Задонск. Задонский Рождество-Богородицкий мужской монастырь. Собор Владимирской иконы Божией Матери.

Построен в 1845-1853 годах по проекту архитектора К.А. Тона. Эклектика. Двусветный, прямоугольный в плане монументальный объем храма с тремя полуциркульными апсидами венчает традиционное пятиглавие (центральный световой барабан – шестнадцатигранный, боковые – восьмигранные) с гранеными луковичными главами. Западный фасад, центральные части северного и южного фасадов обработаны тройными полуколоннами коринфского ордера (без каннелюр), муфтированными по середине и у основания, несущими закомары килевидного рисунка. Окна второго светового яруса и световых барабанов – прямоугольные с полуциркульным завершением, в центральных частях фасадов — сдвоенные.Сайт: Храмы России

В писцовых книгах 1628-30 гг. Засосенского стана Елецкого уезда указывается, что монастырская церковь во имя Сретения Владимирской иконы Божией матери в это время являлась и приходской церковью для ближней округи. Об этом свидетельствует то, что в слободке Тешевке проживал «белый» клир, в задачи которого входило совершать так называемые мирские требы: крещение, венчание и т. п.
В 1692 г. обитель огнем была уничтожена дотла. Все деревянные строения монастыря, в том числе и церковь, сгорели, погибли также имущество и архивы, осталась неповрежденной пожаром только храмовая икона Владимирской Божией Матери. Пожар этот послужил не только строгим указанием на «тщету в миру приобретаемого», но и тому, чтобы ярче просияла слава Владимирской иконы Божией Матери из Задонской обители.
Самые существенные средства содержания получались Задонскою обителью от чудотворной иконы Богородицы Владимирской, к которой притекали во множестве усердствующие поклонники и доброхотно оставляли свои лепты на благоустройство честной обители. Восстановлен монастырь был по-прежнему в деревянном виде и в прежнее наименование. В 1693 г. игумен Трифон взамен сгоревшей построил новую деревянную церковь в честь Сретения Владимирской иконы Божией Матери. …Под его руководством храм, кельи и хозяйственные постройки монастыря были отстроены вновь столь основательно и продуманно, что стояли без перемен несколько десятилетий, пока не появилась возможность заменить их каменными.
В 1736-41 гг. севернее прежней деревянной церкви и выше по склону построен был новый кирпичный соборный трехпрестольный храм. Главный престол его освящен в честь Владимирской иконы Божией Матери 23 июня 1741 г. В тот же день освящен и левый придел во имя св. Евсевия, епископа Самосатского (небесного покровителя игумена-строителя). Другой теплый придел освящен 24 июня того же года в честь Рождества Иоанна Предтечи.
В том же 1741 г. на месте древней деревянной церкви был построен надкладезный молитвенный храм — часовня. В 1788 г. из казны выделено было 500 руб. на ремонт монастырских построек, а в 1789 тщанием некого Александра Заборовского ремонтировался снаружи и внутри соборный Владимирский храм: менялась кровля, золотился иконостас, поновлялись иконы. В 1803 г. соборный храм расписан живописным лучшим художеством масляными красками внутри. Писал воронежской казенной палаты отставной канцелярист Арбузов. Годом ранее в 1802 г. на главную святыню обители, поновленную в 1775 г., Владимирскую икону Божией Матери, вместо ветхой, сделана новая сребропозлащенная риза, по приличным местам обнизано хорошим жемчугом, драгоценными камнями и стразами. В 1823 г. заново вызолочена была глава на Владимирском соборе. В иконостасе храма «около местного чудотворного образа Владимирской Божией Матери, в симметрию оного и на другую сторону Царских Врат, таковой же серебряный чеканный оклад» устроен. В 1824 г. сделан новый серебряный чеканный оклад на икону Покрова Божией Матери.
В 1830 г. продолжалось строительство колокольни, которую выстроили до второго слухового окна второго этажа. В том же году в соборной церкви сделаны были два новых придельных иконостаса и два киота к столпам посреди церкви. Все оное выкрашено под лак, а резные приличные места позлащены на полимент. Стенная живопись пробликована.
