Загадочные ткани из пьесы Островского
Ах, мало кто умел так описывать бытовые детали, как Островский в своих пьесах! А за упоминания старинных тканей я благодарна ему особо. Вот заглянешь к его героине в шкаф и убедишься, насколько широким был тогда выбор…
Я как-то писала о процессе приёма приданого в купеческой семье. Платье такое, платье этакое… А давайте поговорим о нарядах Олимпиады Самсоновны из пьесы «Свои люди — сочтёмся»? Вот уж у неё платья так платья, ткани так ткани!
Шёлковые материи в первой половине XIX века использовали не только для вечерних, но и для повседневных нарядов. И в шкафу Олимпиады Самсоновны немало платьев из шёлкового семейства «гро» – грогроновые, гроденаплевые, гродафриковые.
Грогрон – самый дорогой из них материал. Это шёлк наивысшего качества, сделанный из плотно скрученных нитей, очень лёгкий и при этом прочный.
Громуар – шёлк с муаровыми, очень характерными волнистыми переливами.
А дальше, думаю, уже легко догадаться, что гродефлоранс – из Флоренции, а гродеберлен – из Берлина. Вернее будет сказать, это сорта шелков, которые изначально возникли в этих городах, а потом уже их могли делать и в других местах. Ещё у Олимпиды-Липочки есть платье из гроденапля – это плотная шёлковая ткань. Впервые появилась… да-да, в Неаполе!
А гродафрик? Привет Африке!
«Устинья Наумовна: Ишь ты, бог с тобой, сколько нагородила. А ты поди-ко выбери мне какое пошире из гродафриковых.
Олимпиада Самсоновна. Гродафрикового не дам, у самой только три; да оно и не сойдётся на твою талию; пожалуй, коли хочешь, возьми крепрашелевое».
Ах, прижимистая Олимпиада Самсоновна… С другой стороны, можно понять нежелание расставаться с платьем из «африканского гро». В журнале «Молва» в 1831 году о нём писали: «Шёлковая ткань репсового плетения с крупными растительными узорами. Он весьма красив по разнообразиию узоров и цветов». Репсовая ткань, из какой пряжи её бы ни делали, была с поверхностью в мелкий рубчик. А раз ещё и шёлковая, так к тому же с узорами – как же добровольно отдать такое платье? Лучше предложить что-нибудь другое.
А ещё был гродетур, шёлк из Тура. Его делали из менее толстых нитей, чем гроденапль, но, тем не менее, он всё равно был плотным. Однотонный, чаще всего тёмных глубоких оттенков. Вот странно, что такого платья у Липочки нет! Купцы его уважали за качество и практичность, поскольку этот материал мало мялся. Правда, название со временем исказилось — такое бывало. Вон, сваха «крепрашелевое» платье называется «трепрашельчатым». Так и гродетур превратился в… гарнитур!