Сложно представить, что за этим строгим классическим фасадом дворца на набережной реки Мойки в Санкт-Петербурге скрываются залы и гостиные невиданной роскоши и красоты. А еще сложнее поверить, что именно в них произошло самое загадочное убийство своего времени — любимца императорской семьи старца Григория Распутина. Дворец принадлежал князьям Юсуповым. Говорили, что они значительно богаче императорской семьи.
В их фамильном гнезде слились воедино все стили и эпохи: барокко, рококо, классицизм, ампир, необарокко, неорококо, неоклассицизм и модерн. Чего здесь только нет: парадная лестница из каррарского мрамора, Красная, Синяя, Зеленая гостиные, бальные залы, обитые бархатом диваны, антикварные мебельные гарнитуры, античные скульптуры, увитые цветами люстры, театр, похожий на драгоценный ларец, восточная роскошь, европейская сдержанность и домашний уют. Кажется, что хозяева воплотили во дворце самые буйные свои фантазии. Так и есть – ведь дворцом владели пять поколений одной из богатейших аристократических семей России. Да и предыдущие его хозяева занимали не последнее место в Империи.
История
У Юсуповского дворца на Мойке богатая предыстория – на этом месте еще при Петре I стоял деревянный дом его племянницы царевны Прасковьи Иоанновны. Впоследствии он неоднократно менял хозяев, пока в XVIII веке не оказался собственностью знатного вельможи елизаветинской эпохи генерала-аншефа графа П.И. Шувалова. По заказу его сына и проекту француза Валлен-Деламота в 1770-х годах выстроили шикарный каменный дворец в стиле барокко лицевым фасадом на Мойку, щедро украшенный разнообразной скульптурой и колоннами.
В конце XVIII века дворец выкупила Екатерина II для своей подруги, племянницы Потемкина, Александры Васильевны Браницкой. А в 1830 году ее наследники продали именье князю Николаю Борисовичу Юсупову.
Богатые и знатные
Николай Борисович Юсупов был баснословно богат и великолепно образован. Список его должностей и регалий бесконечен: сенатор, директор театров, заводов и Эрмитажа, член Государственного Совета, верховный маршал при короновании трех императоров: Павла I, Александра I и Николая I… Для него даже придумали персональную награду – жемчужный эполет. А кроме того, он обладал отменным художественным вкусом. Именно он по велению царствующих особ пополнял коллекции Эрмитажа и других царских резиденций.
Юсуповы вели свою родословную аж с VI века. Они верили, что их предок — Абу Бекр, первый халиф в Арабском халифате, являлся одним из помощников Мухаммеда!
Его потомок султан ногайской орды хан Юсуф-мурза поступил на службу к русскому царю Ивану Грозному. Сыновья мурзы братья Суюмбеки так хорошо служили царю Федору Иоанновичу, что одному из них он подарил целый город.
Правнук Юсуфа Абдул-Мурза ради продвижения по службе поменял веру и стал русским князем Дмитрием Сеюшевичем Юсупово-Княжево. Попросту – Юсуповым. Григорий Юсупов помогал Петру I во всех его грандиозных начинаниях. Цари ценили верную службу: к XVIII веку Юсуповы имели около 50 имений. Только в Санкт-Петербурге сохранились четыре их особняка. Юсуповский дворец на Мойке с роскошными парадными залами и гостиными, предназначенными для приемов особ царских кровей, – самый шикарный из них. Его по праву называют самым красивым петербургским дворцом.
Новая жизнь дворца
При Николае Борисовиче Юсупове бывший дворец Шувалова на Мойке изменился до неузнаваемости – от него остался только парадный двор с колоннадой и тремя воротами и расположенный в глубине парка павильон, уникальный памятник садовой архитектуры XVIII века. Дворец лишился пышного фасада и приобрел «классический» вид. Ему добавили третий этаж и достроили новый корпус с Белоколонным залом со стороны набережной Мойки. Построили танцевальный зал, Зелёную, Императорскую и Синюю гостиные. Разбили сад с новыми оранжереями.
