В наше время у самой дороги близ села Юрлова стоит полуразрушенный храм Воскресения Словущего древнего села Ельманово-Воскресенское.
Церковь в селе была исстари. В Смутное время ее уничтожили литовцы. В 1629 г. село находилось во владении Ивана Елизаровича Бартенева как старинная вотчина его отца и деда. Село затем названо Воскресенским по церкви, построенной в 1654 г. Петром Борисовичем Бартеневым. В 1687 г. село перешло к его сыну Павлу Ивановичу Бартеневу. Он в 1711 г. заложил село своему зятю Анисиму Ивановичу Березникову, который в 1727 г. построил ныне существующую церковь Обновления храма Воскресения Христова с приделом в честь великомученицы Екатерины.
В 1830-х годах Ельмановым, где было тогда 500 душ, владел отставной драгунский офицер Павел Алексеевич Березников. Гостившая в усадьбе А.О. Смирнова-Россет писала: чистота и порядок совершенно казенные и казарменные, прекрасный хлеб пекли дома, рядом со столовой – оранжерея, в которой росли георгины и розы, на дворе была кузнечная изба, столярная, имелись свои портные и сапожники. В 1898 г. настоятелем храма был священник Михаил Афанасьевский.
В 1940-60-х годах алтарь храма, трапезная и верхние ярусы колокольни были разрушены.
Источник: Московские епархиальные ведомости, 2002, № 9-10
26-го сентября в престольный праздник храма Воскресения Словущего в селе Юрлово состоялась первая Литургия, не совершавшаяся там уже 80 лет.
Разрушенные храмы уже стали печальной приметой нашего времени, вернее, наследством от не столь далекой советской эпохи. Не обошла такая участь и храмы Можайского района. Один из них – храм Воскресения Словущего в селе Юрлово, прежде носившее название Ельманово-Воскресенское. Храм уже подвергался разрушению от рук литовцев в Смутное время. Свой нынешний вид архитектура приобрела благодаря владельцу села Анисиму Ивановичу Березникову.
Наверное, у многих возникнет вопрос о названии церкви, а именно, что значит Воскресение Словущее. Все Воскресенские храмы за пределами Иерусалима строились во имя Воскресения Словущего, или Обновления, то есть освящения после восстановления, совершенного в иерусалимском храме в 355 году при святом равноапостольном Константине Великом.
В юрловском же храме было ещё два придела, в честь великомученицы Екатерины и иконы Божие Матери «Всех скорбящих радость». Но и эти приделы, и сами алтари не сохранились. И на данный момент можно увидеть лишь стену, за которой раньше находилась алтарная часть центрального храма.
Стоит ли говорить о том, в каком состоянии находился храм после долгого периода запустения и невмешательства человека. Для того, чтобы совершить службу, предстояло выполнить невероятное количество работы. Благо, по просьбе настоятеля отца Ярослава, собралась целая группа молодежи, многие приехали даже из Москвы и области, чтобы «очистить храм от хлама» (так и выглядел этот призыв). Своими впечатлениями от увиденного поделилась Анна из Мытищ: «Когда мы подъехали к храму, стало как-то очень грустно. Даже не верится, что недалеко от столицы, во времена благоприятные, есть ещё такие заброшенные, забытые людьми сельские церквушки. Храм полуразрушен, алтарной части нет, отсутствует внутреннее пространство, соединяющее основной придел с колокольней. Дырки в стенах заколочены досками и кусками какого-то непонятного другого строительного материала. Но печальнее всего было то, что этот Божий Дом был превращен человеком в сарай. Войти во внутреннее пространство церкви было практически невозможно, до самой двери всё было завалено старыми бесполезными вещами, какой-то одеждой, бытовым мусором, досками, стёклами, сеном и т.д. Уборка закончилась только к вечеру. Почти всё время ушло на то, чтобы вынести из храма все ненужные вещи: доски, мусор, тряпки… Храм расчистили, подмели полы. На душе стало радостнее и светлее. Начинает потихонечку оживать Божий храм!» Действительно, все, кто видел храм до уборки и во время службы только и говорили «чудо, чудо..»
