На месте размещения данной церкви с 16 в. находилась Ямская слобода, а с 1685 по 1722 гг. пролегала таможенная граница Москвы: место сбора торговых пошлин с въезжающих в город. Возы с товарами и провиантом становилисть вдоль цепи и оставались там до уплаты налога. Есть другая версия, что около таможни происходила остановка или «зацепление» возов для осмотра. Таким образом и появилось название Зацепа.
Деревянный храм на этом месте упоминается с 1642 г. как храм апостолов Петра и Павла с приделом мучеников Флора и Лавра в Коломенской Ямской слободе. Храм был более известен как «церковь Флора и Лавра на Зацепе». Постройка ныне существующего каменного храма велась по частям. Основная часть была выстроена в 1778 г. и перестроено в 1862 г. Приделы, трапезная и колокольня в стиле ампир были выстроены в 1835 г. Около 1909 г. для ризницы построена западная пристройка.
В 1938 г. церковь закрыли, иконостас вывезли, росписи стен уничтожили. Вновь богослужение возобновлено в 1991 г. Главный престол освящен в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», южный придел — во имя апостолов Петра и Павла, северный — мучеников Флора и Лавра.
Деревянная церковь во имя святых мучеников Флора и Лавра в Коломенской Ямской слободе документально известна с 1625 года. В 1862 г. после перестройки освящен главный престол церкви в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» с приделами во имя апостолов Петра и Павла и мучеников Флора и Лавра.
В конце 1930-х гг. храм был закрыт, разрушены верхние ярусы колокольни, устроены дополнительные перекрытия, в храме разместилась фабрика металлографии и штемпельно-граверных работ.
В 1991 г. храм был передан в ведение Русской Православной Церкви. Начались реставрационные работы. За это время восстановлены уникальные конструкции барабана и главы храма, воссоздана колокольня. Отлиты 15 колоколов (от 5,3 т, 3 т, 1,5 т до малого), установлены кресты на главах; установлены и вызолочены три иконостаса и настенные иконы, заменены все столярные заполнения окон и дверей храма, воссоздан белокаменный портик центрального портала, отреставрированы белокаменные колонны главного фасада, на фасадах храма выполнены 5 мозаичных образов из натуральной смальты, ведётся роспись храма.http://hram-flora-lavra.ru/p0004.htm
Флора и Лавра, мучеников, на Зацепе церковь (Дубининская улица, дом № 9/3, строение 1).
Известна в этой местности с 1625 г. Современное церковное здание построили в 1778 г. Ампирная трапезная появилась в 1835 г. В том же году возвели колокольню. В 1862 г. храм перестроили и расширили. Главный престол освящен в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», но укоренилось называть его по приделу. Второй придел устроили во имя апостолов Петра и Павла. В 1913 г. с запада к зданию пристроили помещение ризницы.
Храм закрыли в конце 1930-х годов, снесли верхние ярусы колокольни и главу над церковным куполом. Богослужения возобновились в 1991 г. Ныне восстановленная церковь имеет прежний вид.
Михаил Вострышев «Москва православная. Все храмы и часовни». http://rutlib.com/book/21735/p/17
В 2015 году в рамках Программы предоставления субсидий из бюджета города Москвы подрядной организацией ООО «ЭШЕЛЪ» на колокольне и трапезной были отреставрированы фасады с декоративными элементами, кровля, колонны, окна и двери. В 2016 году планируется продолжение работ на четверике и апсиде. Предстоит реставрация белокаменного лепного декора, штукатурного и отделочного слоя, цоколя, колонн, гранитной паперти, окон, металлических элементов, утепление подкупольного пространства, устройство гранитных полов.
Деревянная церковь в Ямской Коломенской слободе (на Зацепе) впервые упоминается в архивных документах в 1625 году. Строительство основной части ныне существующего здания было завершено в 1839 году. А через столетие, в конце 1930-х гг., храм был закрыт.