В 1841 г., когда исполнилось столетие построенному в 1741 г. первому каменному Владимирскому собору, о. Мартирий известил епархиальное руководство, что в «трапезной церкви Владимирской Богоматери, она же и летняя соборная, трещины в сводах», храмовое здание по указанию священноначалия 13 мая того года было опечатано, а богослужения, вплоть до построения нового летнего храма, с тех пор совершались в теплой монастырской церкви во имя Рождества Богородицы…
В начале 1844 г. архимандрит Иларий подал прошение епархиальному руководству о необходимости постройки нового соборного храма в Задонской обители, получившее поддержку архиепископа Воронежского и Задонского Антония… По смете, прилагаемой к проекту К. А. Тона, требовалось 131 891 руб. и 89 и 8/10 коп. серебром, в перерасчете на курс серебряного рубля у монастыря имелось всего 11 000 руб. О. Иларий настаивал на проекте Тона, для чего лично отправился в Петербург. 14 июня 1844 г. проект был рассмотрен и государь император его утвердил. В то же время был решен вопрос о судьбе старого Владимирского собора — от епархиального начальства поступило предписание начать его разборку…
Летом 1853 г. окончилось сооружение нового Владимирского собора и 13 августа… состоялось освещение второго и третьего ярусов…, нижний цокольный этаж перекрыт и освящен был в 1848 г.
Новопостроенный Владимирский собор являл собой великолепный образец храмового строительства середины XIX ст. Пятикупольный, восьмипрестольный, трехэтажный храм был богато «изукрашен разного рода оформительскими архитектурными элементами». Строительство его обошлось в 150 000 руб. серебром и велось как за счет доходов самого монастыря, так и доброхотных подаяний. Высота соборного храма составляла 28,5 саж., длина с крыльцом — 23 саж., внутри кроме паперти — 16 саж., ширина – 12 саж., ширина снаружи с крыльцом — 17,5 саж.
Во Владимирском соборе престолов восемь: в среднем этаже собора находился главный престол в честь чуд. иконы Владимирской Божией Матери; справа — придельный в честь Покрова Божией Матери, слева — придельный во имя св. Алексия, митрополита Московского, и Симеона Столпника. В верхнем этаже, на хорах: справа — престол освящен во имя св. муч. царицы Александры, слева – во имя св. первомуч. архидиакона Стефана. Иконостасы в них выполнены были художником академиком Т.В. Мягковым. В нижнем этаже три престола: главный освящен во имя Святой Троицы, правый — в честь Успения св. Анны пророчицы, а левый – св. вмц. Екатерины. Иконы нижнего храма написаны в монастырской иконописной мастерской. Правый придел в нижнем этаже устроен был в честь ангела графини Анны Алексеевны Орловой-Чесменской в память о ее благотворениях монастырю.
В 1883 г. начат был капитальный ремонт Владимирского собора, в котором активно участвовали благодетели из мирян: четыре наиболее чтимые храмовые иконы украсились массивными серебряными ризами 84 пробы, общим весом почти 71 кг и стоимостью около 10 000 руб. серебром стараниями купца М. И. Шапошникова; 800 руб. пожертвовал купец Кононов на устроение серебряных риз на иконах в Царских Вратах; 300 руб. стоила риза для иконы «Тайная вечеря», изготовленная по заказу ростовской купчихи А. И. Асмоловой. Внутренние стены всего храма были окрашены голубою, небесного цвета краскою и в приличных местах украшены росписью альфреско.
…В начале 1890 г. в Богородицком монастыре приступили к коренному обновлению внутреннего оформления главного храма обители…, постенную живопись в храме выполнил сам известный московский художник К.Е. Морозов. Тогда же, в 1890-91 гг. выполнен был полный косметический ремонт соборного храма в целом, а также исправлены обветшавшие предметы интерьера. В частности, полностью переделан был центральный иконостас…, иконостасная работа, как резная, так и позолотная, выполнена московским купцом А.А. Дементьевым. Весь комплекс ремонтных и живописных работ удалось завершить к первым числам августа 1891 г.
