторе известно следующее.
В зимнюю пору 1615–1616 гг. в сельце Дидерине, находившемся к югу от оз. Ильмень, между городами Осташковым и Старой Руссой, состоялись переговоры между русской и шведской сторонами о заключении перемирия. «В переговорах участвовали в качестве посредников английская и нидерландская делегации… Один из членов последней, А. Хутеерис, издал дневник своей поездки, иллюстрированный гравюрами, выполненными по его рисункам… Он проехал от Нарвы до Новгорода, объехал вокруг озера Ильмень с остановкой в районе переговоров, снова посетил Новгород и оттуда уехал в Финляндию. От Нарвы до Новгорода он ехал через укрепленное селение Тесово» (А. А. Шенников). Дополним цитату, сказав, что этот путь Хутеерис проделал по Ивангородской дороге, то есть через Щупоголово, Почепово, Тесовский Ям (совр. пос. Ям-Тесово) с заездом в Тесов городок и далее через Кипино и Каменные Поляны.
Мрачные картины разворачивались перед взорами Хутеериса. Бедствия смутного времени и пятилетняя оккупация шведами новгородских земель совершенно разорили местность. «Хутеерис вообще не видел живых русских крестьян… Крестьяне все сплошь либо вымерли с голоду, либо погибли при боевых действиях, либо прятались в лесах и партизанили. В избах лежали уже в течение нескольких лет кости разложившихся трупов, так что спутники А. Хутеериса, устраиваясь в пустых избах на ночлег, выбрасывали эти кости на улицу. Селения были сильно разрушены шведскими солдатами, постепенно разбиравшими постройки на дрова» (А. А. Шенников). Одна из этих страшных картин представлена Хутеерисом на рисунке одной из увиденных им новгородских деревень, возможно, что и в окрестностях Тесова. На рисунке показаны греющиеся у костра шведские солдаты. Костер разведен из жердей разобранных оград. На санях лежат мертвые тела. У левой группы изб заметны валяющиеся на снегу человеческие кости.
После безуспешных попыток овладеть Псковом шведский король Густав-Адольф пошел на заключение мира, который был подписан 27 февраля 1617 г. в деревне Столбово (окрестности Тихвина), после чего шведы, оставив за собой карельскую и ижорскую земли, покинули пределы Верхнего Полужья.
Район Тесова относился к наиболее значимым участкам Ивангородской дороги. Именно здесь она сходилась со своим водным вариантом. Тесовский погост был ключевым пунктом на подступах к Новгороду со стороны Балтики. В то же время следует отметить, что участок Ивангородской дороги, который ныне показывают проложенным напрямую от современного Ям-Тесова на д. Кипино, вряд ли существовал в действительности из-за обширной болотистой местности, разделяющей эти два селения. Вполне вероятным кажется путь из Ям-Тесово на Бережок и Тесовский погост с дальнейшим поворотом на д. Пищи и далее на Кипино.
Обращает внимание редкое для Полужья и вообще для региона в целом посвящение главного храма Тесовского погоста – во имя св. Климента. Исследователи этого вопроса отмечают, что «распространение культа св. Климента, папы Римского на Северо-Западе Руси связано с деятельностью Новгородского владыки Нифонта (1130–1156)» (А. А. Медынцева, А. А. Селин). Климентовский храм в Тесове появился в связи с дальнейшим распространением на Руси культа этого святого, впрочем, так и не получившего на Руси значительного развития. А. А. Селин высказывает «еще одно соображение и пользу того, что Климентовский храм (в Тесове. – А. Н., О. Н.) возник достаточно рано. Курганный могильник, расположенный у развалин последней Климентовской церкви… можно предположительно считать кладбищем, современным городку XIII и, возможно, более ранним… Кстати, каменный крест на этом кладбище и „курганы“ упомянуты в документе 1629 г.».
Считается, что каменный храм во имя Св. Климента был поставлен на месте древнего Тесовского погоста в 1827 г., но своим общим видом он более вписывается в стилистику барокко второй половины XVIII в. Исключение составляет архитектурное решение южного фасада, благодаря его завершению приземистым фронтоном.
Рискнем высказать мысль, что миру русской деревни архитектура барокко была ближе, чем сменивший ее классицизм. Художественному вкусу крестьянина с его тяготением ко всему чудесному, сказочному, яркому, то есть необычному, архитектура классицизма могла казаться чем-то обыденным, сухим, малоинтересным в сравнении с более витиеватыми, напоминающими ручную работу барочными формами. В принципе, античный храм и крестьянская изба, перекрытая двускатной кровлей, архитектурно-генетически близки друг другу. Поэтому эстетика классицизма, этой реминисценции античности, не воспринималась в крестьянской среде как нечто особенное, достойное понятия красоты. Классицизм проникал в русскую деревню под влиянием городской культуры, то есть со значительным запаздыванием. Неслучайно в сельской провинции было относительно немного храмов – подлинных образцов классицистического стиля. Барочная архаика прослеживается во многих сельских церквах конца XVIII – середины XIX вв., несмотря на наличие в их архитектуре внешних признаков эпохи классицизма. Не исключение и существующее здание Климентовской церкви.
Климентовская церковь в Заполье красива своим высоким силуэтом, декоративным пятиглавием, башнеобразным объемом. Церковь главенствует в окрестных далях, что особенно заметно с дороги, при подъезде со стороны Луги.
Набокина О.В. Луга и окрестности. Из истории населенных мест Лужского района / О.В. Набокина, А.В. Носков. — М.: ЗАО Изд-во Центрполиграф, 2015.