Постановлением Совета Министров РСФСР от 04.12.1974 №624 храм отнесен к объектам культурного наследия федерального значения. Решением Исполнительного Комитета Московского городского совета народных депутатов №27 от 8.01.1991 передан общине верующих Русской Православной Церкви. С этого времени на приходе были возобновлены регулярные богослужения, начались ремонтно-реставрационные работы. Силами общины были восстановлены исторические объемы колокольни, воссоздано завершение главного купола, подняты колокола, написаны и установлены три иконостаса, частично заменены коммуникации.
Деревянная церковь в Ямской Коломенской слободе (на Зацепе) впервые упоминается в архивных документах, по разным данным, в 1625 (1642) г. Первоначально храм с таким названием находился в районе Полянки, где тогда располагалась Ямская слобода. В 1593 г. слободу перенесли на Зацепу, и ямщики выстроили новую церковь с тем же названием, что и прежняя.
Деревянный храм на нынешней Дубининской улице упоминается с 1642 г. — как «храм апостолов Петра и Павла с приделом мучеников Флора и Лавра в Коломенской Ямской слободе». Однако в народе храм был более известен как «церковь Флора и Лавра на Зацепе». Выбор посвящения неслучаен. Мученики Флор и Лавр почитались на Руси как покровители домашних животных, особенно лошадей. День памяти святых 18 (31) августа часто называли «лошадиным праздником». Одно из новгородских преданий гласит, что однажды по молитвам мучеников прекратился падеж скота, после чего их стали прославлять как покровителей животных.
После пожара 4 ноября 1738 г., который полностью уничтожил здание, возвели временную церковь. Тогда же было решено просить разрешение на строительство каменной. Основная часть ныне существующего каменного храма была воздвигнута в 1778 г. Приделы, трапезная и колокольня в стиле ампир выстроены в 1835-м. В окончательном виде церковь была освящена в 1862 г.
Около 1909 г. для ризницы сделали западную пристройку. После революции в храм привозили иконы из других церквей, которые подлежали сносу или закрытию. Так в храм мучеников Флора и Лавра попала икона великомученицы Екатерины из Екатерининской церкви на Большой Ордынке и чудотворная икона Спасителя из Пантелеимоновской часовни.
В 1922 г. приход был разорен в ходе акции по изъятию церковных ценностей: храм считался самым богатым в этой местности. Тогда же рядом на площади был открыт большой Зацепский рынок. Опасаясь антисоветских вспышек, власти решили не закрывать его на время изъятия ценностей из храма, но взяли с рыночного комитета подписку, что в случае нарушения порядка все товары будут конфискованы, а члены комитета арестованы. Угроза подействовала: торговки заботились только о том, чтобы схватить свои товары «в случае чего», и оттаскивали любопытных мальчишек от оцепления храма.
Сохранившийся документ: Оперативная сводка (легенда) Московской губернской комиссии по изъятию церковных ценностей на 8 апреля 1922 г.: «№16 после 8 апреля 1922 г. Замоскворецкий район. Изъятию подлежали в Замоскворецком районе на 8/IV 1 церковь и 2 часовни: 1) Церковь Флора и Лавра, 2) Часовня Казанской Божией Матери у Калужских ворот, и 3) Часовня Нечаянной Радости у Серпуховских ворот.
К работам приступлено (стиль сохранен) с 10 часов утра, поставив на ноги весь аппарат, так как изъятие должно было коснуться самой богатой церкви района — Флора и Лавра, расположенной на Зацепе, где собирается огромный рынок. Было решено рынок не прикрывать, но взять подписку с рыночного комитета торговцев, что за малейший намек на эксцессы все товары будут изъяты, а совет арестован. Предупреждение дало удивительные результаты. Большого оживления на рынке не наблюдалось, торговки рассеянно отвечали на вопросы покупателей, сосредоточив все внимание на возможность наиболее быстрого сбора своих пожитков в нужную минуту. Те мальчишки, которые пытались проникнуть к церкви, хватались за полы торговками и оттаскивались с соответствующим назиданием. Работа прошла спокойно.