А.Ю. Клоков, Л.А. Морев, А.А. Найденов «Храмы и монастыри Липецкой и Елецкой епархии. Задонский район. Часть I»

Известно, что первым храмом Задонского Рождество-Богородицкого монастыря была деревянная церковь во имя Владимирской иконы Божией Матери. Её построили основатели обители — схимонахи Кирилл и Герасим примерно в 1610 году. Храм неоднократно горел и восставал из пепла. Впервые Задонский монастырь упоминается в платежных книгах Елецкого уезда в 1615 году: «Монастырь Тешевский на берег реки Дону, усть речки Тешевки. За монастырём, под Тешевским лесом, слободка Тешевская…» Любопытный момент: об обители пишут именно как о монастыре, а не как о пустыни, стало быть, старцы-основатели не планировали никакого уединённого жилья. И действительно, москвичи Кирилл и Герасим изначально хотели возвести тут своего рода форпост в диком поле. Ведь в тех же писцовых книгах читаем, что у обители «ограда древена. Ворота простые затворные… А в монастыре церковь, а в церкви поставлены образа местные и книги и ризы, и у церкви колокол и все церковное и монастырское строенье — дву старцев Кирилла и Герасима, да в монастыре же келий: келья старца Мисаила, келья старца Иева, пашни монастырские паханные 6 чети да перелогом да дикого поля 11 четвертей. И обоего пашни монастырские пахатные и перелогом дикого поля добрые земли 21 четь в поле, а в дву по тому ж, сена нет».
Про старцев-основателей известно, что пришли они из московского Сретенского монастыря и принесли с собой копию Владимирской иконы Божией Матери. Эта икона имела особое значение для здешнего края. В конце ХIV в южные русские земли вторглись полчища Тамерлана. У него было отлично обученное и многочисленное войско, которое быстро продвигалось вперёд. Отчаянное сопротивление захватчику оказали жители Ельца, но силы оказались неравны. Елец был захвачен и разорён, но дальше в глубь Руси, вплоть до самой Москвы, Тамерлан почему-то не пошёл. Вместо этого он развернулся и подался обратно в степь. Считается, что всё время, что «Железный Хромец» бесчинствовал в южных землях, москвичи усердно молились перед образом Владимирской иконы Божией Матери об избавления от врагов, и Небесная Заступница вдруг явилась во сне Тамерлану, когда тот стоял лагерем недалеко от Ельца. Когда его мудрецы растолковали ему, кто посетил его ночью, полководец якобы и велел своим войскам разворачиваться. В летописях тогда написали: «И бежал Тамерлан, гонимый силою Пресвятой Девы!» Естественно, первый возведённый на территории монастыря храм был посвящён именно Владимирской иконе. В конце ХVII века он сгорел, однако на пепелище монахи обнаружили уцелевший образ Богородицы. Известие об этом разнеслось быстро — и в обитель потянулись паломники, которые щедро жертвовали на восстановление храма.
Монастырь полностью отстроился к 1697 году. Но прошло чуть менее полувека, и Владимирская церковь обветшала. К 1741 году на её месте возвели уже третий по счёту Владимирский храм — на сей раз каменный. Он простоял почти сто лет, а к середине ХIХ века встал вопрос и о его замене. К слову, примерно в то же время Владимирский образ вновь проявил себя как чудотворный. Во время эпидемии холеры ни один из насельников Задонского монастыря не заболел этой страшной болезнью. В 1853 году в Задонском монастыре было закончено строительство того собора, который мы видим сегодня. По сей день он является главным и самым большим храмом обители да и всего города. Внутри вновь отстроенный Владимирский собор был украшен прекрасными росписями. Фрески и все орнаменты выполнил в 1890 году художник К.Е. Морозов вместе со своей бригадой. За образец он взял всё тот же тоновский храм Христа Спасителя. В книге «Святая обитель веры и покаяния», выпущенная к четырёхсотлетию Задонского монастыря, про росписи рассказывается так: «Лучшими настенными картинами являются алтарные «Тайная вечеря», писанная по рисунку знаменитого художника Семирадского, и «Рождество Христово», исполненное с оригинала художника Верещагина, а также картина на западных хорах на стене слева, изображающая момент беседы святителя Тихона с народом». К счастью, большая часть живописного убранства собора сохранилась доныне и была отреставрирована в 1990-1994 годах московскими специалистами под руководством В.А. Наумова и насельником монастыря игуменом Феофаном (Гочаровым), тогда ещё простым иноком. Некоторые росписи стен в алтаре, а также иконы иконостаса выполнены в 2006-2007 годах художниками из Ельца». Несколько слов хочется сказать о соборном иконостасе. Первоначально образы для него писал художник Т.Е. Мягков. Но ни одна икона не уцелела — при Советах и сам храм едва не довели до полного разрушения. Так что когда монастырь начал возрождаться, первый иконостас вырезали из дерева сами насельники. Пару лет назад его заменили, вместо деревянного установили керамический.
