Краеведы и историки Москвы часто называют ансамбль зданий по Николоямской улице, д. 51 усадьбой Скороспелова. Действительно, при купце А.А. Скороспелове владение окончательно приобрело свой нынешний вид и структуру. В тамбуре левой двери усадебного дома на полу выложено мозаикой «1871» – очевидно, дата окончания перестройки. Но история усадьбы гораздо длиннее.
Специалисты всегда обращали внимание на необычное расположение дома: не параллельно красной линии улицы, а в глубине усадебного двора. Одно это в Москве, как правило, говорит о древности здания, во всяком случае, о его существовании до регулирования московских улиц и появления современных красных линий застройки в 1770-е годы.
Главный дом усадьбы и в самом деле составлен из разновременных строений. В основе его – каменная палата конца XVII века. Серьезные перестройки были сделаны в доме в середине XVIII века богатым купцом С.П. Васильевым, тем самым, на средства которого была возведена знаменитая погибшая в 1930-е годы колокольня Спасо-Андроникова монастыря. Из подвала дома можно попасть в коридор, свод которого выложен камнем.
Некоторые историки высказывают мнение, что дом № 51 соединен со стоящей напротив Алексеевской церковью подземным ходом, в наше время заваленным. Флигели возникли, когда в конце XVIII века усадьбу унаследовал купец П.Я. Пищальников, владелец соседнего участка по Николоямской улице, д. 53. Древние усадебные службы в это время были заменены каменными флигелями, которые поставили торцами к красной линии улицы симметрично по отношению к главному дому. Несмотря на разные размеры (западный флигель вытянут в глубину участка гораздо сильнее, чем восточный), строения внесли упорядоченность в усадебную композицию и организовали парадный двор.
Двухэтажный западный флигель позднее был перестроен. Он менялся вместе с главным домом, отражая вкусы новых владельцев и следуя современной моде. А вот восточный оставался неизменным в главных своих чертах.
В 1853 году новый владелец С.В. Морозов расширил дом пристройками, отделал парадную анфиладу искусственным мрамором, расписал потолки, сделал камины, а пол покрыл наборным паркетом. Это убранство во многом сохранилось.
Западный флигель в это время также обновился: его фасады украсил лепной декор, стилизованный в барочном духе.
Западный флигель – объект культурного наследия федерального значения, как и главный дом с восточный флигелем.
Евгения Твардовская
Автор статьи
Материал с портала «Узнай Москву»