Село находится в 80 верстах от губернского города. В писцовых книгах Владимирского уезда 1637-47 гг. Закопье значится старинною вотчиной боярина Никиты Ивановича Романова, и церковь в селе Рождества Христова деревянная. Закопье в то время было центром громадной вотчины бояр Романовых, в состав которой кроме села входили 20 деревень, 123 починка и 44 пустоши; в деревнях числилось 106 дворов крестьянских и 44 бобыльских.
В 1682 г. эта вотчина приложена была в московский «Спаса Нового» монастырь, во владении коего и оставалась до 1764 г. Таким образом, церковь в Заколпье существовала уже в начале XVII ст.; дальнейшие сведения о ней довольно скудны. В делах патриаршего казенного приказа сохранились две отметки: о выдаче антиминса к освящению церкви Рождества Христова в 1691 г. и выдаче указа об освящении новопостроенной в Заколпье церкви в 1713 г. Так как во второй отметке церковь не поименована, то можно думать, что в Заколпье была устроена другая теплая церковь, как это бывало и в других селах. Церкви были деревянные.
В 1834 г. в Заколпье начат постройкою каменный храм; трапеза была окончена в 1837 г., а главный храм в 1845 г. Престолов в этом храме три: главный — в честь Рождества Христова, в трапезе — в честь Покрова Пресвятой Богородицы и св. апост. евангелиста Иоанна Богослова. Над главным престолом в 1893 г. устроена сень. Утварью, ризницей, иконами и богослужебными книгами церковь снабжена вполне достаточно.
Причта в приходе по штату положено: два священника, диакон и два псаломщика. На содержание их получается от земли церковной, от служб и треб до 1000 руб. в год. Дома у членов причта собственные, на церковной земле. Земли при церкви усадебной 2 дес., пахотной 22 дес.; план и межевая книга на одно поле земли имеются. Приход состоит из села Заколпья и деревень: Борисова, Дудора, Дмитриева и Махонина и части Григорьева; во всех этих поселениях по клировым ведомостям числится 1925 душ муж. пола и 1040 жен. В селе с 1884 г. существует церковно-приходская школа, в дер. Дудоре имеется земская народная школа.
В. Добронравов «Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии», выпуск 4, Губ. гор. Владимир, Типо-литография В.А. Паркова, 1897 г.
В писцовых книгах Владимирского уезда 1637-1647 г.г. село Заколпье значится старинной вотчиной боярина Никиты Ивановича Романова, «в селе церковь Рождества Христова — древяна клецки, а въ церкви образы и свечи и книги и клепало железное и всякое церковное строение вотчинниково; при церкви два священника Алексей и Николай, пономарь и просвирня…». В 1682 г. эта вотчина приложена была к Московскому Новоспасскому монастырю (Свято-Данилову), во владении которого находилась до 1764 г. Таким образом, церковь в Заколпье существовала уже в начале XVII столетия, но сведения о ней очень скудны. В делах патриаршего казённого приказа сохранились две отметки – о выдаче антиминса к освящению церкви Рождества Христова в 1691 г. и выдаче указа об освящении новопостроенной в Заколпье церкви в 1713 г. неизвестного наименования.
В 1834 г. в Заколпье был заложен каменный Христорождественский храм, трапеза которого была окончена в 1837 г., а главный храм – в 1845 г. Престолов в храме три: главный – в честь Рождества Христова, в трапезе – в честь Покрова Пресвятой Богородицы и святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Как особая святыня в церкви хранился небольшой наперсный серебряный с позолотой крест с частицей мощей святого Василия Великого (учитель Церкви IV века), который был приложен в 1840 г. Приход состоял из села Заколпье, сельца Константиново и деревень Борисово, Дудор, Дмитриево, Махонино и части села Григорьево.
Прихожанами Христорождественского храма были не только жители села, но и окрестные помещики. В их числе – Евфимия Дмитриевна Арсеньева – двоюродная сестра матери Михаила Юрьевича Лермонтова, вышедшая замуж за меленковского помещика и уездного предводителя дворянства подполковника Петра Алексеевича Чижова. До сих пор в церковной ограде Христорождественского храма Заколпья непосредственно за алтарем сохранилось надгробие из серо-розового гранита, на котором можно разобрать надпись: «Здесь погребено тело рабы Божией Евфимии Дмитриевны Чижовой, урожденной Арсеньевой, скончавшейся 5 февраля 1873 года на 62-м году от рождения». Погребал Евфимию Дмитриевну в Заколпье протоиерей Петр Васильевич Миртов.