К началу ХХ века Задонская Рождество-Богородицкая обитель превратилась в крупный духовный центр, который стоял в одном ряду с такими монастырями, как Троице-Сергиева и Киево-Печёрская лавра. К ней были приписаны более 300 человек братии. Но произошла революция, и Задонский монастырь стал одним из первых, пострадавших от новой власти. Хотя монахам некоторое время ещё позволяли оставаться в своих кельях, уже в 1918 году уездный исполком национализировал все постройки. находящиеся на территории обители. «Превратилась в «бордель» паломническая гостиница», — с горечью отмечается в книге об истории монастыря, выпущенной к 400-летию, «Святая обитель веры и покаяния». В самом монастыре почти на десять лет обосновались обновленцы. Потом его закрыли. Что же касается мощей святителя Тихона, то сначала их отправили в местный музей, потом — в антирелигиозный музей Ельца, который разместился в Великокняжеской церкви города, а затем в Орловский Богоявленский храм. Там тоже действовал антирелигиозный музей, где они демонстрировались вместе с фильмом о вскрытии гроба. Позже их отправили в запасники краеведческого музея. Своё законное место во Владимирском соборе они заняли только через год после возвращения монастыря верующим — в августе 1991 года. Чудесным образом рака, в которой мощи хранились до революции, уцелела. И именно в неё поместили мощи святителя. Что касается монастыря в советский период, то в 1970-1980-х годах на территории бывшего монастыря разместился консервный завод, а Владимирский собор приспособили под склад готовой продукции. И это несмотря на то, что ещё в конце 1940-х его официально поставили на охрану как памятник истории и культуры! И только в 1990 году начался процесс передачи монастырских строений Церкви. Первое архирейское богослужение состоялось во Владимирском соборе в день памяти святителя Тихона — 26 августа.
Владимирский собор построен по проекту архитектора К.К. Тона в лучших традициях им самим созданного русско-византийского стиля. Образцом для подражания на ммногие годы стал храм Христа Спасителя в Москве. Многие элементы, «отработанные» на проекте храма Христа Спасителя, были перенесены и в проект собора в Задонске. Схожа принципиальная схема: монументальный двусветный объём здания, увенчанный массивным пятиглавием. Есть, конечно, и различия — так, Владимирский собор представляет в плане не квадрат, а прямоугольник, его фасады не равнозначны: западный и восточный имеют трёхчастное деление, южный и северный — четырёхчастное. Закомары килевидные, апсиды полуциркульные. Являясь вместе с колокольней самым внушительным сооружением города, храм подчиняет и организует всё окружающее пространство — все значимые городские панорамы. Членение фасадов зафиксированы колоннами: тройными по углам и у центральной части, парными — на плоскостях стен. Колонны гладкие, без каннелюр, с муфтами у основания и в середине высоты, коринфского ордера. Окна большие, в нижнем ярусе простые прямоугольные, в верхнем — прямоугольные с полуциркульным завершением. Окна центральных частей фасадов сдвоенные, под ними порталы. Здание водружено на мощный цоколь, позволяющий разместить под основным объёмом обширное пространство нижнего храма. А сам собор, как будто на постаменте, приподнимается над окружающей монастырской застройкой. Гранитная облицовка цоколя усиливает это ощущение храма-памятника. Собор венчает традиционное для «тоновского стиля» могучее пятиглавие. Все барабаны световые. Центральный — шестнадцатигранный, четыре боковых — восьмигранные. Главы луковичные, также гранёные. На месте обретения мощей святого Тихона Задонского был устроен в 1870 году придельный храм. Он отмечает место, где под алтарём находилась усыпальница старого Владимирского собора. Внутри собор столь же грандиозен, как и снаружи. Всё его обширное пространство — а это примерно 35 на 25 метров, не считая паперти, и порядка 40 метров в высоту — полностью раскрыто от пола до купола. Таким образом, интерьер — это сплошной, практически нерасчленённый объём с главным акцентом на иконостас и подкупольное пространство центрального барабана.