А чудом явилось то, что уже через неделю после уборки была совершена служба и всё было как и положено в настоящем храме: привезли престол, в центре храма стоял аналой с иконой Воскресения Христова, украшенной цветами, в левой части храма поместился небольшой клирос, а сам храм наполнился молящимися. Конечно, на первую службу приехали в основном люди из города: отец Ярослав с семьей, хор, бабушки, которые неведомым никому образом добираются в любой храм в любое время, как бы далеко от города он не находился. Из самого Юрлово пришли на службу три человека: две женщины и мужчина. Одна из женщин сказала о том, что это невероятно радостное событие лично для нее, и она очень надеется и ждет, что теперь службы будут проводиться тут как можно чаще.
Внутри церкви было очень холодно и сыро, поэтому этим солнечным сентябрьским днем все оделись буквально по-зимнему. Но мало кто успел почувствовать холод или другие неудобства. Отец Ярослав поделился, что даже не заметил, как закончилась служба, как пел хор, холодно ли было, но не потому, что был невнимателен, а как раз наоборот, от благодати.
Престолы в храмах Воскресения Словущего – еще одна Пасха. Так и в Юрлово, служба венчалась пасхальными песнопениями, крестным ходом и возгласами «Христос воскресе!». И как полагается на настоящем празднике – угощение и подарки!
Все долго расходились после окончания службы, кто-то общался, кто-то делился впечатлениями, а кто-то доедал пирожки, которыми всех угощали, но все уходили с надеждой и желанием, что службы теперь будут служиться как можно чаще, или, по крайней мере, регулярно, что начатая работа по восстановлению будет продолжаться, и церковь приобретет вновь свое благолепие. А главное, двери храма всегда будут открыты для человека и его молитвы к Богу.
По церковному преданию во время освящения любого храма, к нему приставляется ангел Божий, который является, собственно, хранителем этого храма до конца всех веков, до второго Пришествия Христова на землю, до Страшного Суда. Следовательно, если в городе или селе стоит храм, то имеется и хранитель у этого селения. Тогда возникает вопрос: а если сами жители рушат храм, взрывают его, разбирают на фундамент для своих сараев и домов – в этом случае будет ли на них мир и благоденствие, может ли быть процветание и благополучие? Будет ли Ангел молиться на руинах Божьего храма за разрушителей? Ответ очевиден. Может быть поэтому прежде процветающее село Елманово превратилось в захудалую деревеньку Юрлово на окраине Московской области? Пришло время собирать камни и вместе с Ангелом этой веси молиться о её воскрешении в восстанавливаемом храме Воскресения Христова (Словущего).
из газеты «Газета «Можайское обозрение»»
Каменный храм во имя Обновления храма Воскресения Христова с южным приделом св. вмц. Екатерины в Елманове построен в 1727 г. на средства обер-комиссара Анисима Ивановича Березникова. Сын его отставной капитан Дмитрий Анисимович писал в 1758 г., что в церкви Воскресения Христова на многих иконах краски, особенно на ликах, слиняли, крест на церкви сломило бурею, крыша на церкви и приделе сгнила. 12 марта 1758 г. дозволено ветхости возобновить и церковь снаружи выбелить.
В 1787 г. снова исправлены ветхости церковные на средства помещика, полковника Алексея Дмитриевича Березникова. В 1798 г. село Елманово принадлежало полковникам Петру и Алексею Березниковым.
После разгрома 1812 г. иконостас Воскресенского храма исправлен в 1819 г., в 1825 г. деревянная крыша храма заменена железною. Придел св. вмц. Екатерины сделан теплым в 1829 г., тогда же в нем возобновлен иконостас на средства помещика, полковника Павла Алексеевича Березникова. В 1832 г. возобновлен иконостас Воскресенской церкви того же П. Березникова. В 1856 г. устроен и освящен северный придел во имя Божией Матери «Всех скорбящих радости», тогда же П. Березниковым возобновлен и освящен Екатерининский придел, в алтаре которого устроен новый престол, им же в 1860 г. возобновлены иконостас, вся внутренность Воскресенской церкви и устроен новый престол.
В 1868 г. старые церковные колокола весом в 78 ½ пуд. заменены новыми в 163 ½ пуда весом. В 1879 г. приложены к колокольне для прочности каменные пристройки с северной и южной сторон. Замечательно в храме древнее серебряное кадило с бубенцами, в верхней и нижней части с резными серафимами, весом в 2 фунта. Причт состоит из священника и псаломщика, причт получает % 332 руб. и 40 руб. на отопление дома для причта. Земли усадебной 3 дес., пашенной 18 дес., сенокосной 7 дес.
«Можайский уезд Московской губернии (существующие и уничтоженные сельские церкви). Н. А. Скворцов. Москва, Печатня А. И. Снегиревой, 1911 г.