Зал Шагала в Кнессете

Летом 1960-го великому художнику Марку Шагалу позвонил спикер кнессета Кадиш Луз и предложил ему принять участие в оформлении проектируемого нового здания Кнессета. Шагал с энтузиазмом отнесся к проекту, решив, что это будет его дар еврейскому народу и Израилю.

В 1963 году он посетил Израиль, чтобы обсудить будущие темы для масштабных работ в Кнессете. Всего ему было заказано 12 мозаик на полу и одна настенная. Кроме того, первоначально речь шла о витражах — подобных тем, что Шагал ранее создал для синагоги в иерусалимской больнице «Хадасса». Кадиш Луз снабдил его необходимыми отрывками из Библии, которые следовало воплотить, и Шагал принялся за работу. Но в итоге он решил, что вместо витражей стоит попробовать создать гобелены, которые будут освещаться естественным иерусалимским светом. Ему тем более ему было интересно поработать с гобеленами, поскольку раньше он не работал в этой технике. В итоге летом 1963 года он предложил создать триптих из гобеленов.

И здесь надо отметить следующее обстоятельство: будучи уроженцем местечка, еще в юности Шагал усвоил гораздо более широкий взгляд на культуру, мир и роль в ней еврейского народа, чем многие его соседи-соплеменники. Так, он гордился тем, что еврейский народ дал миру Христа, Маркса и социализм. В частности, образ распятого Иисуса, который был популярен в идишской культуре, как символ страданий еврейского народа, был рано воспринят Шагалом и занял постоянное место в его творчестве, особенно после Второй мировой войны. Уже на первых выставках за пределами России — в парижском «Осеннем салоне» в 1912 г. и в Берлине в 1914 г. — была показана его «Голгофа», первоначально носившая название «Посвящение Христу». Известны около 50 его живописных и графических работ с распятиями, витражи в здании ООН, церквях Майнца, Цюриха, Меца.

Далее исследователи истории Второго Храма давно отметили связь раннехристианской концепции жертвы Христа с Акедой — жертвоприношением Ицхака, Эта идея была очень близка и Шагалу, который неоднократно к ней возвращался — как, например, на витраже собора в Меце, так и в «Жертвоприношении Исаака» из серии «Библейское послание» (1960-66).

Шагал собрался реализовать ту же идею и на грандиозном центральном гобелене (9,5×4,5 метров) кнессетского триптиха, получившем окончательное название «Исход». Тем более, что ранее, в 1952 г., в его полотне «Исход» распятие послужило центральном образом. Однако во время обсуждения иконографии гобелена ему порекомендовали не изображать распятия, не слишком уместного в здании парламента еврейского государства. Кто именно разговаривал с Шагалом, как проходил разговор — так и осталось неизвестным, хотя это было бы очень любопытно узнать.

Но Шагал всегда отличался упрямством. Не имея возможности написать распятие напрямую, он сделал это в виде очень прозрачного намека: Исаака он изобразил с правого края гобелена, на алтаре и с руками, раскинутыми как на кресте. В 1968 г. вышивка гобеленов в Париже по подготовленным Шагалом картонам была завершена.

18 июня 1969 г. все три гобелена были вывешены на восточной стене парламентского зала для официальных приемов Кнессета в присутствии президента Израиля Залмана Шазара, премьер-министра Голды Меир и спикера Кадиша Луза. Впоследствии зал получил имя Шагала.

И все остались при своих.

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?