Изъято: 1) Из церкви Флора и Лавра ценностей весом 28 пудов 24 фунта 66 золотников и бриллиантов 26 шт. 2) Из часовни Казанской Божией Матери ценностей весом 8 фунтов 90 золотников. 3) Из часовни Нечаянной Радости ценностей весом 13 фунтов. Губкомиссия Р. Медведь, Базилевич. (лл. 32,33)».
В 1933 г. арестовали за «антисоветскую агитацию», а в 1937 г. расстреляли настоятеля храма протоиерея Николая (Виноградова). Юбилейный Собор Русской Православной Церкви, прошедший в августе 2000 г., причислил его к лику святых (память его 27(14) ноября). Также расстреляли священника Димитрия (Розанова). Оба священника погибли на Бутовском полигоне под Москвой.
В 1938 г. церковь передали обновленцам. Однако в 1940 г. все равно закрыли, потому что сюда почти никто не приходил. Иконостас вывезли, росписи стен забелили. В 1950 г. власти снесли главу над куполом и решили разрушить колокольню, но с помощью ломов и кирок рабочие этого сделать не смогли, все было построено крепко, на века. Тогда колокольню решили взорвать. Предупредили окрестных жителей, чтобы закрыли окна и двери, и взорвали. Разрушилась верхняя часть колокольни. На этом и успокоились (все было восстановлено в 1997 г.). Здание храма приспособили под фабрику металлографии и штемпельно-граверных работ. Это вредное гальваническое производство с использованием кислот.
Судьба святынь храма, чтимых икон, остается неизвестной. В 1957 г., когда в Москве проходил Фестиваль молодежи и студентов, толченым кирпичом церковной колокольни празднично усыпали московские дорожки. Уже через 3 года после этого храм признали памятником архитектуры и поставили на госучет. Однако фабрика осталась, и ее производство продолжало вредить памятнику.
В 1978 г. начинаются исследовательские и проектные работы по реставрации храма, в частности, к 1985 г. создан проект восстановления колокольни и главки, однако воплощены эти работы в то время не были.
Постановлением Совета Министров РСФСР от 04.12.1974 №624 храм отнесен к объектам культурного наследия федерального значения. Решением Исполнительного Комитета Московского городского совета народных депутатов №27 от 8.01.1991 передан общине верующих Русской Православной Церкви. С этого времени на приходе были возобновлены регулярные богослужения, начались ремонтно-реставрационные работы.
Для проведения богослужений был расчищен один из производственных цехов. На Пасху 6 апреля 1991 г. состоялось первое богослужение. Окончательно производство было остановлено только к августу того же года «из-за нарушения экологических и пожарных норм». Территорию вокруг храма очистили от алюминиевых отходов. Под алтарем придела мучеников Флора и Лавра сняли около двух метров земли: фабрика сливала отходы производства в отверстия под фундамент.
К 1997 г. силами общины были восстановлены исторические объемы колокольни, воссоздано завершение главного купола, подняты колокола, написаны и установлены три иконостаса, частично заменены коммуникации.
В 2015-2016 г.г. в рамках Программы предоставления субсидий из бюджета города Москвы храм реставрировался. В 2015 г. на колокольне и в трапезной были отреставрированы фасады с декоративными элементами, кровля, колонны, окна и двери. В 2016 г. выполнялись работы на четверике и апсиде: реставрация белокаменного лепного декора, штукатурного и отделочного слоя, реставрация цоколя, колонн, карнизов, гранитной паперти, окон и дверей, металлических элементов, мраморных подоконников, утепление подкупольного пространства, устройство гранитных полов, монтажные, а также штукатурные и малярные работы (стены, своды, откосы).
http://www.fedmp.ru