«ЗАМОК ОЛЬДЕНБУРГСКОЙ ПРИНЦЕССЫ»
ЧАСТЬ 1. ЗАМОК.
Мне бессильным не выразить словом,
Как у вас отдыхает душа,
Как под вашим приветливо кровом
И как ваша Рамонь хороша.
Хороша она далью лесною
И дворцом над обрывом крутым,
Хороша тихоструйной рекою
И привольным простором степным.
Но милее и лучше, и краше
Гор, оврагов, озер и полей.
Дорогое радушие ваше.
К.Р.
В конце 18-первой половине 19 вв. местными землями и небольшим сахарным заводом владел капитан в отставке Иван Иванович Тулинов, далее его сын, а потом и младшая дочь. 31 мая 1878 года Министерство Императорских уделов выкупает Рамонь у наследницы Марии Николаевны Вельяминовой (3000 десятин земли, свеклосахарный завод за примерно 500 тыс. руб.). Император Александр II дарит его своей племяннице принцессе Евгении Максимилиановне Ольденбургской. В память по легенде принцесса привозит и закладывает дарственный камень «Бомарсунд», получивший название от крепости Бомарсунд, расположенной на Аландском архипелаге в Балтийском море и уничтоженной в 1854 году англо-французскими войсками в ходе Крымской войны. Считается, что именно там император Александр II подписал дарственную на имение в Рамони, а вместе с документом отправил в подарок гранитный монолит из камня, оставшегося от крепости, с дарственной надписью.
Вступив во владение и приехав в Рамонь, супруги Ольденбургские поселились в доме бывшего помещика Тулинова и, будучи людьми предприимчивыми, деятельными, целеустремлёнными, занялись обустройством хозяйства.
Строительство дворцового ансамбля начинается в 1883 году. День начала постройки был очень торжественным, все жители деревни нарядились в праздничные одежды, а будущие владельцы замка собственноручно закладывали в фундамент будущей постройки золотые монеты. Проект замка-дворца поручили архитектору Христофору Нейслеру, который построил его в стиле «английской неоготики».
Перед началом строительства были проведены большие подготовительные работы. Прибывали многочисленные мастеровые, расчищалась территория, изготавливался штучный «пяточный» кирпич, валился и распиливался лес.
Три года возводили стены метровой толщины. Внутри стен оставляли пустоты для особой системы отопления. Стоящая в подвале печь отапливала огромное по площади здание, от нее отходили трубы, скрываемые стенами, каждая стена заканчивалась дымоходом. Красный кирпич быстро прогревался от горячего воздуха и начинал отдавать тепло комнатам дворца. К системе отопления относились также камины и печи, предназначенные для нежилых помещений. Три камина, облицованные темно-вишневыми изразцами, а также три голландские печи, выложенные белым кафелем, отапливали кабинеты, библиотеку и бильярдную первого этажа.
Крыша покрывалась добротным кровельным железом. Для придания особого колорита оно было изготовлено с особым декором — чешуйками.
Изысканность дворцовому комплексу придавали изящные творения кузнечного дела-витые чугунные ворота, ограда балконов с монограммой владельцев, опирающихся на металлические колонны в ажурной кованой перевязи. В крытую легким хрупким стеклом веранду была вплетена металлическая проволока, придававшая ему прочность и сдерживавшая удары случайных предметов, не позволявшая стеклу раскалываться.
Внутренние интерьеры дворца оформлялись в течение 1887 года. На первом этаже располагались парадные комнаты – рабочий кабинет, большая гостиная, библиотека, бильярдная. На втором этаже были личные апартаменты Ольденбургских. В библиотеке был своеобразный потолок, представляющий собой ячеистую структуру. В каждой ячейке были установлены панно из дерева, некоторые из которых были выжжены принцессой (герои древнегреческой мифологии, различные цветочные орнаменты, геральдические символы Ольденбургских и буквы «АЕП» (Александр, Евгения, Пётр)). Это подтверждает надпись на одной из таких плит: «1887. Февраль, март, апрель, май. Рисунки составлены А. М. Аббель, выжжено Евгенией, пр. Ольденбургской, фон сделан фрейлиной А. Л. Шиповой, полковником А. Ч. Ганикс». В центральной части потолка находилось 5 «полотен» с эффектом «сопровождающего взгляда и поворотом головы».
Музыкальный салон обладает уникальной акустикой, если монотонно говорить и при этом медленно передвигаться к геометрическому центру зала, то громкость звука в разы превышает то значение, которое было на краю (эффект резонанса). Ни в стенах, ни в потолке нет никаких пустот, которые могли бы выполнять роль резонатора. Однако в подвале, под этой комнатой проложены три балки (в других местах их нет). Скорее всего резонаторами являются они.