Петр Васильевич Миртов с 1853 по 1899 г.г. служил настоятелем церкви с. Заколпья. 20-го июля 1857 года у протоиерея родился сын Василий Петрович Миртов (1857-1916). Скончался Петр Васильевич Миртов в 1899 году, беломраморный памятник Миртова, сохранился.
http://lubovbezusl.ru/publ/istorija/gus/selo_zakolpe_gus_khrustalnogo_rajona/60-1-0-4133
В 2017 году исполнилось 555 лет со времени упоминания Заколпья в исторических источниках. По преданию, когда-то очень давно, на опушке среди вековых сосен — отрогов знаменитых мещёрских лесов, был чудесным образом обретён образ, изображающий рождение божественного младенца Иисуса Христа. Крестьяне воздвигли на месте находки часовню, а потом срубили там деревянный храм, освящённый в честь Рождества Христова, который в народе так и стали называть — Рождество Христово в Заколпье. Возможно, это случилось ещё при Дмитрии Донском или даже ещё ранее, потому что уже в 1462 году село Заколпье упоминается в завещании (духовной грамоте) великого князя Московского Василия II Тёмного — внука победителя в Куликовской битве. Тогда Василий II передал сёла Заколпье (название происходит от реки Колпь) и Черчесово своей жене княгине Марии Ярославне. С тех пор Заколпье на четыре с половиной столетия оставалось в дворцовом ведомстве, являясь владением великокняжеской, а потом и царской династии.
В писцовых книгах Владимирского уезда 1637-1647 гг. село Заколпье значится старинной вотчиной боярина Никиты Ивановича Романова, «в селе церковь Рождества Христова — древяна клецки, а в церкви образы и свечи и книги и клепало железное и всякое церковное строение вотчинниково; при церкви два священника Алексей и Николай, пономарь и просвирня…» В 1682 году село перешло в собственность московского Новоспасского монастыря. В 1691 году храм возвели заново, а в 1713 году рядом поставили тёплую церковь. В 1834 году началось сооружение каменного храма на средства местных крестьян и меленковских помещиков. Через три года построена трапезная с приделами Покрова Пресвятой Богородицы и во имя святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова. В 1845 году возведение основного объёма храма было закончено. В 1862 году сооружена колокольня.
Всё здание состоит из трёх объёмов: основного храма с прямоугольной апсидой, трапезной и колокольни. Трёхъярусная колокольня в плане — прямоугольник, нижний и третий ярусы декорированы сплошными рустами, средний — гладкий, завершение сферическое на четыре ската, увенчано высоким шпилем с крестом. Колокольня посредством небольшой паперти соединяется с обширной четырёхстолпной трапезной, перекрытой системой крестовых сводов. Из трапезной большая арка вводит посетителя в основной объём церкви. Он имеет форму четверика, который посредством парусов переходит в большой барабан — цилиндр, перекрытый сферическим сводом. Алтарь имеет прямоугольную форму с прямоугольным выступом в восточной стене. Апсида перекрыта коробовыми сводами. Оконные проёмы в церкви прямоугольные с узкими лучковыми откосами. В барабане окна арочные. Пол в здании — керамическая плитка. Двери двойные деревянные. В интерьере стены покрыты штукатурным основанием под живопись. Северный и южный фасады основного объёма украшены четырёхпилястровыми портиками, завершёнными фронтонами. Над окнами трапезной сандрики.
Во второй половине ХIХ века участок почти прямоугольной формы обнесли кирпичной оградой с тремя тройными арочными воротами — западными, северными и южными, а в северо-западном углу участка выстроили церковно-приходскую школу (1884 г.). Внутри ограды к востоку и северу от церкви сохранились старые надгробья. Среди них — выполненнный из розового гранита памятник на могиле Евфимии Дмитриевны Чижовой (урождённой Арсеньевой) — двоюродной сестры матери М. Ю. Лермонтова, вышедшей замуж за меленковского помещика и уездного предводителя дворянства подполковника Петра Алексеевича Чижова, а также беломраморное надгробие священника П. Миртова (1899). В Христорождественском храме служили священномученики Николай Поспелов (1914-1922) и Пётр Чельцов (1943-1949).
Церковь Рождества Христова — одна из немногих сельских церквей Владимирской области, не разорённая в советскую эпоху. Перед Великой Отечественной войной с храма сбросили колокола, самый большой из которых, по словам местных жителей, весил около 4 тонн. Существует молва, что один из снятых колоколов был закопан сочувствующими экспедиторами около Суздаля, в надежде на то, что гонения на церковь скоро закончатся и колокол снова займёт своё прежнее место на звоннице храма. С началом войны службы в Христорождественском храме прекратились, но церковь не закрывалась. Ещё в начале ХХ века грунтовые воды подмыли фундамент главных ворот церковной ограды и они стали клониться вперёд. В 1961 году, во время очередного «хрущёвского» гонения на Церковь, стены и своды удалось расписать масляными красками. Однако печное отопление и влияние влажного климата быстро привели росписи в негодность: они стали шелушиться и потемнели. В 1987 году настенную роспись и нижний ряд иконостаса реставрировала художница из Владимира. В это же время была расписана и алтарная часть. Печное отопление заменила котельная, работающая на угле и дровах. Обновлена кровля на куполе и колокольне. В 1992 году к Заколпскому приходу был приписан Крестовоздвиженский храм в селе Григорьево.
Церковь Рождества Христова в селе Заколпье является памятником архитектуры федерального значения. Представляет собой сельский храм позднего классицизма в упрощённых формах, отличается сдержанным декором, а вот церковно-приходская школа (с 1990 года — Воскресная школа) и церковная ограда выдержаны в формах эклектики.
С сайта: https://azbyka.ru/palomnik/Храм Рождества Христова в Заколпье и https://www.prizyv.ru/2013/01/rozhdestvo-hristovo-v-zakolpe