После смерти Николая Борисовича Юсупова дворец значительно увеличили, чтобы перевезти его богатейшую коллекцию из подмосковного Архангельского. Для хранения драгоценных экспонатов построили целых пять залов: Николаевский зал, Прециоза, Ротонда Кановы, Античный зал, Римский зал, Белозеровскую галерею. Еще бы – ведь в них предстояло разместить полотна Рубенса, Ван Дейка, Рембрандта, скульптуры Джованни Болоньи, Антонио Кановы.
Зодчий Бернар Симон построил Зимний сад и Гобеленовую Гостиную, где хранились гобелены, подаренные князю самим Наполеоном. В Николаевском зале размещались мраморные портреты-изваяния владельцев дворца работы И. Витали. В Ротонде Кановы расположились «Амур и Психея» и «Амур с луком и колчаном» итальянского скульптора Кановы.
Юсуповский дворец — центр артистической и театральной жизни Санкт-Петербурга
Юсуповский дворец превратился в центр притяжения художественной элиты того времени благодаря вкусу, образованности и гостеприимству хозяев. Он «помнит» Пушкина, Карамзина, Крылова, Вяземского, Жуковского, Бомарше. Первую русскую классическую оперу «Иван Сусанин, или жизнь за царя» Глинки впервые поставили в театре дворца.
Огромный Юсуповский дворец, кроме парадных залов, состоял из целого комплекса построек, обслуживающих торжественные приемы, балы, салонные вечера и театральные спектакли. Только кухонь было три: для прислуги, небольшая кухня в главном здании и Большая кухня, где во время пребывания Юсуповых во дворце готовили еду для званых обедов. А также здесь находились кондитерская, моечная, кладовая, подземный и надземный ледники для хранения продуктов, сараи для экипажей, конюшни, сеновал, прачечные, гладильни, дворницкие, квартиры для многочисленной прислуги и огромный старинный сад.
В 60-е годы XIX века Юсуповский дворец опять кардинально изменил свой облик благодаря архитектору Ипполиту Антоновичу Монигетти по заказу Николая Борисовича Юсупова-младшего. Новый хозяин дворца, композитор и коллекционер, прислал из Парижа подробный план его перестройки. Тогда появилась великолепная парадная лестница из каррарского мрамора с итальянскими скульптурами, камины из редких минералов, роскошная мебель и изысканные люстры.
В 1890-е годы перестроили Домашний театр в стиле рококо. Сейчас это одна из главных достопримечательностей Юсуповского дворца, ведь в театре выступали выдающиеся музыканты и поэты: Глинка, Даргомыжский, Лист, Шопен, Шаляпин, Полина Виардо, Собинов, Блок, Есенин, Маяковский.
Последние хозяева дворца
При последних владельцах князе Феликсе Феликсовиче Юсупове и его жене Ирине Александровне, в девичестве Романовой (внучке Александра III и племяннице Николая II) дворец еще раз преобразился и приобрел свой современный вид. Они считались самой красивой, богатой и знаменитой супружеской парой Российской империи. Феликс оказался единственным наследником баснословного богатства Юсуповых после того, как его старшего брата Николая застрелили на дуэли.
Не факт! Существует легенда о проклятии рода Юсуповых. Когда в Орде узнали, что потомки Мурзы предали свою веру, их прокляла местная колдунья: из братьев одного поколения будет выживать только один, а другие не доживут до 26 лет.
Юный отпрыск аристократического семейства с буйным непредсказуемым нравом и нежной почти девической красотой был известен своим эпатажным поведением – любил переодеваться в женские костюмы, поэтому ходили слухи о его нетрадиционной сексуальной ориентации. Причем он обладал явными актерскими способностями – однажды даже привлек внимание известного донжуана английского короля Эдуарда VII. Говорили о его романе с воспитанником царя великим князем Дмитрием Романовым, тоже личностью весьма неординарной.