Рядом с музыкальным залом находится комната идентичная по размерам. Там располагался бильярдный зал. В отличии от музыкального салона в нем была продумана система звукоизоляции настолько профессионально, что игроки не слышали, что у них за стеной звучит громкая музыка.
В замке никогда со времени его существования не было гнёзд грызунов и насекомых, так как на стадии строительства применили один старинный прием. Ольденбургские завезли в имение большое количество верблюдов. Их вычесывали и из полученной шерсти ткали великолепные ковры, которые украшали дворец. Но не ковры спасали дом от нашествия мышей, тараканов и пр., а сухая верблюжья шерсть, которой прокладывали дранку в стенах.
Центральная лестница из морёного дуба сделана без единого гвоздя и клеящих составов и при этом на протяжении более 100 лет не скрипит (точнее скрипит только в тех местах, где работали современные реставраторы). При проектировании применялись сложные инженерные расчеты. Когда женщина спускалась по ступенькам лестницы в платье в пол она по этикету не должна была приподнимать подол. Так вот высота и длина ступенек рассчитаны таким образом, что когда спускаешься или поднимаешься в длинном платье нет опасности наступить на его край.
В одном из помещений подвала в потолке можно видеть круглую дыру закрытую сверху досками. Над ней располагалась ванная комната. Дно большой ванны уходило в подвал, где к ней подводились целая система гидротехнических сооружений. Электрический насос, под давлением, подавал горячий воздух в ванну. Это был гидромассаж и прообраз современного джакузи.
Во дворце существовала также уникальная на тот период система отопления: в подвале стояла печь, от которой по всему дому расходились шахты. Во время топки горячий воздух поднимался по этим каналам и подогревал все помещения здания. Кроме этого, те меры теплоизоляции, которые были приняты при строительстве дворца (в этом плане он напоминает термос) позволяли поддерживать в течении всего года одинаковую температуру (22 град. С) и влажность.
Одновременно с окончанием строительства замка, были построены и въездные ворота в виде двух башен, одну из которых украсили куранты фирмы «Винтер» (сейчас на их месте стоят обычные вокзальные часы). Конструкция этой башни такова, что она многократно усиливала звон колоколов. Часы отмеряли время каждые четверть часа, а звон разносился на несколько вёрст.
Башни, окна и каменные щипцы были выделены белым цветом, чтобы придать метровым по толщине стенам неприступных угловых башен ощущение легкости и изящества.
В так называемом «свитском корпусе» размещалась прислуга, сопровождавшая гостей.
Лестничные марши от стеклянной веранды до подножья холма каменным водопадом стекали по склонам нижнего парка. Первые четырнадцать ступеней вели к смотровой площадке, которая одновременно являлась куполом причудливого каменного грота. У основания бил фонтан в виде металлической рыбы, изо рта которой к подножью стекали струи воды, падающие в большую каменную чашу.
Позади замка сооружен мост, соединяющий замок с имением сына владельцев принца Петра Ольденбургского и его жены Ольги Александровны-«Уютное».
Дворец достаточно быстро стал излюбленным местом встреч родственников и друзей хозяев. Здесь бывали императрица Мария Федоровна, греческая королева Ольга Константиновна, Великий князь Константин Константинович Романов с супругой, герцоги Лейхтенбергские…
Особое место отводилось охоте. Была построена псарня с лечебным и родильным отделением для собак, нанят большой штат егерей и собаководов. На противоположном берегу реки Воронеж, в лесной чаще был устроен зверинец, в котором обитали крупные звери и птицы. Места наиболее удачных охот отмечались специальными каменными сооружениями. Если во время охоты, в азарте пристреливали не только медведя, но и медведицу, а потом оказывалось, что у нее были медвежата, то их не бросали на произвол судьбы, а забирали с собой. Зимой их помещали в подвал дворца.
После разорительного пожара Евгения Максимилиановна в 1908 году была вынуждена продать кондитерскую фабрику Министерству уделов и покинуть Рамонь навсегда. Сын Пётр Александрович прожил в любимом дворце до 1917 года, после эмигрировав вместе с родителями.
Существует легенда, будто в годы войны фашистские войска, узнав, что у хозяев замка немецкие корни, отказались его бомбить, разослав листовки: «Дворец бомбить не будем». Во время бомбардировок местных жителей спасали прочные стены дворца принцессы Ольденбургской.