Храм трёхэтажный: первый этаж — цоколь, второй — так называемый средний, именно сюда попадают верующие через главный вход; третий этаж конструктивно соответствует второму свету постройки. Он не рассекает внутреннее пространство надвое, а представляет собой галерею, пущенную по периметру несущих стен. Восприятие целостности монументального интерьера ничто не мешает — напротив, достигаемый эффект лишь усиливается, если осматривать собор с верхней галереи. Престолов во Владимирском соборе девять (тоновским проектом были предусмотрены восемь, девятый придельный храм на месте обретения мощей святого Тихона Задонского — был организован позднее). Великолепные иконостасы храма (главный — шестиярусный) изначально были изготовлены по проекту академика Императорской академии художеств Т.В. Мягкова, а потом значительно переделаны в 1890 году. После разорения в советский период, иконостасы были восстановлены в 1990-2000-е годы. Главной святыней Владимирского храма безусловно, являются образ Богородицы и почитаемые мощи, причём не только святителя Тихона Задонского, но также останков знаменитых задонских старцев.
Журнал «Православные Храмы. Путешествие по Святым местам». Выпуск №244, 2017 г.

Придел св. Евсевия в Николаевской церкви, находящейся на 2-м этаже Задонского Владимирского Богородицкого монастыря, устроен на левой стороне главного престола.
Первоначально придел в честь св. Евсевия в Задонском Богородицком монастыре был устроен игуменом Евфимием, в схиме Евсевием, в 1741 г. Этот игумен, по своему благочестию и ревностной заботливости о благоукрашении Задонского монастыря, в 1736 г. приступил к постройке нового каменного, вместо прежде бывшего ветхого деревянного, храма. В храме было устроено три престола: главный был посвящен в честь Владимирской Божией Матери, приделы: правый – в честь Рождества св. Иоанна Предтечи, а левый – св. Евсевия Самосатского.
При этом же игумене была построена каменная готической архитектуры колокольня, впоследствии увеличенная, и в ней на 2 этаже была устроена церковь в честь св. Николая чудотворца.
Игумен схимник Евсевий скончался в 1746 г. и тело его было погребено под построенною им Владимирскою церковью. Впоследствии в 1846 г., по случаю постройки нового, ныне существующего храма, при копании рвов для фундамента обретено было тело игумена нетленным, о чем тогда же монастырским начальством доведено было до сведения архиепископа Антония II, и по резолюции его 3 марта 1846 г. без всякой огласки было перенесено и погребено в Митрофановской часовне, нынешней усыпальнице, под трапезною Вознесенской церкви. Народ свято чтит память сего благочестивого игумена и ежедневно над его гробницею совершаются панихиды. Над гробом его устроен катафалк, на верху коего положена доска металлическая с рельефным изображением схимонаха, игумена Евсевия.
В Николаевском храме и приделах его иконостас древний, старинного обыкновенного письма. На храмовой иконе левого придела в честь св. Евсевия изображены вместе со св. Евсевием и св. Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст. Св. Евсевий изображен в священническом облачении: в таком же виде он изображен и на старинной иконе, находящейся на стене близ иконостаса придельного Евсевиевского придела.
«Указатель храмовых празднеств в Воронежской епархии» выпуск 4, Воронеж. Типография В. И. Исаева, 1886 г.

Zeen is a next generation WordPress theme. It’s powerful, beautifully designed and comes with everything you need to engage your visitors and increase conversions.

Добавить материал
Добавить фото
Добавить адрес
Вы точно хотите удалить материал?