Молодой Юсупов увлекался не только театром, но и автомобилями – у главы первого русского автомобильного клуба только в Крыму их было три. И он получил хорошее образование в Оксфордском университете.
Интересно! В Оксфорде молодой князь произвел настоящий фурор экстравагантным поведением и изысканным вкусом. Из своих комнат с белыми стенами, черным ковром, оранжевыми шторами и синими стульями он сделал своеобразную выставку современного искусства. После этого в Англии началась мода на черные ковры.
Однако в утонченную красавицу царских кровей Ирину Александровну Романову он влюбился по-настоящему и на всю жизнь. Пытаясь произвести впечатление на возлюбленную, он устроил в Юсуповском дворце «Фонтан слез» из уральских самоцветов. В залах и гостиных стояли вазы с драгоценными камнями.
Романовы готовились к свадьбе. Против был только Григорий Распутин, подозревающий жениха в гомосексуализме. Находящаяся всецело под его влиянием императрица Александра Федоровна даже перестала разговаривать с мужем, когда он согласился на этот брак.
После свадьбы в 1915 году Феликс Юсупов продолжал заваливать жену дорогими подарками. В специальной комнате княжеского дворца насчитывалось три тысячи пар ее обуви. Впрочем, с доходом больше миллиона рублей в год он легко мог себе это позволить. Юсуповым принадлежали 17 имений, рудник в Донбассе, 8 доходных домов, сотни предприятий. Феликс Феликсович называл себя не просто князем Юсуповым, но и графом Сумароковым-Эльстон. Его знатные предки соединили свои фамилии в таком вот почти комичном сочетании.
Интересно! В «Двенадцати стульях» Ильфа и Петрова редактор пролетарского журнала, издеваясь над поэтом-халтурщиком Ляпис-Трубецким, предлагал ему взять тройной псевдоним Юсупов-Сумароков-Эльстон.
Юсуповский дворец с многочисленными парадными залами и гостиными больше напоминал музей, а не уютные жилые покои. Да и мода менялась, а Юсуповы всегда находились в ее авангарде. Поэтому в начале XX века архитекторы Вайтенс и Белобородов на первом этаже дворца оформили личные покои молодых в стиле модерн с привлечением художников из авангардного объединения «Мир искусства» Сергея Чехонина и Николая Тырсы. Юсупов называл эти комфортные, стильные и современные апартаменты «гарсоньеркой». Они не были такими уж скромными – одна Большая гостиная занимала около 100 кв. м. Юсуповский дворец обзавелся всеми благами цивилизации: электричеством, отоплением, водопроводом и канализацией. В 1915 году у Юсуповых родилась дочь, которую, как мать, назвали Ириной. Однако увлекающаяся натура молодого аристократа не знала покоя.
Убийство знаменитого старца
После начала Первой Мировой князь, одержимый патриотическими идеями, решил получить военное образование.
Роковое убийство «порочного старца» произошло в ночь на 17 декабря 1916 года в подвальной комнате Юсуповского дворца, смеси гостиной с будуаром. В Распутине князь Юсупов видел основную причину военных неудач России. Однако существует и другая версия – что он оберегал свою жену от сладострастного старца, который ее настойчиво домогался. Во дворец его заманили под предлогом излечения Ирины от головных болей.
Не факт! Существует и совсем абсурдная версия, что Распутин добивался самого Феликса Юсупова. Видимо, он был совсем не в княжеском вкусе…
Кто кого любил, теперь уже не узнать, зато кто кого убил – известно точно. В заговоре участвовали также великий князь Дмитрий Павлович Романов, ближайший друг хозяина дворца, член Думы Пуришкевич, капитан Иван Сухотин, кадет Василий Маклаков и врач Станислав Лазорвет, который должен был отравить Распутина. Когда стало ясно, что яд не действует, Феликс Юсупов выстрелил в него несколько раз, а Дмитрий Романов добил ударом по голове. Однако Распутин оказался необыкновенно живучим. Его тело бросили в Неву, где оно через несколько часов всплыло – при утоплении старец был еще жив и как-то выбрался из завязанного мешка, в который его упаковали.
Наутро заговорщики стали народными героями. Разгневанная императрица хотела их казнить, но за них заступились другие члены семейства Романовых, которые тоже ненавидели Распутина. В результате убийц просто выслали из Петербурга. Это спасло им жизнь. Из своего курского имения Юсуповы вскоре перебрались в Крым. И очень вовремя – оттуда они смогли быстро уехать в Европу, где оказалась вся русская аристократия после прихода к власти большевиков.
Интересно! По отзывам современников Феликс Юсупов обладал особым магнетическим взглядом. Пронзительный, прошивающий насквозь взгляд отмечали также у его врага Григория Распутина.
На убийстве Распутина Юсупов впоследствии неплохо заработал. В 1927 году он опубликовал книгу воспоминаний «Конец Распутина». А в 1932 году, защищая честь жены, выиграл иск на солидную сумму у голливудской студии MGM: в фильме студии «Распутин и императрица» Ирина предстала в образе любовницы Распутина.
При Советах
После октябрьского переворота Юсуповский дворец на Мойке национализировали. Великолепные залы предполагалось сдавать разным организациям, а картинную галерею ликвидировать. При описи имущества дворца обнаружили тайники с работами выдающихся художников Фрагонара, Коро, Гвидо Рени, Веласкеса, Ван Дейка, Рубенса, Рембрандта и скрипки работы братьев Амати и Антонио Страдивари.
Факт! Деньги от продажи двух полотен Рембрандта, чудом вывезенных владельцем дворца на Мойке из революционной России, здорово поправили материальное положение супружеской четы в 1921 году – они безбедно жили в Париже всю оставшуюся жизнь, да еще и помогали русским эмигрантам.
Настоящими сокровищами тайников Юсуповского дворца стали письма, рукописи и автографы Державина, Вяземского, Пушкина, Гоголя, Шиллера, Гюго, Мериме, Бомарше и 26 личных писем Пушкина.
Большевики в Юсуповском дворце на Мойке открыли музей дворянского быта. Он просуществовал недолго – до 1925 года. После его закрытия коллекции разошлись по разным музеям Москвы и Ленинграда, а сам дворец стал Центральным домом работников просвещения. Ему невероятно повезло – его залы оставались почти в полной сохранности до начала войны.
Во время блокады дворец превратился в эвакогоспиталь N 67. В залах и гостиных установили больничные койки и печки-буржуйки, копоть от которых оседала на изысканных интерьерах, лепных потолках и паркете из редких пород дерева. Здание было сильно повреждено бомбами, снарядами и пожаром. В послевоенное время началось его восстановление под руководством Ирины Николаевны Бенуа.
В настоящее время музей «Юсуповский дворец на Мойке», уникальный памятник дворянской культуры XVIII-XX веков, живет насыщенной культурной жизнью. По его парадным залам и покоям проводят разнообразные тематические экскурсии. В Домашнем театре Юсуповского дворца ставят спектакли. В Юсуповских кухнях устраивают посиделки. В Музыкальной гостиной играет настоящий механический орган. Недавно после реставрации открылась Мавританская гостиная, оформленная зодчим Монигетти в 1860-х.
Посетители могут полюбоваться на залы и гостиные дворца, в которых можно заблудиться (во дворце 28 залов). А также побывать в жилых покоях его последних владельцев, в том числе в экспозиции «Убийство Г.Распутина», которая вызывает наибольшее количество отзывов. В ней ощущается гнетущая атмосфера, в которой группа русских аристократов решилась на преступление. Правда убийство знаменитого старца отнюдь не спасло Россию от кровавого хаоса последующих лет, а как будто подтвердило его пророчество – в случае его насильственной смерти не будет ни царской семьи, ни Российской империи.